На дорогах Нижнего Тагила начались ямочные ремонты. Низкие температуры не позволяют укладывать покрытие по классической технологии, поэтому в межсезонье выбоины латают холодным асфальтом. Это такой компромисс для поддержания безопасности дорог до планового ремонта, который проходит только в тёплое время года — после 15 апреля. Почему большие ямы нельзя заливать холодным асфальтом и есть ли шанс у таких дорог продержаться два года «Все новости» попросили рассказать главу муниципального «Тагилдорстроя» (компания содержит большую часть городских дорог) Игоря Васильева.
Для укладки асфальта стандартным — горячим способом — необходима идеально сухая поверхность и хорошо подготовленное основание. Добиться этого в осенне-зимний период невозможно. По словам Игоря Васильева, в холодное время года даже довести горячий асфальт до ямы проблематично — он застынет. Но выбоины на дорогах могут появиться всегда, поэтому в это время дорожники прибегают к способу холодного асфальтирования, который более неприхотлив в работе. Аварийные ямы им заделывают даже зимой.
Последние годы осенью «Тагилдорстрой» запасается мешками с холодным асфальтом — так он может храниться очень долгое время. Осенью 2020 года заготовили 40 тонн. Производят их на собственном заводе, который в том числе выпускает асфальт в теплое время года. Ещё одно подобное производство есть у компании-подрядчика «УБТ-Сервис», которая также занимается содержанием дорог. В другое время производство останавливают, поэтому холодный асфальт заготавливают заранее на зиму и весну. Хранится он на улице в плотно закрытых мешках. Когда появляется потребность, мешки заносят в помещение, чтобы материал отогрелся и приобрёл пластичность.
Но как тогда смесь затвердевает на дорогах и подходит для латания ям? Всё дело в её составе. Холодный асфальт состоит из асфальтобетонной смеси, битума и разжижителей, которые испаряются с поверхности после укладки, благодаря чему смесь застывает — именно поэтому хранят состав в плотно закрытых мешках.
«Когда есть необходимость, появляются аварийные ямы, мы заносим мешки в помещение — там они в течение дня отходят. Ямы мы предварительно высушиваем, продуваем воздухом от мусора, воды и пыли, а после прогреваем газовой горелкой, и укладываем туда холодный асфальтобетон, уплотняем его виброплитой, и сверху ещё раз промазываем битумом — это увеличивает качество. Такого ремонта может хватить на несколько лет — в нашем городе есть примеры», — объясняет Игорь Васильев.
Несмотря на то, что цена такого асфальта примерно сопоставима со стоимостью классического покрытия, постоянно пользоваться им нельзя, считают дорожники. Этот вариант подходит только для ремонта небольших ям. Если заливать таким раствором большие участки, то на них будут появляться колеи из-за тяжелой техники. Ещё один минус технологии — плохая переносимость температур выше 20 градусов. В таких случаях заплатки из холодного асфальта начинают «плыть». Тем не менее, такой способ является отличным компромиссом для поддержания безопасного состояния дорог.
В этом году холодным асфальтом уже подлатали ямы на многих улицах Нижнего Тагила, например, на Краснознаменной и Индустриальной. Несмотря на то, что последнюю в этом году будут обновлять по нацпроекту БКАД, дорогу всё равно нужно приводить в нормативное состояние. Там образовались опасные изъяны и их нужно закрыть, чтобы не допустить аварий. Кстати, на нескольких участках городских улиц, которые в прошлые годы ремонтировали по нацпроекту, появились трещины. Не дожидаясь планового, гарантийного ремонта их проливают битумом.
«Это не является дефектом. Просто основание ходит, гуляет. Где-то проложены коммуникации, где-то основание асфальтобетона из бетона и из-за разницы температурного слоя бывает, что иногда появляются трещины. Но они не мешают — мы их латаем. Это такой вид работ — техническое обслуживание», — сказал директор «Тагилдорстроя».