ВС, 30 марта 2025

«Без культуры не будет человека»: артист Нижнетагильской филармонии рассказал, как музыка трогает душу и снижает преступность

Музыка способна сделать людей добрее и даже снизить преступность, считает артист Нижнетагильской филармонии Дмитрий Дацкевич. В проекте «Мое призвание» он рассказал, как случайная встреча в детстве определила его судьбу, как устроен оркестр сегодня и почему искусство помогает человеку стать лучше.

«Я буду музыкантом-духовиком»

Когда мне было 4 или 5 лет, мама отвела меня в музыкальную школу и записала на фортепиано. Но я этого момента совсем не помню. Единственное, что запомнилось: весной, перед экзаменами, я заявил маме, что ни за что не пойду их сдавать.

Музыкальная карьера оказалась под угрозой. Однако в третьем классе к нам пришел преподаватель духовых инструментов Олег Викторович Челышев из музыкальной школы №5. Он показал нам разные инструменты, и это так меня вдохновило, что я пришел домой и твёрдо заявил: «Я буду музыкантом-духовиком».

Так я окончил музыкальную школу, затем поступил в Нижнетагильское музыкальное училище (сейчас это колледж искусств), а затем в Уральский государственный университет. Я решил расширить своё образование и окончил факультет искусствоведения и культурологии. Это образование, прежде всего, раскрывает границы твоего художественного зрения. Ты можешь видеть, чувствовать красоту окружающего мира, разбираться в живописцах, в музыкантах. Это расширяет твой кругозор. Помимо работы в оркестре, я работаю еще в музыкальной школе, при работе с детьми это очень сильно помогает, когда ты можешь помочь ребенку чуть-чуть раздвинуть его мировоззрение, чтобы он лучше понимал музыку, какой-то эпитет подобрать для того, чтобы ребенок лучше понимал то, что он исполняет.

  • 1/3

    Артист Нижнетагильской филармонии Дмитрий Дацкевич 

  • 2/3

    Артист Нижнетагильской филармонии Дмитрий Дацкевич 

  • 3/3

    Артист Нижнетагильской филармонии Дмитрий Дацкевич 

Без культуры не будет человека

В 1998 году, будучи студентом второго курса, я поступил на работу в муниципальный духовой оркестр. С тех пор, вот уже более 26 лет, остаюсь в этом коллективе. В 2009 году его любезно приняла филармония. Раньше мы базировались в парке имени Бондина.

В советское время духовые оркестры были при каждой школе, дворце культуры и даже в некоторых цехах НТМК и УВЗ. По пятницам и субботам проходили танцы под живую музыку. Многие наши родители, бабушки и дедушки знакомились именно на таких вечерах. Это прекрасная, но, к сожалению, утраченная традиция.

Когда мы работали в парке Бондина, очень много дедушек и бабушек приходили на эти танцы. Для них это была такая отдушина. Когда они танцевали, у них светились лица. Это для них молодость.

Раньше в оркестрах было много людей без профессионального образования. Были мужчины, которые работали параллельно в цехах. Например, Лев Николаевич Жидков работал на шахте, но играл на трубе и прекрасно справлялся с партией. В 90-е годы культура выживала, как могла: многие коллективы распались из-за отсутствия финансирования. Сейчас наше государство начало понимать одну простую вещь, что без культуры не будет человека. Когда человек культурный, образованный, когда у него широкое мировоззрение, то меньше преступности, нравственность выше. Человек проводит свое свободное время, общаясь с прекрасным.

Обычный день артиста

Мой день длится с 8 утра до 8 вечера. В 8 утра у меня уже урок в школе, после этого я еду на репетицию духового оркестра. Обычно она длится 3-4 часа. Если предстоит важный концерт — репетируем еще и вечером. После я опять иду в музыкальную школу и работаю уже до восьми вечера. Или возвращаюсь на вечернюю репетицию или на концерт, конечно.

Есть действительно сложные программы, есть легкие, есть произведения, где технически сложно: мелкие длительности — это 16-е ноты или 32-е даже. Это все надо уложить в размер, в ритм, и приходится собираться по группам. Бывают ритмы какие-то сложные, джазовые, где очень сложно попасть в мелкие нотки, которые чередуются с мелкими паузами. И это мы тоже оттачиваем на отдельных репетициях: мы собираемся пораньше, и своей группой это все проходим. Есть программы, которые сложно играть именно в понимании музыки. Есть классическая музыка, которая уже понятна людям, ее все слышали, она известная. Есть музыка современная, которая сложна для понимания. И для того, чтобы люди ее как-то поняли, мы должны понять ее вначале сами.

И вот именно это понимание, как повести мелодию, как звучит эта музыкальная фраза и постепенно вырисовывается.

Три самых необычных места для выступлений

Когда у нас был город-побратим Хеб, мы играли в Марианске-Лазне — это такой курорт в Чехии. Там есть старинный вокзал с куполом, и сама акустика была невероятная — нас было 20 человек, а звучало, как будто играет целый оркестр из 100 музыкантов. Причем каждый друг друга слышал, это очень необычный опыт.

Один раз мы играли на улице в -40 градусов. Это очень тяжело. В металлические инструменты, такие как тромбон, труба, надо заливать спирт. Раз мы дуем в инструмент, следовательно, туда попадает конденсат, наша слюна, еще что-то. На морозе это все может замерзнуть по щелчку пальцев, и после этого инструмент перестает играть. Надо влагу заменить на то, что не замерзает. Поэтому заливали спирт, но только в медные инструменты.

Еще мы ездили на фестиваль на Мальту и выступали прямо на берегу моря. Позади нас был шум прибоя. Это был такой интершум, который добавлял атмосферы.

Главное — чтобы музыка трогала душу

Я люблю классическую музыку, я люблю и советские песни — с удовольствием их слушаю в свободное время. Очень люблю детские песни, наш российский рок, даже хард-рок. Мои музыкальные предпочтения очень многообразны. Любая музыка замечательная, самое главное, чтобы она могла дотронуться до струн вашей души. То есть, если музыка вас трогает, чем-то цепляет, то не важно, рэп ли это, метал ли это, классическая музыка. Самое главное, чтобы она вас не оставляла равнодушным.

Для меня духовой оркестр, в котором я играю, это целая жизнь. Я всегда с таким восторгом смотрю на Павла Федоровича Мереленко, которому уже 83 года, и он до сих пор играет в оркестре, он посвятил всю жизнь оркестру. Для меня он образец. У меня такая же цель стоит. Для меня коллектив — это как семья. Самое главное, чтобы оркестр развивался, жил, чтобы мы могли дальше радовать вас своими концертами.

У информагентства «Все новости» есть Telegram-канал. Это быстрый и удобный способ получать самые главные новости прямо в свой телефон. Подпишитесь, чтобы не пропускать важное.

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus