Этторе Скола – живой классик итальянского неореализма, человек, успевший побывать и журналистом, и министром культуры. Сегодня в киноклубе кинотеатра «Красногвардеец» в Нижнем Тагиле состоится просмотр одного из фильмов легендарного режиссёра и дискуссия о киноклассике.
О неореализме и Этторе Сколе рассуждает руководитель киноклуба Ирина Бакуменко:
Встреча посвящена легендарной киноличности. Этторе Скола – представитель итальянских кинорежиссеров мирового значения, заявивших о себе в начале 60-х годов. Его можно отнести к последним неореалистам. Но, в отличие от Микеланджело Антониони и Федерико Феллини, у Этторе Скола был свой путь и свои профессиональные кредо.
Этторе Скола был трижды лауреатом Каннского фестиваля, лауреатом Берлинского, Венецианского фестивалей. Но путёвку в художественную жизнь ему дал Московский кинофестиваль 1975 года. Он привёз на него свой фильм «Мы так любили друг друга».
Кстати, в этом году исполняется 40 лет с тех пор, как советская публика открыла для себя этого уникального режиссёра. Благодаря участию в Московском кинофестивале и наградам, Этторе Скола начал свой путь в мировом кино. Его ценят в Италии, знают ценители кино по всему миру. Как говорилось ранее, он последний представитель неореализма, но ещё жив. В этом году ему исполнится 84 года.
Неореализм – направление в итальянском искусстве 40-середины 50-х гг. Оно зародилось параллельно в литературе и кинематографе и было подхвачено остальными видами искусства, в частности живописью. Главным героем являлся человек из народа, ориентированный на простые человеческие ценности. Главная задача неореализма – показать, как простой человек сохраняет достоинство в жестоком и несправедливом мире. В неореализме воплощались прокоммунистические идеи. На его формирование оказал влияние советский кинематограф, в частности «Летят журавли» Михаила Колотозова.
Режиссеры ищут новые выразительные средства киноязыка. Это и острое внимание к точности деталей, и показ истинной жизни народа. Большинство фильмов отличались лаконичностью, сдержанностью и даже некоторой суровостью. Зачастую они показывали нищие деревни, городские окраины, выжженные солнцем дороги, по которым брели лишившиеся работы и крова люди. Можно сказать, что неореализм – новая форма критического реализма.
В основе произведений неореализма часто лежали почерпнутые из газет документальные факты и события: безработица, судьба вернувшихся с войны фронтовиков, детская беспризорность, бандитизм и преступность, бедственное положение пенсионеров и бездомных. Неореализм протестовал против социальной несправедливости, утверждал естественность нравственности.
В киноязыке неореализма можно отметить также отказ от ложной красивости и пышности. Это, как правило, чёрно-белые ленты, хотя в то время уже была возможность снимать цветные фильмы. Неореалистам казалось, что бороться с голливудской красивостью можно при помощи скупых изобразительных средств. Съёмки, как правило, велись только на натуре, а не в павильоне, зачастую привлекались не профессиональные актёры, а простые люди, в кинолентах использовался народный язык, местный диалект.
Художественным манифестом неореалистов стал фильм Роберто Росселлини «Рим, открытый город». Самыми яркими представителями этого течения были Лукино Висконти, Микеланджело Антониони, Витторио Де Сика и, конечно, Этторе Скола.
Он начал трудовую деятельность в 17 лет, его юность приходится на послевоенное время. В это время он знакомится с Феллини. Этторе Скола был журналистом, изучал юриспруденцию, пробовал себя в литературных жанрах. Он был антифашистом, членом компартии и одно время был министром культуры. В этой должности он произнёс такие слова: «Не создавать культурные директивы, а способствовать созданию в обществе среды, в которой человек может воспринимать и распространять культуру».
Его любимым жанром была комедия – один из распространенных народных жанров. Он начинал с комедий и даже когда изменил ей с драмой, ироничная улыбка то и дело просвечивали сквозь самые серьёзные киносюжеты. Он учился не только у своих современников, особую любовь имел к творчеству Антона Чехова.
Параллель можно провести между Этторе Сколой и Тарковским – расцвет творчества и того, и другого пришелся на 60-80-е годы. Но это не только временные, но и нравственно-этические параллели. «Я не думаю, что кино может изменить реальность или что им можно воздействовать на политиков. Однако кино может заставить задуматься зрителя. Фильм ставит перед ним те вопросы, которые иначе бы не возникли, рождает сомнения, которых раньше не было. Искусство кинематографа заключается в изменении восприятия человеком мира», – говорил Этторе Скола. Похожие слова говорил и Тарковский: для него этическое, нравственное начало в кино было очень важно.
Летом 2011 года Этторе Скола прервал незавершенные творческие проекты, кстати, он уже начал снимать фильм с Жераром Депардье, и заявил, что уходит из кинематографа. Свой поступок он мотивировал тем, что мировое кино не доставляет ему былого счастья и радости. Он заявил, что не хочет быть заложником рыночных отношений. И в этом проявляется посыл неореалистической идеологии, которой придерживались многие художникам послевоенного времени
Сегодня приоритеты молодежи сосредоточены в основном на современном кино. Поэтому мы будем говорить не только о неореализме, но и попытаемся поразмышлять над вопросом, нужно ли смотреть киноклассику или оно интересно только киноведам и культурологам.
Встреча киноклуба состоится сегодня в кинотеатре «Красногвардеец». начало в 18.00.
итальянского, наверно?))
si, si, seniore