За 1418 дней, которые длилась Великая Отечественная война, вышло 1066 номеров газеты «Тагильский рабочий». На долгое время она стала едва ли не единственным источником информации для тысяч жителей Нижнего Тагила, мощным оружием мобилизации и пропаганды. Нам стало любопытно узнать, как жил тыловой город в 1941-1945 годах, и попытаться рассмотреть за газетными строками жизнь обычного человека. Об этом исторический спецпроект ИА «Все новости» – «1418 дней города красного неба». Все публикации читайте здесь. Этот выпуск – о январе 1945 года: в трудных условиях отечественной войны в Тагиле строится пищевой комбинат по выработке сухих концентратов и других продовольственных товаров — в эксплуатацию сдать его планируют к 1 апреля, по своей величине и оснащенности комбинат должен быть лучшим предприятием города; на заводах происходит растранжиривание государственных средств и повышение себестоимости продукции — в нарядах пишут фиктивное количество изготовленной продукции; тагильчане негодуют, что всю массово-воспитательную работу в культурных клубах свели к демонстрации кинокартин и устройству танцев и необходимо делать упор на пропаганду естественно-научных знаний среди населения. Материал для вас подготовила Валерия Горбунова.
К январю 1945 года германская армия находится в критическом положении — идут тяжёлые бои в Венгрии и Восточной Пруссии, постепенно вермахт отступает и на Западном фронте. А советская Ставка готовит стратегическую Висло-Одерскую операцию, один из ее этапов — Варшавско-Познанское наступление.
Варшавско-Познанская наступательная операция началась 14 января внезапной атакой передовых батальонов с обоих плацдармов на фронте свыше 100 км, в течение часа они продвинулись на 2-3 км, не встречая организованного сопротивления. А уже через 3 дня — 17 января силами 1-го Белорусского фронта под командованием маршала Жукова и 1-й армии Войска Польского была освобождена столица Польши – Варшава. Город находился в немецкой оккупации почти шесть лет, с 28 сентября 1939 года.
Весть о том, что доблестная Красная Армия освободила столицу союзной нам Польши с быстротой молнии облетела цеха заводов. Здесь не было ни митингов, не собраний. Но каждый рабочий решил ознаменовать победу советских воинов трудовым подвигом. В цехе, которым руководит тов. Демьянович, высокой выработкой славится бригада товарища Соловьева. Но из четырёх членов бригады заболели двое.
«Товарищ Соловьёв подошел к товарищу, сообщил о великой победе фронтовиков. Решили вдвоём работать за четверых. Когда смена кончилась, мастер посчитал результаты. Производственное задание, рассчитанное на полную бригаду, Соловьёв его товарищ выполнили на 300%. В цехе тов. Вислобокова одной из лучших считается бригада Петра Сухоносов, занятая на обработке деталей №129. В честь исторических побед Красной Армии бригады перевыполнила задание на 30 деталей», — сообщают на страницах городской многотиражки.
А 7 граждан — в прошлом жителей Варшавы, работающих в швейном цехе промкомбината Ленинского района, единодушно решили с 20 января встать на сталинскую вахту и высокой производительностью труда отблагодарить Красную Армию. Работница пошива Пакули обязалась до 1 февраля выполнить по 6 норм, мастер модного платья Кивалько – по 3,5 нормы. Мастер верхнего платья Пикель и мастер сапожной мастерской Урштейн обязались выполнить задание на 250%. Такие же обязанности взяли остальные работницы и призвали всех польских граждан, работающих в Тагиле, следовать их примеру.
Вообще январь 45-го в Тагиле был ознаменован выполнением новогодних обязательств, данных в отчете товарищу Сталину и борьбой за экономию ресурсов на производствах.
Комсомольцы и молодёжь завода, где заместителем секретаря комитета ВЛКСМ товарищи Москвичёв, активно включились в борьбу за экономию электроэнергии, сжатого воздуха и топлива. В проведении двух рейдов приняли участие около 150 комсомольцев завода. Они побывали во многих цехах, проверили правильность расхода электроэнергии, газа, сжатого воздуха. В результате рейдов во многих цехах наведем порядок в деле освещения. Например, лампы большой мощности, по предложению проверяющих, заменены более слабыми. Только от этого завод может сэкономить свыше 17 000 киловатт-часов электроэнергии.
А с 10 января ряд бригад на участке мастера Милова перешли на сокращенный рабочий день и совершенно отказались от сверхурочных часов. Этому важному мероприятию способствовала большая технологическая и организационная подготовка. Чтобы при меньших затратах рабочего времени справляться с заданием, рассчитанным на 11 часов, нужно было проделать немало и в области обеспечения наладки инструмента и в области обеспечения заготовок продукции.
«С первого дня работы без сверхурочных бригада тов. Тутомина выполнила задание на 170%, бригада тов. Панкратовой – на 200%, бригады тов. Журавлёва – на 250% и бригады тов. Алексеевой – на 300%. Успехи четырёх бригад не случайны. Каждый рабочий, каждая работница в совершенстве изучили свою операцию, изучили станки и теперь легко справляются с порученным делом», — отчитываются в «Тагильском рабочем».
Работа без сверхурочных является тем элементом, который способствует снижению себестоимости выпускаемой продукции. Этим самым четыре молодёжных бригады цеха тов. Никитина практически реализуют клятву, данную в новогоднем отчёте уральцев великому Сталину.
На предприятиях города активно внедряются технические новинки, которые позволяют ускорить и рационализировать работу, например, на заводе, где главным технологом тов. Окунев, успешно освоено и широко используется приспособление для вырубки шаблонов. Буквально в первые же дни работы изготовление шаблонов увеличилось в 3,5 раза. Если до применения приспособления слесарь-шаблонщик мог вырубить зубилом и молотком в течение 1 минуты не больше 0,35 погонных метра при толщине металлического листка 2-3,2 миллиметра, то этот же рабочий с помощью приспособления вырубают до 1,6 погонных метров, то есть в пять раз больше. Рациональное приспособление для вырубки шаблонов впервые в Советском Союзе применяется в цехах тагильского завода.
А также строится новый комбинат. И с тяжелой промышленностью его деятельность никак не связана — это площадка по выработке сухих концентратов и других продовольственных товаров или иными словами кондитерская фабрика. Еще в 1944 году было решено открыть в Нижнем Тагиле собственное производство сладких изделий — более 90% конфет, пирожных, печений, пряников, джемов были привозными. Комбинат решено было расположить в стенах старинных цехов Выйского медеплавильного завода, приводили в порядок старые помещения и строили новые в основном женщины и подростки.
«В строительных работах и в изготовлении оборудования принимают участие все заводы Тагила. Так, на предприятии, где главным механиком тов. Штинов, сделали ковш-машину и молотковые мельницы, на заводе, где главным механиком тов. Моргунов, по собственному проекту изготовляют гидравлический пресс и т.д. Большую помощь комбинату оказал коллектив завода, где начальником производства тов. Сойбельман. Вальцовки, обжарочные барабаны, меланжеры и моторы уже переданы для установки в цехах комбината», — писал в городском вестнике тов. Ларин.
Но не везде все гладко. В некоторых цехах фальсифицируют наряды, фиктивно увеличивая количество произведенной продукции. О том, что приписки на производствах довольно частое явление, на которое не обращают внимание ни работники счетного аппарата, ни руководители производственных участков, пишет тов. Николаев.
«В цехе, где начальником тов. Демьянович, обрабатывается деталь №08-019. Судя по первой операции, в производство была запущена партия в 589 деталей. На второй операции произошло чудо: 589 деталей превратились в 2177. На третьей операции указана цифра несколько более скромная – 1359 деталей. Но зато на пятой операции снова скачок – 2419 деталей. Наряд, выписанный на восьмую – завершающая операция, содержит 1277 деталей. Приписки в ряде цехов довольно частые явления. Если рабочий не выполнил норму, мастер выход находит: добавляет ему десятка два или три детали, причём приписка делается так грубо, что достаточно маломальского внимательного отношения и она будет обнаружена. Это способствует растранжириванию государственных средств, повышению себестоимости продукции!» — возмущается Николаев.
Ещё многие тагильчане возмущены тем, что за прошлый 1944 год в одном из городских клубов было прочитано только четыре лекции, а вся остальная культурно-массовая работа посвящена танцам и концертам.
«Перед нами план работы клуба металлургов завода им. Куйбышева на январь. Какие же мероприятия там намечены? 1-го января – бал-маскарад, 2-го – кино, 3-го – спектакль, 4-го – кино, 5-го – танцы, 7-го – танцы и т.д. И ни одной лекции. Такое же положение было в декабре. И только в ноябре была прочитана одна лекция, посвященная юбилейным дням баснописца И.А. Крылова», — негодуют тагильчане.
При утверждении плана работы клуба завком, очевидно, забывает о том, что рабочие завода, в том числе и молодежь, с большим желанием и интересом послушали бы популярную лекцию о происхождении и жизни растений и животных, об энергии и ее использовании, о возникновении и развитии жизни на земле и т.д. В октябре рабочие завода обратились к клубным работникам с просьбой организовать для них лекцию на тему: «Дружба, товарищество и семья». Прошло три месяца. Tов. Бабкин ничего не сделал для того, чтобы удовлетворить это желание. Неужели так трудно договориться с лекторским бюро?
