В микрорайоне Ключики, рядом с которым возводят съезды с моста через городской пруд Нижнего Тагила, требуют остановить стройку. Недовольство достигло пика, когда люди преградили путь дорожникам и остановили работы. Жители не ожидали, что прокладывать новые полосы для разгона машин с развязки будут рядом с их домами.
Когда в 2010 году открыли Южный подъезд к Нижнему Тагилу, владельцы домов вдоль трассы не предполагали, чем это может обернуться. Дорогу расширили до четырёх полос, а автомобильный трафик вырос в разы. Жители были готовы смириться с непрекращающимся гулом машин, тем более, им пообещали поставить шумозащитные экраны. Но произошло это лишь спустя 10 лет, да и то не везде.
Изначально Свердловское управление автодорог спланировало монтаж шумозащиты везде, где стояли жилые дома. Но из проекта исчез участок вдоль улицы Патриотов в микрорайоне Ключики – она как раз примыкает к Южному подъезду. Дорожники объяснили жителям, что произошло это по требованию мэрии — неподалёку будут строить развязку для моста через Тагильский пруд. А потом узнали, что под их окнами появится ещё одна полоса для транспорта. Люди утверждают, что с ними такую стройку никто не обсуждал.
«Уже больше 10 лет идёт борьба с властями по поводу дороги, идущей вдоль улицы Патриотов. Сначала – за шумозащитные экраны, сейчас – против дороги. Трассу буквально на днях начали расширять на ещё одну полосу, тем самым нарушая все нормативы. То есть Свердловское шоссе на этом отрезке, прямо рядом с нами, станет шестиполосным, то есть добавят по полосе с каждой стороны. Получается, они приближают к нам дорогу, которая в итоге будет находиться в 10-12 метрах от моего дома», — говорит владелица дома по улице Патриотов Елена.
Жители встречались с главой Ленинского района Геннадием Мальцевым, вице-мэром по горхозяйству Егором Копысовым, приглашали мэра Владислава Пинаева, но он к людям не приехал. По словам горожан, диалога не получилось: «Чиновники не понимают нас, а мы не желаем понимать их желание испортить нам жизнь». Теперь, говорят обитатели улицы Патриотов, живущим здесь семьям придётся долгие месяцы терпеть грохот строительной техники, а после мириться с шумом и выхлопами пролетающих машин.
Противостояние жителей Ключиков и инициаторов большой стройки обострилось в минувший вторник: люди вышли на улицу и не пустили технику «Тагилдорстроя». Муниципалы по договору с генподрядчиком «АльмакорГруп» начали отсыпать обочины под строительство полосы для разгона транспорта. Стройка остановилась.
«Они остановили нам стройку. Говорят, что нарушены их права, нарушена санитарно-защитная зона. Встречались с Копысовым, с представителями службы заказчика, но ни о чем не договорились и приехали ко мне. Ногами топали, выражали недовольство, сказали, что будут бросаться под экскаватор. Но их доводы ничем не обоснованы: проект прошёл госэкспертизу и все согласования. Но всегда найдутся недовольные», — говорит руководитель проекта строительства моста Вячеслав Назаров.
В «АльмакорГруп» добавили, что шумозащитные экраны вдоль улицы Патриотов всё-таки поставят, но уже на финишной прямой строительства. А сворачивать обустройство дополнительных полос для машин генподрядчик не намерен. Компания при возведении моста заручилась поддержкой областных и местных властей, гарантировано финансирование работ. К осени 2022 года переправу с подъездами, развязками и сопутствующей инфраструктурой должны сдать. На всё потратят около 4 млрд рублей.
Сейчас горожане намерены отстаивать право на тишину в суде. Но перспективы таких тяжб туманны, считает юрист Максим Малахов. Дело в том, что обширные полосы отвода в 25 и более метров при строительстве дорог устанавливаются лишь на дорогах вне населённых пунктов. А история с Ключиками сюда не подпадает – микрорайон находится в границах Нижнего Тагила. Даже если бы требования распространили на эти территории, то застройки бы просто не осталось. Другое дело – защитить жителей от грохота.
«В конкретном случае работает закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и есть положительная судебная практика. Если шум от дороги будет превышать предельно допустимый норматив, установленными СанПиНами, то на собственника дороги возлагается обязанность установить звукопоглощающие щиты. Уровень шума по жалобе граждан замеряет Роспотребнадзор и в случае несоответствия нормативам выдаёт предписание владельцу дороги. Применительно к шуму от новой дороги, понятно, что он там будет. Но судебных перспектив о признании незаконности строительства дороги нет. Частной собственности здесь нет, земля – муниципальная, назначение земли совпадает. Дорога существует много лет, дома тоже. Определённые неудобства есть, но для этого есть вариант с установкой шумозащитных экранов», — комментирует Максим Малахов.