Два десятка авторов со всей страны учились правильно смотреть кино и рассказывать о нём в своих изданиях. Первая в России лаборатория региональной киножурналистики «Наш экран» прошла во Владикавказе. Участникам предстояло пройти конкурс – написать рецензию на любой фильм. Из полусотни заявок было отобрано 20, среди них оказалась журналист из Нижнего Тагила, главный редактор «Экорадио» Илона Шейнина. Дочитайте материал до конца: там бонус – как правильно смотреть кино и вытянуть из него максимум смыслов.
«Я очень люблю смотреть кино, с удовольствием наблюдаю за возрождением отечественного кинематографа. Мне хотелось попасть в эту лабораторию, чтобы научиться разгадывать коды, которые в своих лентах заключают режиссёры. И мне дали много ключей к замкам, которые развешивают на протяжении всей картины её создатели», – говорит Илона Шейнина.
Придумали проект и выиграли на него грант Фонда президентских инициатив глава гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России Филипп Кудряшов и тагильчанин, журналист Максим Васюнов, который сейчас работает обозревателем в «Российской газете».
«Если взять условную статистику – самое большое число проданных билетов на сеанс отечественного кино – это был фильм «Чебурашка», 22 млн билетов. То есть условно у нас только 22 млн человек смотрят российское кино. А остальное население не ходит, значит, их что-то не устраивает в нашем кино. И многие сходили бы на отечественное кино, если бы им об этом рассказали. А откуда они могли бы об этом узнать? Большие порталы очень редко об этом пишут, потому что они заточены на прокатное кино, которое имеет средства на рекламу и продвижение. А то кино, которое создаётся от души и у которого нет больших бюджетов, оно и не имеет возможностей прийти к зрителю информационно. И моя большая надежда на то, что это будет некая пища для журналистов, которые приехали к нам и которые тоже захотят рассказывать, писать о российском кино», – рассказывает руководитель лаборатории Филипп Кудряшов.
На протяжении пяти дней лаборатории проходили показы разных фильмов. И уже ставших классикой («Неоконченная пьеса для механического пианино», реж. Н. Михалков, 1977 г.), рассказывающих о сегодняшних событиях («Позывной “Пассажир”», реж. И. Казанков, 2023 г.) и даже тех, которые еще не знакомы зрителю («9 секунд», реж. О. Штром, выйдет в прокат в середине сентября). Участники также увидели анимационную ленту, номинированную на «Оскар» («Мы не можем жить без космоса», реж. К. Бронзит, 2014 г.), доккино, снятое в макроувеличении («A Lumine motus/Меня приводит в движение свет», реж. С. Бычканова, 2023 г.), детское и семейное кино («Календарь Ма(й)я», реж. В. Фанасютина, 2022 г.). После просмотра были разборы вместе с режиссёрами, операторами, продюсерами, драматургами, киноведами, журналистами, актёрами.
Сама лаборатория преследовала две цели. Первая – создать пул журналистов, лояльно настроенных на отечественное кино. Вторая – научить писать о кино объективно, без личных оценок, интересно рассказывать, почему стоит или не стоит смотреть определённую картину, не указывая в лоб на её плюсы и минусы. Многие из этих советов подойдут и простому зрителю, не работающему с текстом, а кому просто нравится этот вид искусства.
«Главный вопрос любой рецензии – почему. Почему режиссёр решил это снять? Почему он решил это снять именно в наше время? Какие смыслы он в это заложил? Почему мне нужно потратить два часа своего времени, чтобы увидеть этот фильм? И ещё, конечно же, зритель должен увидеть в этом фильме себя. Он не должен вечно смотреть драмы, боевики и сериалы о золотой молодёжи или звёздах, о богачах и так далее. Он хочет видеть себя на экране. Как и в советское время это люди рабочих профессий, которые живут и преодолевают те же самые проблемы, которые преодолевают и миллионы других людей. И журналист, прежде всего, говоря о фильме, должен говорить о герое», – объясняет своё видение кинорецензии Максим Васюнов.
Как оказалось, интересным может стать любое кино – и высокобюджетный блокбастер, и авторская работа, и короткометражка. Следует задать фильму пять вопросов, ответы на них гарантируют интересный просмотр, который расширит кругозор и выведет вас за рамки экрана.
Кто снял фильм
Предварительная экспресс-подготовка к киносеансу может задать настроение на просмотр. Поинтересуйтесь, кто снял фильм. Забивайте в поисковик не только имя режиссёра, но и оператора, сценариста, композитора, художника, продюсера. Посмотрите список других работ этих кинематографистов, тогда у вас сложится общее предваряющее впечатление о том, что будет происходить на экране ближайшие час-два. К примеру, если это лента Квентина Тарантино, то нужно готовиться к неожиданным поворотам сюжета, сценам жестокости, хорошей инструментальной музыке и даже ненормативной лексике.
О чём снят фильм
Обратите внимание на историю, по которой снята лента. Возможно, сюжет основан на реальных событиях – тогда можно прочесть краткую информацию в интернете и потом сравнить её интерпретацию на экране. Например, «9 секунд» – реальная история 19-летнего парнишки-срочника, который ценой своей жизни спас порядка 300 моряков, когда в моторном отсеке военного корабля воспламенилось топливо. Имя молодого человека теперь носит действующий корвет Тихоокеанского флота. Но инциденту, который произошёл 15 лет назад, не давали широкой огласки.
Бывает, что фильм, который вы выбрали к просмотру – экранизация книги или театральной пьесы. Тогда нужно чуть больше времени, чтобы прочитать произведение или хотя бы пробежаться по краткому содержанию. Это больше для любителей спойлеров.
Кто снялся в фильме
Обратите внимание на актёрский состав. Посмотрите фильмографию артистов главных ролей. Вспомните о впечатлениях, которые оставила игра этих артистов у вас. Фамилии в списке съёмочного состава могут означать знак качества фильма, потому что тот или иной артист не снимается в чём попало. А иногда случается так, что актёрский состав, как говорят в кругах профессионалов, не сыгран, не вышло ансамбля, артисты не органичны. Это тоже можно отследить, проанализировав списки исполнителей ролей.
Как снят фильм
Во время просмотра фильма обращайте внимание на свет, цвет и глубину кадра. Съёмки некоторых операторов можно разбирать как картины, на которых нет посторонних предметов, и каждая деталь – как знак, символ отношений между героями, эпохи, когда происходят события, пасхалки от художника, цитаты других кинопроизведений.
Режиссёр Филипп Абрютин, рассказывая о создании своего фильма «Звёзды мне укажут путь», говорит о том, что в кадре нет ничего лишнего или случайного. К примеру, упомянутая работа насыщена тёплым жёлтым светом. Он исходит от маленькой портативной гирлянды, от лампочек на вывеске фургона главных героев, от песка, по которому они бегают, от стен зданий, от фар в ночи. Такой свет нужен, чтобы создать атмосферу уюта и душевного спокойствия.
Как озвучен фильм
Ещё один важный действующий герой кинокартины – его звук. Обратите внимание на музыку в фильме, на озвучивание артистов, предметов, шумовую обстановку. Это огромный насыщенный процесс, в котором могу быть заняты профессионалы из разных сфер.
Про актёров многое и так ясно – они приходят в студию и озвучивают либо самих себя, либо кого-то из коллег, если этого требует режиссёр. Остальные звуки, чтобы происходящее на экране воспринималось в полном объёме, тоже необходимо записать. К примеру, шаги героя по паркету или мраморному полу – разные звуки, кстати. Рукопожатие, ветер и даже зной имеют свои звуки.
Если говорим про иностранный фильм, всегда интересно, насколько совпадают голоса артистов кадра и артистов дубляжа, насколько они подходят.
Хорошим тоном считается после самой картины посмотреть и титры, изучить всю съемочную группу, в них указаны все, начиная от исполнителей главных ролей, заканчивая водителями, которые привозили питание на площадку. Тогда же становится понятно, что над фильмом работала огромная команда. И все они старались, чтобы фильм получился интересным. Насколько успешно у них это получилось – судить зрителю.
Лаборатория региональной киножурналистики «Наш экран» организована Гильдией продюсеров и организаторов кинопроцесса при поддержке фонда культурных инициатив, Союза кинематографистов России. Помогают проекту Минкультуры Северной Осетии-Алании, республиканский комитет по делам печати и массовых коммуникаций, Северо-Осетинское отделение Союза кинематографистов России.