ЧТ, 23 января 2025

1418 дней города красного неба. Апрель 1943 года: расстрел за кражу, как в Тагиле снимали кино и белокурые «испанцы» на городской сцене

За 1418 дней, которые длилась Великая Отечественная война, вышло 1066 номеров газеты «Тагильский рабочий». На долгое время она стала едва ли не единственным источником информации для тысяч жителей Нижнего Тагила, мощным оружием мобилизации и пропаганды. Нам стало любопытно узнать, как жил тыловой город в 1941-1945 годах, и попытаться рассмотреть за газетными строками жизнь обычного человека. Об этом новый проект ИА «Все новости» – «1418 дней города красного неба». Все публикации читайте здесь. Этот выпуск – об апреле 1943 года: рассказываем о том, как за крупную кражу тагильчан приговорили к расстрелу, кто принял участие в съемках документального фильма, а также как артисты художественной самодеятельности поставили оперу «Кармен». Материал для вас подготовила Полина Марченко.

В апреле 1943 года в «Тагильский рабочий», словно в книгу рекордов, продолжают вписывать достижения горожан. Металлурги показали, как могут работать в полную силу. Раньше о мартеновском цехе шла «худая слава». Его ругали на каждом совещании, собрании, ставили в пример тем, кто особенно плохо работал. Но в марте мартеновцы не только справились с государственным заданием, но и внесли в особый фонд Главного Командования Красной Армии 575 тонн стали, выплавленной сверхплана.

«Знаете, что обеспечило нам первый успех? Это повышение требовательности к себе и подчиненным. Вот раньше частенько бывали аварии. О них много разговаривали, но дальше словесных перепалок дело шло. Иное дело теперь. Каждая авария или даже случай нарушения графика подробно изучаются и анализируются. Виновные привлекаются в строгой ответственности», — делятся в «Тагильском рабочем».

В цехе долгое время была нехватка рабочих. Они под любым предлогом старались сменить место труда. Одной из причин стало забвение бытовых нужд. Хозяйственные и партийные руководители быстро построили и оборудовали дом металлургов, где поселили почти всех сотрудников-одиночек цеха. Инициативные люди создали мастерскую по ремонту обуви и одежды, организовали прачечную. Рабочие получили возможность без труда починить обувь, одежду, выстирать белье. С тех пор в цехе сняли с повестки вопрос о нехватке кадров, текучесть явная и скрытая полностью прекратилась. Зато резко возросла производительность труда рабочих.

Доменщики на страницах газеты рассказали, как освоили новую технику. Начальник цеха т. Шумаков поделился, что с приходом войны стране понадобился в значительном количестве феррохром — сплав железа с высоким содержанием хрома. Ни одна печь тагильского завода никогда его не выплавляла. Ученые считали, что эту техническую проблему разрешить вообще невозможно, но коллектив доменщиков взялся за выполнение ответственного задания правительства.

«Дни и ночи напролёт стояли около домны командиры, наблюдали и изучали не покладая рук, героически трудились горновые, и среди них первая женщина-горновой Фаина Шарунова. Рабочие на загрузке показывали образцы слаженности и организованности. Не обманули надежд правительства тагильские доменщики! Они дали феррохром высокого качества, в короткий срок освоив невиданную ранее сложную плавку», — рассказывал начальник доменного цеха завода им. Куйбышева Л. Шумаков.

В начале 1943 года цеху поручили наладить выплавку ферромарганца из уральских бедных руд. В короткий срок опробовали в промышленных условиях новую технологию производства. Уже в марте было выплавлено ферромарганца на 22% больше задания. Доменный цех значительно перевыполнил план, сэкономил несколько сот тонн кокса, руды, известняка. По итогам месяца ему как победителю всесоюзного соревнования присудили Красное Знамя Государственного Комитета Обороны и присвоили звание «Лучший доменный цех Советского Союза».

А легендарный проходчик Высокогорского рудника Иван Завертайло стал лауреатом Сталинской премии 2-й степени. В местной многотиражке опубликовали его обращение к вождю со словами благодарности и просьбой принять 50 тыс рублей на восстановление Сталинграда.

