На проспекте Ленина напротив Театральной площади люди с воздушными шарами и письмами-треугольниками подходят к тагильчанам. Подхожу ближе. Вручают.
«Вот, почитайте», – улыбается девушка. – «Это подлинное письмо бойца Красной Армии. Такие фронтовые треугольники они отправляли родным в тыл. И экспозицию нашу посмотрите».
На нескольких стендах акции «Письмо с фронта» стихи Константина Симонова, истории служивших женщин, письма и короткие записки, заметки о тагильчанах-героях войны, агитплакаты. Оглядываешься и понимаешь, что не одна читаешь всё это.
– А письма одинаковые? – киваешь на пачку треугольников.
– Нет-нет! Вот, держите, – девушка протягивает ещё несколько.
– А как тагильчане реагируют на акцию? – кручу в руках треугольники.
– Кто-то мимо проходит, пугается, думая, что сейчас снимать будут или говорить заставят. Но многие останавливаются, читают, – пожимает плечами организатор.
– Почему вы именно письма даёте читать?
– Думаю, что прочтение живых человеческих слов расскажет о Великой Отечественной войне больше, чем официальные речи и тексты.
Акцию в преддверии Дня Победы проводит общественная организация «Суть Времени». Участники движения подготовили копии подлинных писем бойцов и командиров Красной Армии, которые они отправляли своим родным и близким. Эти письма предоставлены музеем «Мемориал Победы», в фондах которого хранятся оригиналы. Ранее их издали в книге «1941-1945. Говорят погибшие герои».
Прихожу домой, разворачиваю тугие листы, читаю. Вот прощальное послание сыну от отца. Защитник пишет, что идёт на задание, выполняя которое живым не вернётся.
«Рассказываю тебе обо всём подробно, хочу, чтобы ты знал, кто был твой отец, как и за что жизнь отдал. Вырастешь большим – осмыслишь, будешь дорожить своей Родиной. У меня есть сын – жизнь моя продолжается, вот почему мне легко умирать».
Второе тоже весточка семье – жене и детям.
«Я вас целую и обнимаю в последний раз. Сегодня я буду расстрелян немецким командованием», – пишет солдат. «Я честно жил, честно боролся и честно умер. Я умираю за Родину, за нашу партию, за великий русский, украинский белорусский и другие народы нашей Родины, за вас!»
На коленях ещё пара писем от погибающих, но не сдающихся бойцов. А в них о жизни, смерти, Родине, воспитании детей, об ужасах войны, о врагах и, конечно, о любви. Когда остаёшься один на один с такими сильными и проникновенными словами, они и переживаются иначе – до мурашек, до навернувшихся на глаза слёз. Это стоит прочитать и прочувствовать.
Ребята пообещали снова выйти на улицы города. 4 мая фронтовые треугольники будут раздавать у Рудоуправления, а 8 мая – на Вагонке.
Очень пронзительно! До дрожи в коленях. Спасибо организаторам за то, что возвращаете современное поколение к настоящим ценностям и спасибо автору репортажа
Я тоже люблю стихи Константина Симонова:
“Если мил тебе бедный сад
С майским цветом, с жужжаньем пчёл
И под липой сто лет назад
В землю вкопанный дедом стол;
Если ты не хочешь, чтоб пол
В твоем доме фашист топтал,
Чтоб он сел за дедовский стол
И деревья в саду сломал…
…Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем,—
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.
И пока его не убил,
Ты молчи о своей любви,
Край, где рос ты, и дом, где жил,
Своей родиной не зови.
Пусть фашиста убил твой брат,
Пусть фашиста убил сосед,—
Это брат и сосед твой мстят,
А тебе оправданья нет.
За чужой спиной не сидят,
Из чужой винтовки не мстят.
Раз фашиста убил твой брат,—
Это он, а не ты солдат.”
Правда, когда читаю их почему-то вспоминаю о берёзах и тополях, вырубленных в Тагиле и о волгоградской, агашинской берёзке, уничтоженной в Волгограде. О которой пела Людмила Зыкина.
8 мая на Вагонке, где именно?
На Площади Славы с 17:00 до 19:00
Ну хорошо, что хоть такие акции на Площади Славы ещё не запретили. А то говорят, что трусливые чинуши запретили митинги на Плошади Славы. А не так давно там митинговали и “Суть времени” и Илья Тагильчанин.