Правда, и совсем без культурной жизни нельзя. Для обслуживания работников полевых станций и членов их семей Н.Тагильский райком союза железнодорожников оборудовал вагон-клуб. В нем имеется библиотека, патефон, будет установлен кино-аппарат. В новогодние дни в вагон-клубе поставили ёлку для детей железнодорожников. Клуб побывал на станциях Монзино, Анатольская, Шурала. Еще в отдаленный района Тагила выезжают самодеятельные кружки, один из них организованный на Уралмашстрое. В него входят тт: Шмелева – счетовод, Завьялова – официантка, Андронов – юрист, Шайман и другие. Большим успехом у зрителей пользуются тов. Бубнова, которая хорошо исполняет цыганские пляски, играет на баяне, гитаре и т.д., скрипач тов. Шайман, чтец тов. Завьялова. На днях участники самодеятельности выезжали на Басьяновский лесоучасток и в деревню Мальгино. Они частые гости и в подшефном госпитале.
Зимой 1945 года в Тагиле открывается первый клуб глухонемых — советская власть принимает все меры к тому, чтобы эти люди наравне со всеми трудящимся активно участвовали во всех мероприятиях, проводимых в стране, повышали бы свой культурно-политический уровень. Здесь для глухонемых ежедневно проводятся беседы с информацией о событиях на фронте в стране. Организуются кружки художественной самодеятельности, физкультурный. При яслях создают три интернатских группы для сирот, где 80 малюток ежедневно получают горячее четырехразовое питание. А директор детского дома №1 Зинаида Лапенко была удостоена Ордена трудового красного знамени.
И несмотря на то, что год только начался и за окном только январь, тагильчане уже провели сессию горсовета депутатов трудящихся, посвященную обсуждению мероприятий по благоустройству в 1945-м году. В плане: строительство второй трамвайной линии, возведение путепровода для соединения города с Тагилстроевским районом, строительство завода холодного асфальта, развитие дорожного, жилищного строительства и так далее. Тов. Попов предложил благоустроить рабочий посёлок коксохимического завода, где нет ни дорог, ни подъездных мостиков, ни тротуаров, ни водоснабжения. Депутат тов. Апелесова предложила уже сейчас начинать подготовку к мощению улиц Дзержинского района и построить мойки для полоскания белья. А завгоркомхозом товарищ Трепет рассказала об обязательствах, которые взяли на себя в рапорте уральцев работники городских коммунальных предприятий: построить несколько жилых домов, благоустроить Красноармейскую улицу, асфальтировать и озеленить площадку у 4-блочного дома, построить водоразборные колонки.
Десятки квартир готовы к приёмке жильцов – рабочих завода. В декабре 1944 года особенно интенсивно шло жилищное строительство на заводе, где заместителем председателя завкома профсоюза тов. Моверман. При здании Наркомата в 4000 квадратных метров соорудили хозяйственным способом 4036 квадратных метров жилой площади. Сейчас ведется возведение 15 одноквартирных домиков в счет плана 1945 года.
А вот по 2-й Вогульской улице дома, построенные всего-то 4 года назад, разрушены. Здесь живут рабочие и служащие Лебяжинского рудника. Во многих квартирах нет оконных рам, стекла выбиты. Жильцы, загрязнив одну квартиру, самовольно переходят в другую, причём из первой переносят во вторую оконные стекла и тому подобное. Житель Комаров благоустроил свою квартиру за счёт двух других. В коридорах, под лестницами лежат кучи мусора. Помои из вёдер жители выливают прямо под окна. Работники коммунально-бытового отдела на эти безобразия не обращают внимания.
Непросто приходится и Дзержинскому райсовету. В одной тесной комнате помещается ЗАГС и торговый отдел. У дверей этой комнаты образуются очереди. Нередко бывают курьезы, когда работника торгового отдела просят зарегистрировать брак или наоборот, когда к девушке из ЗАГСа обращаются по вопросам торговли. В отделах госстраха и райздрава установлена очередь прихода инспекторов на работу – иначе протолкнуться нигде. В финансовом отделе книги и бухгалтерские счёты во время работы из-за недостатка места поочерёдно складываются под стол. Кроме тесноты более 60 сотрудников райсовета и многочисленные посетители испытывают ещё и холод. В старое помещение через гнилые стены свободно проникает ветер, пять железных печек не в состоянии его обогреть. У печек теснятся сотрудники, чтобы отогреть руки, отогреть чернила застывшие. Так идёт жизнь в Дзержинском райсовете Нижнего Тагила с 1937 года, когда начался интенсивный рост промышленности в этом районе.
Что еще интересного и примечательного можно встретить в первых выпусках газеты «Тагильский рабочий» за 1945 год в иллюстрациях:
В следующем выпуске мы окунёмся в историю февраля 1945 года. Ждём от вас обратную связь и пожелания. Почта для писем: [email protected].
Благодарим за поддержку при подготовке проекта Центральную городскую библиотеку Нижнего Тагила.