«Дорогой Иосиф Виссарионович! С чувством глубокой радости я узнал о присуждении мне, горняку-проходчику, высокой награды правительства – премии Вашего Имени. Сердечно благодарю Вас и правительство за высокую оценку моей работы, клянусь Вам, что все силы, а если потребуется и жизнь отдам за нашу прекрасную родину», — пишет Иван Завертайло.

Иван Завертайло стал одним из героев документального полнометражного фильма об Урале. Его снимала в то время бригада Союзкинохроники под руководством режиссера т. Байкова и кинооператора т. Степанова. Знатный проходчик рассказал о своем методе многозабойного обслуживания. Попали в объектив кинокамеры и другие выдающиеся тагильские работники.

  • 1/2

    И. Завертайло / Нижнетагильский музей-заповедник. «Горнозаводской урал» 

  • 2/2

     

На предприятиях среди новых рабочих все больше стало представителей братских республик, осваивающих профессии металлургов, коксовиков, горняков, строителей и т.д. Узбеки, казахи, таджики, ненцы приобрели новые профессии, приобщились к «кипучей производственной жизни», к общественной работе. На Ново-Тагильском мeталлургическом заводе проводили беседы с рабочими-казахами, где на их родном языке разъясняли задачи тыла. Отдел техучебы организовал курсы по слесарному делу. Преподавателя, знающего казахский язык, не было. Учеба велась через переводчика, что осложняло дело. Из 20 человек, посещавших курсы, 12 получили специальность. Авторы заметок подчеркивают, что важно уделять внимание бытовым нуждам рабочих, при этом не забывать их национальные особенности.

«Год тому назад недавний колхозник казах Акжолов впервые увидел коксовый завод. Огромные сооружения, шум моторов, раскаленный докрасна кокс – все это предстало перед глазами Акжолова, произвело сильное впечатление на него. Он боятся войти в цех, куда его направили чернорабочим, при каждом резком звуке вздрагивал. Несколько дней Акжолов присматривался, не желая к чему-нибудь прикасаться. Но с каждым днём он вел себя смелее и постепенно привыкал к окружающей обстановке», — пишут в многотиражке.

Объединившись, тагильчане активно взялись за возрождение Сталинграда. В середине апреля удалось отправить 40 вагонов различных строительных и других материалов. Тагилстрой, Уралмашстрой и другие организации направили в город-герой строительную бригаду из 23 рабочих.

«Ново-Тагильский металлургический завод отгрузил 9 вагонов чугуна и 2 вагона стали, строительный трест (начальник т. Павлов) отправил разборный дом-общежитие на 140 человек, огнеупорный завод направил 4 вагона огнеупоров, коксовый завод отгрузил 12 вагонов кокса. Ряд других организаций направили с этим маршрутом такие материалы: вагон краски, вагон асбобетонных труб, вагон алебастра, различного электрооборудования и несколько вагонов самых разнообразных предметов широкого потребления (ведра, корыта, умывальники, топоры, лопаты и т. д.)».

  • 1/2

     

  • 2/2

     

В апреле 1943-го Тагил вовсю готовился к севу. В этот раз число желающих иметь огороды значительно увеличилось. Например, на Высокогорском руднике в прошлом году участки были у 926 человек, а нынче уже подано 1300 заявлений с просьбой выделить землю.

Учитывая, что драгоценное жидкое топливо было необходимо фронту, руководители хозяйств не надеялись на обработку земли только тракторами, а старались подготовить живое тягло. Так, в совхозе «Трансторгпит» часть лошадей поставили на усиленный откорм, часть — на отдых. Кроме того, каждому конюху под личную ответственность поручили лучше ухаживать за животными. Особо отличившимся работникам неоднократно выдавались премии. Это дало положительные результаты. В совхозе всех лошадей доведели до средней упитанности. В колхозе «Победа» уделили внимание подготовке крупного рогатого скота. Здесь в течение нескольких месяцев обучили вывозке навоза 50 коров, причем это не снизило надой молока, так как уход и содержание животных значительно улучшили. Но, как и всегда, были и отстающие хозяйства, о них тоже писали.

«Подсобное хозяйство рудника медленно развертывает подготовку к весеннему севу. Начальник ОРСа т. Рыжков, помощник управляющего т. Званкин и главный механик рудника т. Шамрай не проявляют большевистской заботы в подготовке к весенним работам<…> В течение всей зимы тт. Рыжков и Званкин договаривались о вывозке навоза на поля, но бесполезно. Званкин хотел, чтобы этим делом занимался Рыжков, а тот настаивал, чтобы Званкин принял от хозяйства двух бычков, на которых бы и возил удобрения. Спор о бычках превратился в известную сказку о белом бычке, которая до сих пор не кончилась. В результате узковедомственного спора удобрения на поля на вывозятся, а сваливаются поблизости на индивидуальные огороды» — рассказывает Б. Гречихин.

Весна по традиции застала врасплох коммунальные службы. Растаявший снег обнажил многие проблемы. Открылись груды нечистот в самых неожиданных местах, а дворы города покрылись грязью. Причем такую картину можно было увидеть в самом центре Нижнего Тагила. В газете отмечали, что борьба с грязью в первую очередь – это предупреждение инфекционных и эпидемических заболеваний, которых в том время было немало.

«Переход с третьего трамвая на четвертый для пассажиров сопряжен с большими трудностями. Они должны перепрыгнуть через несколько канав, луж, взбираться на покрытые грязью пригорки. Но, несмотря на трамвайный цех, Ново-Тагильский завод не считает важным между остановками построить тротуары».

  • 1/2

     

  • 2/2

    Фото: Нижнетагильский городской исторический архив 

Громкое уголовное дело описали в одном из выпусков местной газеты. На железнодорожной ветке Тагистроя продолжительное время орудовала воровская группа. В нее входили несколько раз судившиеся и отбывавшие наказания П. И. Фильчагин, B. Так-Ти-Сен, А. Н. Забродин; Ф.Т.Ермолаев, П. В. Осипов. С вагонов они срывали пломбы и расхищали продовольствие, одежду, обувь, фураж. На станции Западная они присвоили себе два мешка крупы, в другой раз выкинули из вагона куль с галошами и взяли из него 38 пар. Осенью 1942-го они похитили 2 бочки меда по 80 килограммов каждая. Всего преступники своровали разных продуктов и промышленных товаров на 150 тыс рублей. По тем временам это были баснословные деньги. Не обошлось в этом деле без сообщников, которые принимали краденое, перепродавали его по спекулятивным ценам, способствовали скрытию следов преступления. За все время действия банды скупщики уплатили ворам около 500 тыс рублей наличными. Шайка расхитителей и их подельники предстали перед судом. Организаторов хищения приговорили к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией лично принадлежащего имущества. Сообщников посадили за решетку.

Но положительных материалов за апрель 1943 года всё же было в разы больше. Например, библиотечные работники Тагила приняли вызов свердловчан и обязались довести количество читателей до 24,5 тыс человек, сделать за год 504 тыс книговыдач, провести 58 лекций, бесед и вечеров, собрать 1800 книг для библиотек освобожденных районов. Кроме того, каждая из библиотек взяла шефство над сельскими избами-читальнями.

При музее краеведения восстановили и открыли отдел природы местного края. В экспозиции представили картины, чучела птиц и всевозможные макеты, которые давали яркое представление о прошлом Урала, о природных богатствах края.

В это же время в Тагиле организовали отделение Свердловской государственной филармонии, которое должно было руководить концертной деятельностью отдельных исполнителей и коллективов в городе. Для создания постоянных концертных бригад и привлечения опытных артистов-профессионалов руководители отправились в Алма-Ату, Ташкент и другие города Средней Азии. Участниками летнего концертного сезона должны были стать белорусский государственный ансамбль песни и танца, Украинский государственный ансамбль песни и пляски, Черновицкий и Эстонский государственные теа-джазы, эстрадно-цирковой коллектив Тихоокеанского Военно-Морского Флота и другие.

Коллектив художественной самодеятельности Центрального клуба Дзержинского района поставил второй акт оперы Бизе «Кармен». Художественный руководитель клуба Л.Е. Левин выбрал именно этот отрывок оперы для того, чтобы привлечь как можно большее количество участников самодеятельности, показать работу трех кружков: хорового, сольного пения и балетного. Автор А. Рубанович представил в «Тагильском рабочем» свою рецензию. К артистам-непрофессионалам он предъявляет высокие требования и не скупится на критику.

«Исполнительница роли Кармен бухгалтер ОРСа Н.В. Лялидевская обладает сильным голосом и при работе над собой, под руководством опытного педагога, несомненно, может добиться больших успехов. В дуэтах, трио и квинтете ее голос звучит громче голосов партнеров, однако из-за отсутствия школы она очень часто детонирует. Уверенно ведет партию Эскамилио инженер В.В. Запевалов. Досадно, что в коллективе не могли найти на роль Хозе более подходящего участника самодеятельности, чем т. Улитин, имеющий довольно ограниченные музыкальные и голосовые данные», — считает А. Рубанович.

Также он посетовал, что в клубе мало уделяется внимания таким «мелочам», как декорации, бутафория и грим. И в испанской таверне стоят столы, которые зритель привык видеть в фойе клуба, а почти все «испанцы» оказались блондинами.

  • 1/2

     

  • 2/2

     

В апреле состоялся масштабный городской смотр художественной самодеятельности. Местные клубы показали драматические, танцевальные, хоровые кружки, джаз-оркестры, чтецов, музыкантов и других участников самодеятельности, по уровню исполнения порой приближавшихся к артистам-профессионалам. На конкурсе также побывал критик А. Рубанович.

«Шесть клубов показали работу драматических кружков. Безусловно, на голову выше других стоит драматический коллектив центрального клуба Дзержинского района, показавший пьесу Островского «Без вины виноватые». <…>«Сады цветут» в постановке клуба металлургов завода им. Куйбышеба выглядит несколько примитивно. Недостаточно продуманы мизансцены, участники спектакля чувствуют себя неуверенно, в коллективе мало работают над культурой языка», — поделился мнением рецензент.

Жюри и оргкомитет смотра присудили первую премию центральному клубу Дзержинского района, вторую завоевали клуб, которым руководит т. Тепер, и центральный клуб Тагилстроя, третий приз отдали клубу Ново-Тагильского металлургического завода. Лучшим участникам художественной деятельности присуждены денежные премии в размере 500 рублей.

А в цирке в это время давал представления артист, известный мастер французской борьбы, орденоносец Иван Куксенко, выступающий под псевдонимом Ян Цыган. В афише было заявлено, что 30 человек на плечах у атлета согнут 2-тавровую строительную железную балку. Ян Цыган провел в Н.-Тагильском цирке два ночных спортивных выступления и все полученные средства передал в фонд обороны страны. Но этим он не ограничился. На свои деньги силач купил танк и подарил его боевому экипажу.

«Я осуществил свою мечту. Танк мной куплен, вручен экипажу и уже отравлен в действующую армию. Буду ждать вестей о его боевых делах. Экипаж танка обещал мне действовать в грозных схватках с фашистами смело и решительно и всегда класть фрицев только на обе лопатки и, чтобы они никогда не поднялись», — говорил корреспонденту «Тагильский рабочий» Ян Цыган.

Всего за годы Отечественной войны артист подарил Советской Армии два танка.

В следующем выпуске мы окунёмся в историю мая 1943 года. Ждём от вас обратную связь и пожелания. Почта для писем: [email protected].

Благодарим за поддержку при подготовке проекта Центральную городскую библиотеку Нижнего Тагила, Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской урал», Нижнетагильский городской исторический архив.

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus