Полярные картины нижнетагильского музея показали в столице Урала

Картины художника-полярника Игоря Рубана из коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств представили в Доме Поклевских-Козелл – на главной выставочной площадке Свердловского областного краеведческого музея им. О.Е. Клера. Жители и гости Екатеринбурга смогут до конца мая любоваться работами живописца на выставке «Тайны ледяного материка».

Игорь Павлович Рубан родился в 1912 году в Пензенской губернии в семье инженера. Его отец строил казанскую железную дорогу, и именно благодаря друзьям родителей – технической интеллигенции, еще маленьким мальчиком он познакомился с известным художником Игорем Грабарем. Тогда семья уже перебралась в Москву. Когда Грабарь посмотрел на детские зарисовки Рубана, то сказал, что этот мальчик видит цвет, как немногие другие, и стал приглашать его к себе. Они вместе писали, Грабарь учил его азам и устроил его в рисовальную школу, а после Игорь Павлович окончил Московский художественный институт, рассказывает замдиректора по основной деятельности и развитию Нижнетагильского музея изобразительных искусств Надежда Гундырева.

“На подходе к Мирному” И.П. Рубан / Фото: Нижнетагильский музей изобразительных искусств

В 1944 году из-за контузии Игоря Павловича комиссовали, и ему предложили стать завхозом в арктической экспедиции. Корабль направился в Якутию, где искали особый вид ископаемого угля – богхед. В свободное от работы время он создавал этюды – брал основные опорные точки и между делом работал с живописной натурой. Первая арктическая экспедиция стала единственной для Рубана в качестве завхоза, в остальные свои поездки к ледникам он уже отправлялся как художник. Игорь Павлович побывал в 5 арктических экспедициях и 1 антарктической.

В Нижнетагильском музее изобразительных искусств собирать работы Игоря Рубана начали давно.

«И когда сын художника Георгий Игоревич, увидев то, как мы работаем с наследием, подарил нам огромное количество произведений своего отца. Там тысяча произведении, и сейчас они постепенно проходят обработку, и мы их ставим на учет, и в госкаталог. Сейчас поставлено 256 произведений в госкаталог, это в основном живопись, и она касается как Арктики, так и Антарктики», – рассказала ИА «Все новости» Надежда Гундырева.

  • 1/3

    Коллектив Нижнетагильского музея изобразительных искусств на монтаже выставки «Тайны ледяного материка» в г. Екатеринбург / Фото: Надежда Гундырева 

  • 2/3

    Коллектив Нижнетагильского музея изобразительных искусств на монтаже выставки «Тайны ледяного материка» в г. Екатеринбург / Фото: Надежда Гундырева 

  • 3/3

    Коллектив Нижнетагильского музея изобразительных искусств на монтаже выставки «Тайны ледяного материка» в г. Екатеринбург / Фото: Надежда Гундырева 

На выставке «Тайны ледяного материка» в областном краеведческом музее представлено 86 работ знаменитого художника-полярника. Каждая удивительна своей яркостью цвета, несмотря на то, что писать приходилось в экстремальных условиях, когда столбик термометра держался на отметке -50°C.

«Все краски он носил обязательно на груди под одеждой, чтобы не застывали грел собой. Он придумал особую технологию, чтобы краски не успевали замерзать – разбавлял авиационным керосином, и писал очень быстро. Вот у нас как раз те этюды, которые сделаны именно там. Когда реставраторы смотрели картины, они нашли следы соли – капли моря, падавшие на его произведения», – говорит Надежда Гундырева.

Сама природа оказалась настолько удивительной, что сломала все представления Игоря Рубана о пленэре, который происходит на «земле», в обычных широтах, которые заложила академическая школа художнику. Рубан в своих литературных трудах писал, что есть свето-воздушная перспектива: если предмет находится далеко, то он становится более размытым из-за толщи воздуха, если вблизи, то ярким и контрастным. А в Антарктиде все не так: воздух настолько прозрачен, что никакой свето-воздушной перспективы нет, и даже если небольшой объект далеко, то он настолько же контрастный, если бы находился впереди.

Миллиарды маленьких льдинок покрывают землю и отражают солнечный свет, и мир начинает переливаться. Всё настолько яркое, что после того, как Рубан написал одно из произведений в Антарктиде, товарищ художника по экспедиции попросил подарить ему работу, потому что все равно «никто не поверит на “большой земле”, что в Антарктиде так ярко».

«Он рассказывал о том, что когда он достал идеально белый холст и положил его на снежный покров – увидел, что это просто серое пятнышко. Потом он достал белила и начал накладывать на холст и они тоже были грязной кляксой по сравнению с льдинками, покрывающими все вокруг, он говорил: “Я в растерянности, я учусь писать день, потому что я не понимаю, как сделать так, чтобы вот яркость, эти цвета и безумную контрастность запечатлеть”. И потом он понял, что нужно писать чистыми красками, ведь снег и с розовыми, и с зелеными, и с фиолетовыми вкраплениями, зависит от солнечного света», – говорит Надежда Гундырева.

В Нижнем Тагиле самая полная коллекция работ Игоря Рубана среди всех музеев страны. И увидеть часть имеющихся полотен  в Екатеринбурге можно до 26 мая.

Ранее в впервые тагильчане смогли увидеть всю коллекции работ художницы Елены Воропаевой на ретроспективной выставке в Музее изобразительных искусств «Иголочка, ниточка, душа…».

У информагентства «Все новости» есть Telegram-канал. Это быстрый и удобный способ получать самые главные новости прямо в свой телефон. Подпишитесь, чтобы не пропускать важное.

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus