За 1418 дней, которые длилась Великая Отечественная война, вышло 1066 номеров газеты «Тагильский рабочий». На долгое время она стала едва ли не единственным источником информации для тысяч жителей Нижнего Тагила, мощным оружием мобилизации и пропаганды. Нам стало любопытно узнать, как жил тыловой город в 1941-1945 годах, и попытаться рассмотреть за газетными строками жизнь обычного человека. Об этом новый проект ИА «Все новости» – «1418 дней города красного неба». Все публикации читайте здесь. Свежий выпуск – о марте 1942 года: рассказываем о судах над спекулянтами и уклонистами от работы, нехватке детсадов, громком рекорде тагильчанина Дмитрия Босого и многом другом. Этот материал для вас готовил Владимир Вахрутдинов.
Перевыполнили норму на 200, 300 или даже 500 процентов – такие трудовые подвиги для советского человека военной поры уже не казались чем-то удивительным. Но в начале 1942 года жителей Нижнего Тагила, а вскоре и всего Союза поразил просто немыслимый рекорд фрезеровщика УВЗ Дмитрия Босого. За 8-часовую смену он выполнил задание сразу на 1480 процентов, дав начало движению «тысячников». Вот как писали об историческом достижении в мартовском номере «Тагильского рабочего»:
«Этот трудовой подвиг человека, имя которого в один день стало известно далеко за пределами завода, наполнил сердца людей радостью. Успех стахановца толкнул многих рабочих на творческие поиски. Размышляя об этом рекорде, стахановцы вспомнили свою клятву: Все наши помыслы, наш труд, сама жизнь наша кровно связаны с великой родиной и с Вами, товарищ Сталин. Мы клянемся, что будем работать, не покладая рук и, не теряя ни минуты, делом ускорим разгром подлейшего врага».
Дмитрий Босый родом из Ленинграда, откуда эвакуировался с началом Великой Отечественной. Стал одним из рационализаторов танкового завода: изготовил приспособление, позволившее работать с металлом сразу на двух-трёх станках одновременно. На протяжении всей карьеры не сбавлял оборотов, делая по 10-12 норм в день. За достижения сначала получил Сталинскую премию, а затем был награжден орденом Ленина. После войны вернулся на родину. Трагически погиб в 1959 году, спасая утопающих. Ему не было и 50 лет.
Большой подвиг маленького человека подстегнул на новые свершения его коллег по заводу. Токари Дианов и Нефедов перевыполнили дневное задание на 2830 процентов. Секрет производительности заключался в разгоне станков на полный ход, но так, чтобы их резцы не пострадали. В итоге за смену парни протачивали сотни деталей. Этих рабочих и десятки других стахановцев Нижнего Тагила теперь называли «гвардейцами трудового фронта». И на каждой передовице «Тагильского рабочего» читателя встречала фотокарточка самых продвинутых рабочих. Оказаться на доске почёта было особой честью, попадание в пул трудяг считалось признанием особых заслуг.
Но маховик трудовых рекордов ещё только раскручивался. В соревнование по производительности стали вступать заводы, а затем и целые города. В марте началось социалистическое состязание Тагила и Свердловска. Темп задали доменщики Ново-Тагильского завода. За половину марта они досрочно выполнили план.
«Особенно хорошие успехи у коллектива доменной печи №1. Здесь план значительно перевыполнен. Честным, самоотверженным трудом горновые тт. Жученко, Фокин, Кузнецов, Рудь добиваются высоких показателей в работе. В отдельные дни бригада Фокина выполняет задание на 118 процентов. Слаженно, организованно трудится бригада тов. Рудь. Несмотря на то, что ей, как подменной, приходится переходить с одной печи на другую, работать при разных условиях, она не снижает темпов, дает высокий процент производительности труда на обеих печах», – отчитывается об успехах коллег слесарь Масленников.
Правда, не все в военное время соглашались добровольно отправляться на работу. Осознавая потери на фронте и нехватку людей на производстве, Президиум ВС СССР издает указ о мобилизации трудоспособного населения. На заводскую службу призывали всех мужчин 16-55 лет и женщин 16-45 лет. Исключение сделали для поступающих в училища и фабричные школы, матерей с детьми до 8 лет, учащихся техникумов и вузов. Нарушителей карали уголовной ответственностью – немало таких примеров было и в Нижнем Тагиле.
Так, гражданка Першина 6 марта была мобилизована на завод. Не пожелав трудиться, она уехала в Егоршинский район. Через некоторое время вернулась, но на работу не вышла. Товарищ Бурков долгое время нигде не работал, находясь на иждивении жены. На трудовой вызов райсовета не явился и категорически отказался вставать за станок. Точно так же поступила бездетная Потапова. Каждого народный суд приговорил к году исправительно-трудовых работ.
Наказывали горожан и за спекуляцию: отмечалось, что в трудные для страны дни любители лёгкой наживы срывают нормальное снабжение населения и угрожают государственной торговле. В квартире А.И. Иванова при обыске милиционеры обнаружили 115 пачек махорки и 29 пачек папирос «Дели». Его обязали явиться в уголовный розыск, но мужчина пустился в бега. Колесил по стране, подворовывая у пассажиров поездов. Арестовали нарушителя в Тагиле, где он пытался продавать табак по спекулятивным ценам. По совокупности преступлений его приговорили к 10 годам лишения свободы.
Маркина во время отпуска купила 125 стаканов табака – по 7 рублей каждый. А перепродавала почти втрое дороже, уже по 20. Часть табака женщина обменяла на шелковое платье, бурки и другие вещи. Предприимчивость стоила ей свободы – суд постановил отправить горожанку за решётку на 7 лет. Доставалось и работникам общепита: буфетчицу станции Нижний Тагил осудили на 5 лет колонии с конфискацией имущества за воровство и обман покупателей.
«На каждый бутерброд полагалось 50 граммов хлеба и 25 граммов селёдки. При проверке обнаружено, что Новикова в целях наживы уменьшала норму хлеба каждой порции до 35-40 граммов, а селедки до 10-15 граммов. В результате преступных действий извлекла от продажи бутербродов в свою пользу 440 рублей 50 копеек. <…> Занималась Новикова и самоснабжением. Из полученных в кухне для продажи пирогов она унесла к себе в квартиру 44 порции. При обыске у нее обнаружено на 25 рублей золотых и на 14 рублей серебряных ложек», – рассказывают в народном суде района.
Продолжились в Нижнем Тагиле и сборы для нужд армии. Ещё недавно силами уральцев удалось пожертвовать миллионы рублей на строительство танковой колонны «Свердловский комсомолец». А в марте объявили сбор на новый эшелон, который назвали «Свердловский МОПРовец». В первые дни только работники общепита передали в фонд 60 тыс рублей. Начали делиться заработанным и на сборку эскадрильи самолетов – только в одном ремесленном училище откликнулись 85% учеников и работников, они отдали в фонд 50 тысяч рублей.
Параллельно пионеры и школьники взялись за сбор вещей для детей, эвакуированных в Нижний Тагил из оккупированных районов. Почти в каждой квартире жильцы сдавали по нескольку детских вещей и предметов обихода. За короткий срок только пионеры Ленинского района собрали около 5000 вещей: 78 теплых пальто, 15 пар валенок, более 400 комплектов белья и многое другое. Отправляли также посылки детям из освобожденных территорий: учебную и художественную литературу, одежду, сладости.
В Нижнем Тагиле продолжают решать острые социальные проблемы. Одна из них – полное отсутствие детских столовых. Первый пищеблок заработал в ресторане «Северный Урал», где с 9 до 15 часов питались 820 школьников до 14 лет. Каждая школа составила график посещения, чтобы не создавать очередей.
«Обслуживает детей специально подобранный штат официанток – 5 человек. В течение 15 минут все столующиеся получают свой обед из трех хорошо приготовленных блюд. Например, 25 марта дети кушали: на первое — белую лапшу со сливками, на второе — картофельный рулет с яйцами и на третье — брусничный компот. Пообедав, дети тут же, за столом, рассчитываются. Обед стоит в среднем 2 рубля 50 копеек. В столовой чисто, опрятно, порядок. Играет радиола. Большую работу проводит с детьми диетсестра тов. Каменецкая. Она следит за порядком, за опрятностью детей, учит их, как правильно, культурно кушать. Тов. Каменецкая сама составляет меню на каждый день. Провела беседы с официантками специально об обслуживании детей, о гигиене, о брюшном тифе», – сообщается в очередном номере городской многотиражки.
Остро стояла проблема и с нехваткой мест в детсадах. Зачислить ребенка в группу не могли как тагильчание, так и эвакуированные. Многие матери месяцами обивали пороги райисполкомов в надежде получить заветное место. Ситуация усугубилась с принятием указа о всеобщей трудовой мобилизации. Тогда сеть детсадов начали расширять за счет заводов – силами рабочих, оставшихся после смены, сколачивали мебель, настраивали оборудование, приводили в порядок помещения.
Постепенно наладилась работа городских бань, которые так ругали жители за плохую организацию. Наконец-то появился график помывочных, который даже опубликовали в «Тагильском рабочем». Бани на улицах Передовая и 2-я Свердловская были открыты ежедневно с 6 утра и до 3 часов ночи. По понедельникам помыться со скидкой здесь могли школьники. Обо всех «ненормальностях» в работе учреждений просили докладывать в горкомхоз.
В конце зимы Нижнетагильский горсовет издает запрет на спуск вредных и загрязненных сточных вод в Тагильский и Выйский пруды, реки Тагил и Выйка. Предприятия обязали немедленно приступить к очистке стоков. УВЗ предписано завершить переукладку фенольной канализации и смолоотстойника, достроить второй аэрационный прудок. НТМЗ и Коксовый завод обязали в кратчайшие сроки возвести отдельную канализацию. С завода имени Куйбышева потребовали немедленно организовать вывоз мартеновских фенольных вод на специальную выработку на Гальянском болоте. Также власти запретили свалки у городских водоемов. А администрацию питьевых водопроводов обязали взять под охрану источники водоснабжения и тщательно следить за очисткой воды и её хлорированием.
Перед первыми оттепелями горсовет также предписал всем коммунальным службам, предприятиям и домовладельцам заняться подготовкой к весне. В сжатые сроки нужно очистить от снега и льда крыши домов, водоотводные канавы, тротуары и дорожные кюветы. Организовать посыпку золой или песком скользких участков. Убирать мусор с газонов, улиц, площадей. Следить, чтобы в Нижнем Тагиле не устраивали помойки, не сливали нечистоты на мостовые. Игнорирующих требования пообещали привлечь к административной и судебной ответственности.
Требовали со страниц городской газеты отремонтировать проблемные мосты, по которым спешили на работу заводчане. Например, пришел в негодность «Горбатый мост»: на многих ступеньках нет досок, местами сломались перила. Ходить по переправе стало опасно, но чинить конструкцию начали только после детской травмы. Мост через реку Тагил в районе Красного Камня тоже нуждается в неотложном ремонте. Многие сваи сильно погнулись, барьеров нет.
Заметной новостью для горожан стало прибытие в Нижний Тагил индийского слона-великана. Вероятно, так госцирк хотел исправить первую неудачную программу, которую раскритиковали в феврале. Ещё газетчики анонсировали приезд в город маэстро циркового искусства – заслуженного артиста РСФСР Эмиля Кио. Он даст серию представлений при участии эквилибристов на проволоке, акробатов, жонглёров, воздушных гимнасток, велофигуристов, артистов-эксцентриков, клоунов:
«В программе большое иллюзионное ревю, в котором участвуют 75 артистов, во главе с артистом КИО. Номер КИО построен очень интересно по принципу демонстрации циклами, что приобретет большой интерес у зрителей, так как артиста КИО можно смотреть много раз и не видеть повторения. Сам артист КИО большой мастер циркового искусства, великолепно знающий свое дело, обладает неиссякаемой изобретательностью. Это основное его качество легло в основу создания крупнейшего иллюзионного аттракциона».
В городской библиотеке создали сеть передвижек – этаких читален на колёсах. Особенно в пору они были для служащих заводов, артелей и контор, которые в военное время не успевали приобщаться к чтению. К марту 1942-го в Тагиле насчитывалось 74 передвижки, в каждой по 150-200 популярных книг. Скрасить досуг трудягам помогал театрализованный джаз-оркестр клуба имени Горького, который колесил по железной дороге не только города, но и всей Свердловской области. Руководители коллектива даже становились «Почётными железнодорожниками».
«За время войны даны десятки концертов на полевых станциях и в цехах железной дороги, на призывных участках и так далее. Около 35 участников джаза призваны и ушли добровольцами в ряды РККА. За счет подготовки новых музыкантов, певцов и танцоров коллектив доведен до довоенного уровня не только по количеству участников, но и по качеству исполняемого репертуара. Недавно пришедшие в клуб Е. Зайцева, Г. Корнилицин, А. Дудышкин, Ю. Вишник, С. Бауэр пользуются заслуженным авторитетом у зрителей. Значительно изменен и улучшен репертуар за счет новых произведений советских композиторов и поэтов о великой отечественной войне. Кроме того, теаджаз готовит и исполняет номера, музыка и текст которых написаны участниками и руководителями коллектива», – рассказывается в одном из выпусков «Тагилки».
В следующем выпуске мы окунемся в историю апреля 1942 года. Ждем от вас обратную связь и пожелания. Почта для писем: [email protected].
Благодарим за поддержку при подготовке проекта Центральную городскую библиотеку Нижнего Тагила.