СБ, 27 апреля 2024 | В Нижнем Тагиле:+19.3°C

1418 дней города красного неба. Февраль 1942 года: трудовые рекорды, воровство в столовых и бойцы-лыжники

За 1418 дней, которые длилась Великая Отечественная война, вышло 1066 номеров газеты «Тагильский рабочий». На долгое время она стала едва ли не единственным источником информации для тысяч жителей Нижнего Тагила, мощным оружием мобилизации и пропаганды. Нам стало любопытно узнать, как жил тыловой город в 1941-1945 годах, и попытаться рассмотреть за газетными строками жизнь обычного человека. Об этом новый проект ИА «Все новости» – «1418 дней города красного неба». Все публикации читайте здесь. Свежий выпуск – о феврале 1942 года: рассказываем о трудовых рекордах, бытовых безобразиях, бойцах-лыжниках и многом другом. Этот материал для вас готовила Полина Марченко.

«Стремиться работать лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня», – под таким лозунгом призывают жить тагильчан. И не просто трудиться, а мыслить масштабами производства, стараться экономить время и материалы. Первый выпуск февраля посвящен городским новаторам. Так, коллектив коксового завода широко развернул изобретательскую работу: если в четвертом квартале 1941 года было зарегистрировано только 2 рацпредложения, то в январе уже 17, из них внедрены 8. Пересмотрели свою работу технологи слесарно-сварочной группы. Раньше на сварку одной из деталей затрачивали в среднем 2 часа 20 минут, сейчас вдвое меньше – 1 час 10 минут. Механик экипажа скорой помощи А. А. Помигалов провел много бессонных ночей над чертежами и добился перевода автомобильного мотора с дефицитного бензина на более дешевый вид горючего – керосин.

«В теплые июльские вечера тов. Помигалов приходил домой усталый. Он наскоро закусывал и с вдохновением принимался за свою увлекательную, обещавшую успех, работу. Руками, непривычными к циркулю и чертежному перу, механик старательно готовил чертежи распылителя, производил сложные расчеты. Как получить воздушно-керосиновую смесь, способную оживить мотор и заставить его работать? На этот вопрос тов. Помигалов мучительно долго не мог получить исчерпывающего ответа».

  • 1/6

     

  • 2/6

     

  • 3/6

     

  • 4/6

     

  • 5/6

     

  • 6/6

     

Вдохновляют тагильчан историями об «энтузиастах трудового фронта». Масштабы переработки растут с каждым выпуском газеты. Сборщики-клепальщики отец и сын Кузнецовы выполнили нормы на 400-500 процентов. Стахановка-штамповщица артели «Металлист» – на 500-700 процентов. Знатные токари инструментального цеха – на 1147 процентов. Но настоящий стахановский рекорд производительности труда установил фрезеровщик тов. Босый, который с началом войны вместе с заводом эвакуировался из Санкт-Петербурга в Нижний Тагил и устроился на завод им. Дзержинского (ныне “Уралвагонзавод”). Работая на двух станках, он применил особое приспособление собственной конструкции, позволившее обрабатывать одновременно по две детали. За 8 часов рабочего дня Босый выполнил норму на 1480 процентов. Его заработок за это время составил 238 рублей. Тем самым он положил начало движению тысячников, которое охватило весь Советский Союз.

  • 1/2

     

  • 2/2

     

К рекордным показателям стремились не только заводах. Доярка А.Е. Татаурова в январе от своих 12 коров надоила по 196 литров молока в сутки, а за месяц от каждой фуражной коровы – в среднем по 318 литров. Она поделилась, что хорошо изучила каждую буренку и знает, как ухаживать за скотом для отличного удоя.

«План по надою молока от каждой коровы перевыполнила на 68 литров. Но это не предел <…> Я своих коров два-три раза в неделю мою теплой водой с мылом, точно по норме и в установленные часы кормлю и пою. Удой зависит и от того, как со скотом обращаются. Есть у меня корова «Валя», так, если на нее накричать, она сразу же уменьшает удой».

Все чаще поднимаются проблемы неустроенности быта тагильчан. В город съезжаются эвакуированные, население растет, и это обострило многие проблемы. На пленуме городского комитета решали, как обеспечить всех едой. Было решено обработать и засеять «каждый клочок свободной земли», чтобы в 1942 году собрать овощей и картофеля в шесть раз больше, чем в прошлом. Также говорили о необходимости создания собственной продовольственной базы.

«В районе имеется немало прекрасных водоемов, но они запущены, загрязнены и никто не занимается их восстановлением. В окрестностях города растет много грибов, ягод, кедровых орехов, но все это богатство остается почти нетронутым. Совершенно забыты такие, очень важные отрасли хозяйства, как пчеловодство, птицеводство, кролиководство. В районе имеется всего две пчеловодных пасеки и одна кролиководческая ферма».

Не хватало в городе и товаров широкого потребления, их часто не было в продаже. Ложки столовые и чайные, ведра железные, чайники, кружки, пуговицы, ковши, кровати, гончарная посуда, олифа искусственная – все это производилось в Тагиле, но в недостаточном количестве.

Городу предстояло увеличить количество столовых, закусочных, магазинов, построить бани и прачечные. Также ощущалась большая потребность в мастерских по ремонту обуви, одежды, парикмахерских и пошивочных.

Все чаще на страницах “Тагильского рабочего” звучали недовольства работой общественного транспорта.

«2 февраля, около 11 часов вечера на остановке «Вокзал» я сел в трамвай первого маршрута. Почти полтора часа трамвай простоял, а когда доехали до следующей остановки, то там стоял попутный. Всем пассажирам предложили перейти в него. На следующей остановке повторилось то же самое. Очень часто вагоны бывают в неисправности»

Но больше всего в феврале 1942 критиковали работу столовых. В письмах, которые тагильчане присылали в редакцию, указывали на большие очереди, качество блюд и даже на отсутствие вилок и ложек.

«В филиале столовой №5 к открытию здесь никогда не бывает готов суп. “Нет дров, ждите, когда привезут. Затопим и сварим”, – так обычно отвечает директор столовой. Часто не бывает воды и по этой причине суп надо ждать несколько часов».

Рассказывают корреспонденты о случаях, когда повара килограммами уносили домой продукты. Так, на Ново-Тагильском заводе в столовых доменного, мартеновского и других цехов происходили подобные «безобразия».

«Выяснилось, что у повара тов. Тепляковой обнаружена недостача нескольких килограммов крупы, сахара, мяса и десятков яиц. Причем, когда зав. столовой стала спрашивать, куда девались 30 килограммов мяса, сотрудники заявили, что они его съели и тем самым прикрыли проделки повара <...> Много и других безобразных дел было вскрыто на заседании цехкома. Членом рабочего контроля т. Медведевым выявлено, что 10 января повар Теплякова при выдаче вторых блюд недодавала по 30-40 граммов мяса».

Жаловались тагильчане на условия жизни. Общежитие на Первомайской улице не отапливалось, уборные не очищали, санобработку не проводили целый месяц. В бараке №7 и в поселке прокатного цеха Ново-Тагильского металлургического завода выбили стекла, не было электролампочек, а к водоразборной будке невозможно подойти – возле нее образовались ледяные горы.

Случались перебои с отоплением, а где-то его не было вовсе. Плохо снабжались дровами ясли в селе Николо-Павловское. Не обогревался читальный зал библиотеки – посетители вынуждены были сидеть в пальто и в рукавицах, а сотрудники часто болели. Писательница Мариэтта Шагинян, которая побывала в музее краеведения, в книге впечатлений написала вопрос, почему город не отапливает такое необходимое культурное учреждение. По ее мнению, Горсовету следовало бы устроить центральное отопление или выделить достаточно дров.

  • 1/3

     

  • 2/3

     

  • 3/3

     

Тем временем в Нижнем Тагиле подвели итоги работы школ за полгода. Дети начали учиться в необычных условиях. Успеваемость по сравнению с прошлым годом поднялась на 4%, достигнув 80%. Но отстающих было по-прежнему много: более 4 000, в основном это учащиеся 5, 6 и 7 классов. Например, шестиклассники школы №30 закончили первое полугодие с «позорнейшими показателями» – только 34% ребят имели положительные оценки в учебе. B одном из классов школы №22 из 33 учащихся 22 написали диктант на «плохо» и «очень плохо».

У студентов прошла сессия. В этом году в горно-рудном институте занятия начались с большим опозданием, особенно на старших курсах. По этой причине экзамены проводятся только на младших. Студенты сдали от 4 до 5 экзаменов и до 3 зачетов. За первые несколько дней 23,4% получили «отлично», 27,2% «хорошо», 29,6 % – «посредственно». Были случаи неявки студентов на экзамены. С одной стороны, это объясняется тем, что многие совмещают учебу с работой на производстве, а с другой – с недисциплинированностью.

  • 1/2

     

  • 2/2

     

По-прежнему жители отправляют теплые вещи для бойцов Красной армии. Еще один сбор объявили для эвакуированных детей. За несколько дней принесли около 2000 вещей вместо 700. Только в одном коммунально-бытовом отделе собрано больше 1000. 160 различных детских вещей собрано в комбинате металлоизделий.

Помогали тагильчане в восстановлении районов, освобожденных от фашистов. Например, учащиеся школы №38 решили взять шефство над одной из школ. Ребята приготовили 153 книги – учебники и произведения художественной литературы, сотни ручек, линеек, карандашей, детские платья, рубашки и пальто.

  • 1/3

     

  • 2/3

     

  • 3/3

     

Афиша в феврале 1942 года не блистала яркими выступлениями. Нижний Тагил посетил передвижной оперный ансамбль Свердловской филармонии. В клубе им. Горького показали «Травиату» Bерди. Но местную публику опера не впечатлила.

«В организации этого ансамбля есть немало недостатков, снижающих качество художественного восприятия этого музыкального спектакля. Опера шла в сукнах. На сцене стояла мебель из спектакля «Дети Ванюшина». Небольшой музыкальный ансамбль был представлен только смычковой группой инструментов. Следовательно, передвижной театр не имеет своего оформления, недостаточен у него и оркестр».

Новую программу представил Нижнетагильский цирк, но ее рецензенты назвали неудачной. По их мнению, она получилась «серая, вялая, ремесленнически-скучная, «пересолена» дрессировкой и явно «недосолена» акробатическими и гимнастическими номерами.

Зато весь город объединил всесоюзный комсомольско-профсоюзный лыжный кросс. Соревнования проходили на заснеженных равнинах Тагильского пруда, парков культуры отдыха Дзержинского района и Ново-Тагильского металлургического завода. В соревнованиях поучаствовали более 11 тысяч человек, из них 6 тысяч показали хорошее время и уложились в нормы ГТО и БГТО. Кросс, отмечают корреспонденты, стал началом воспитания «новых отрядов снежной кавалерии, бесстрашных бойцов-лыжников».

  • 1/2

     

  • 2/2

     

В следующем выпуске мы окунемся в историю марта 1942 года. Ждем от вас обратную связь и пожелания. Почта для писем: [email protected].

Благодарим за поддержку при подготовке проекта Центральную городскую библиотеку Нижнего Тагила

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus