ВС, 22 декабря 2024

История города от Мирона Черепанова: фильм о Нижнем Тагиле появился в сети

К 300-летию Нижнего Тагила вышел фильм о том, как жил и менялся город. Это не скучное перечисление дат и фактов, а захватывающая, местами трогательная до слез история. Предпоказ прошел в кинотеатре «Родина», а официальная премьера состоялась в День города под открытым небом на Лисьей горе. Теперь ленту можно посмотреть в YouTube.

Идея фильма родилась весной, когда мэрия заказала фильм-подарок к 300-летию Нижнего Тагила. Автором проекта стал редактор телекомпании «Телекон», обладатель двух статуэток «ТЭФИ-Регион» Александр Мартиросов. Он хотел создать особое кино, непохожее на стандартные юбилейные фильмы. Так появился главный герой — десятилетний мальчик Артем, которому одиноко и в школе, и дома. Он готовится к краеведческому конкурсу и погружается в историю Нижнего Тагила. Всё оживает в его воображении, он обретает друга Мирона Черепанова. Никто кроме мальчика его не видит. Вместе они прогуливаются по знаковым улицам и параллельно через три века тагильской истории.

Для написания сценария авторы по крупицам собирали информацию, проверяли её, поскольку в разных источниках встречались разные интерпретации, версии и даже даты. Историки-краеведы Евгений Ставцев и Надежда Высоцкая были консультантами фильма. Они следили за достоверностью фактов. Непросто оказалось воссоздать образ Мирона Черепанова. Сведений, как он выглядел и во что одевался, сохранилось крайне мало. На единственном портрете известный изобретатель изображен по грудь. Подобрать костюм и грим помог паспорт Мирона Черепанова, в котором содержалось словесное описание его внешности.

С первого съемочного дня и до премьеры прошло ровно 40 дней. Над фильмом трудилась команда профессионалов как из Нижнего Тагила, так и из других городов. Оформлением площадок и костюмами занималась художник-постановщик из Москвы Лидия Арустамян. У нее большой опыт работы в театре и кино. Гримировала артистов Любовь Круглова из Екатеринбурга. Только на преображение Черепанова уходило не менее двух часов: нужно было повторить характерную черную бороду с рыжиной, прическу, прибавить возраст.

Актера на роль Черепанова Александр Мартиросов нашел на Фестивале театров малых городов России, который проходил в Нижнем Тагиле в июне этого года. Артем Герц приехал в город вместе с труппой Каменск-Уральского театра драмы. Он сразу согласился сыграть изобретателя. Для юных актеров устроили кастинг в соцсетях: выбирать пришлось из нескольких десятков заявок. Затем кандидаты проходили кинопробы: рассказывали о себе, декламировали стихи и даже дрались, поскольку в фильме есть и такая сцена. На главную роль выбрали тагильского школьника Акима Шинкевича.

«Когда я увидел Акима, то подумал, что он похож на главного героя, похож на того ребенка, который у меня в голове. Но не было гарантии, что это будет он, мы честно смотрели всех и всех примеряли, в том числе, на главную роль. Важно не то, как выглядит этот мальчик конкретно, а как вписать всех актеров в единый ансамбль. Главный герой, два мальчика школьных забияки и Мирон Черепанов — все должны были монтироваться друг с другом», — рассказал о нюансах кинопроизводства Александр Мартиросов.

Начинающему артисту Акиму Шинкевичу пришлось проявить выдержку. Наравне со взрослыми он по 12 часов работал на съемочной площадке. Условия временами были не самые комфортные. Например, для одной сцены ему пришлось насквозь промокнуть под ливнем, причем искусственным. Дождь устроила специальная поливальная машина дорожных служб.

«Сначала ему было немного страшно, что не справится, но атмосфера на съемочной площадке была очень доброжелательная. Сложно было, что съемки проходили с утра до вечера, а так, конечно, ему все было в удовольствие. Он со всеми подружился, расставаться ему было очень трудно. Теперь он мечтает сняться в продолжении фильма», — поделилась мама Акима Гульнара Шинкевич.

Интересная работа происходила на этапе монтажа. Специалистам предстояло анимироввать картины и фотографии прошлых лет.

«Написать словами это одно, а когда тебе это надо показать это на экране – другое. Никто почему-то в 1722 году не догадался запечатлеть основание Нижнего Тагила, по понятным всем причинам. Когда я прочитал сценарий, то понял, что у нас вообще ничего нет, половину фильма непонятно чем закрывать. Например, как ты покажешь, что Черепановы съездили в Англию? У нас кроме двух портретов и памятника никаких других изображений не было. Проще было нарисовать все заново. Но мы пошли по другому пути», — сказал видеомонтажер телекомпании «Телекон» Анатолий Тютин.

Любопытная трансформация произошла с портретом Мирона Черепанова. Как уже писали ранее, на нем изобретатель изображен по грудь, а в фильме показан в полный рост. Специалисты дорисовывали туловище, при этом сохраняя стилистику картины. На создание одного кадра порой уходил день, а то и больше.

«Сначала нарисовал Мирона до пояса с руками, которые не гнулись. Потом на следующих стадиях понял, что руки должны двигаться. Потом понял, что этого недостаточно и нарисовал его полностью. Практически с каждым персонажем происходила подобная история. <…> Бывало, сидишь целый день, а у тебя сделано всего несколько минут видео», — добавил Тютин.

Музыкой, бытовыми звуками, аудиоэффектами наполнил фильм саунд-дизайнер Алексей Салангин. Всё, что мы слышим, создавал он: гул улицы, дребезжание трамвая, перелистывание книги — те звуки, на которые обычно не обращают внимания, но именно они помогают погрузиться в атмосферу происходящего. Самое сложное, говорит Алексей, было подобрать музыку. В 25-минутном фильме использовано около 40 треков.

«Изначально была идея, что всю музыку должен написать я, но у меня было всего три недели. Чтобы написать одну главную музыку и лейтмотивы разные – нужно месяца три. А чтобы вообще всю музыку написать – надо было начать где-то в декабре. Поэтому в фильме использованы уже готовые треки. Чтобы передать эмоции, работал с частотами, где-то нужно было убрать глубину пианино, потом вывести, тише, громче – это все влияет. В сцене, когда Мирон Черепанов исчезает, подобрано четыре трека, а звучит, как один», — раскрыл подробности создания фильма Алексей Салангин.

Озвучил Мирона Черепанова легендарный актер театра, кино и дубляжа Никита Прозоровский. Его голосом с российских телеэкранов «говорят» Роберт де Ниро, Бен Кингсли, Гэри Олдмен и другие голливудские звезды.

«У меня была давняя мечта когда-нибудь в этой жизни поработать на озвучке с Никитой Прозоровским. Я ему написал, отправил сценарий и он на следующий день согласился. Он писался в своей московской студии, а я был с ним по видеосвязи. <…> Никита Юрьевич — актер высочайшего класса. Это был один дубль, и все интонации были сделаны сходу», — говорит режиссёр Александр Мартиросов.

Фильм к 300-летию Тагила покажут на городском ТВ, в школах, запустят в прокат кинотеатра«Красногвардеец». Но уже сейчас эта киноработа есть в интернете на YouTube-канале телекомпании «Телекон». У этой картины нет возрастных ограничений. Школьники и дошкольники будут сопереживать главному герою и одновременно узнают интересные факты о родном городе, взрослые освежат знания, посмотрят на знакомые улицы под другим углом и, возможно, задумаются, достаточно ли времени уделяют своим детям.


Видео: телекомпания «Телекон» / YouTube

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus