На каких дорогах Нижнего Тагила появятся «умные» светофоры, как регулируется транспорт в часы пик и почему на проспекте Вагоностроителей «зеленая волна» больше похожа на «красную»? Эти вопросы обсудили депутаты во вторник, 28 марта, на заседании думской комиссии по городскому и жилищно-коммунальному хозяйству.
Вводить интеллектуальные транспортные системы в Нижнем Тагиле начали в 2020 году. Финансируют всё из федерального бюджета – за три года город получил 209 млн рублей. В том числе в этом году – почти 48 млн рублей, доложил замначальника управления горхозяйством мэрии Михаил Сёмин. Самая затратная часть проекта – это замена «начинки» светофора. На модернизацию одного перекрестка требуется не меньше 2 млн рублей.
«Большинство светофоров города до 2020 года работали в автономном режиме. Приезжал специалист, настраивал его, и он работал, не имея возможности удаленно поменять эту программу. С 2020 года мы построили центр обработки данных по этой программе, где расположено основное оборудование, программное обеспечение. Мы к этому центру начали подключать модернизированные светофоры. Сейчас существует целая сеть управления светофорами, которая расширяется каждый год», – рассказал Михаил Семин.
Сегодня налажено дистанционное управление светофорами, которые уже подключены к системе, объяснил директор «Центра организации дорожного движения Нижнего Тагила» Вячеслав Масальский. Там, где случается внештатное скопление транспорта, специалисты регулируют потоки в ручном режиме, что позволяет разгрузить сложные перекрестки. Сейчас в городе более 50% светофоров управляются на расстоянии, когда завершится модернизация всех объектов – специалисты сказать не могут. Это зависит от финансирования, а оно с каждым годом сокращается.
«Зеленая волна» уже подключена на проспектах Ленина, Вагоностроителей и Ленинградском, улицах Карла Маркса, Газетная, Островского, Восточном шоссе. В этом году светофоры “поумнеют” на улице Фрунзе, а в 2024 – на Черноисточинском шоссе. Депутаты обратились к Вячеславу Масальскому с просьбой разобраться с регулированием движения на проспекте Вагоностроителей. По их словам, там «зеленая волна» больше похожа на «красную». Водителям приходится останавливаться на каждом светофоре, что сильно затрудняет движение, особенно в часы пик.
«Там требуются дополнительные работы, в том числе по оборудованию, пока мы решаем эту задачу, в том числе, с участием специалистов, занимаемся размещением дополнительных камер, которые нам позволят в режиме реального времени контролировать обстановку на дороге. Конкретного срока завершения [работ по проспекту Вагоностроителей] нет, федеральных средств на этот участок нет, решаем за счет наших местных ресурсов», – ответил Масальский.
Уже после 2024 года в Нижнем Тагиле планируют внедрять интеллектуальное управление электронными дорожными регулировщиками. В систему будут входить датчики мониторинга транспортных потоков и дополнительное оборудование для расчета трафика. Это позволит автоматически выбирать программы светофоров в зависимости от времени суток, дня недели или сезона. Вячеслав Масальский отметил, что и сейчас режимы светофоров на некоторых перекрестках меняются по три и даже по пять раз.
Зелёная волна — автоматическая система светофорного регулирования, обеспечивающая безопасное движение транспорта. На дорогах настраивают алгоритм запуска светофоров одного за другим так, чтобы сохранялась скорость транспорта и снижался риск дорожных пробок.