ПН, 4 ноября 2024

Жёлтая вода и зелёные водоросли или что и почему мы пьём

Это началось в сентябре и продолжается до сих пор. Если набрать в стакан холодную воду из-под крана, то станет видно, что она желтоватая. Это в меньшей степени касается жителей Гальянки и Вагонки. Но у них свои подводные камни. Какие? Почему вода в центре Нижнего Тагила и на Вагонке отличается, причём не в пользу первого? И стоит ли сделать воду дороже, чтобы она стала чище?

Жёлтая вода

Когда мы обращались в «Водоканал-НТ» с вопросом, почему в центре города пожелтела вода, мы ожидали стандартного для осени ответа – мол, что вы хотите, ремонты сетей, из-за этого вторичное загрязнение, потерпите. Оказалось всё намного сложнее. Причём, начать нужно с самых основ – Нижний Тагил пьёт из двух водоёмов. Гальянка и Вагонка берут воду из Черноисточинского пруда, остальные районы – из Верхне-Выйского.

Качество воды в этом году ухудшилось в обоих источниках. Главная причина – дождливое лето.

«Никогда ещё такого не бывало, чтобы как весной паводок начался, так он и не прекращался. Четыре месяца у нас не переставая работал перелив», – коротко обрисовывает масштабы проблемы директор «Водоканала-НТ» Вячеслав Таран.

Вячеслав Таран

Вячеслав Таран

Например, через Верхне-Выйский пруд за это время сброшено 27 миллионов кубометров воды. Это не только в 2,5 раза больше, чем обычно, но и сопоставимо с объёмом самого водохранилища – 36 миллионов кубических метров воды.

Система перелива на Верхне-Выйском гидроузле

Система перелива на Верхне-Выйском гидроузле

А теперь представьте себе – непрекращающиеся дожди, вода в реках становится мутной, эти реки впадают в водоёмы. В них вода тоже не стоит – её сбрасывают, чтобы избежать разлива. В итоге частицы почвы не оседают, а постоянно находятся во взвешенном состоянии. Вода становится мутной и сразу же меняет свой цвет.

Почему же жёлтую воду приходится пить всем, кроме Гальянки и Вагонки? Но сначала – небольшое отступление от темы.

Малахитовые берега

Пока наш журналист готовил материал о жёлтой воде, жители Черноисточинска обнаружили на берегу пруда, в районе створа плотины, налёт ярко-изумрудного цвета. Поскольку это напрямую касалось темы материала о качестве воды, пришлось «разворачивать коней» и снова ехать к водохранилищу. Честно говоря, интенсивный зелёный цвет на присланных фотографиях доверия не вызывал.

Поэтому на берегу пруда охватывает лёгкий шок. Разница между нашими снимками и фотографиями очевидецев – около суток. За это время успел пройти небольшой дождь. Но изумрудный цвет, напоминающий медный купорос, отчётливо виден на короткой полоске берега – метров 50, не больше. Рядом всё нормально, обычная вода, чистые камни. А тут – малахитовый берег и вода цвета сочной зелёной травы. В створе плотины концентрация этой зелени настолько велика, что видно взвесь маленьких зелёных комочков в толще воды.

Мы подбираем камушек, весь покрытый изумрудным налётом, и едем в лабораторию. В присутствии журналиста лаборант, не веря своим глазам, стряхивает в пробирку частицы облепившей камень субстанции.

– Видите, оно даже в воде не растворяется, скорее всего, краска, – девушка-лаборант скептически встряхивает пробирку и капает её содержимое на стекло, чтобы изучить под микроскопом. На пару секунд приникает к окуляру.
– Водоросли… – не без удивления выносит вердикт.

Вид в микроскоп

Вид в микроскоп

В Нижнем Тагиле гидробиологов, специализирующихся на изучении питьевых водоёмов, нет – ни у Водоканала, ни в Роспотребнадзоре. Поэтому дальнейшие выводы пока нельзя назвать ни достоверными, ни ошибочными. Изучив атласы по сине-зелёным водорослям, в лаборатории Водоканала решили, что это похоже на афанизоменон – водоросль, питающаяся аммиаком и фосфатами. Скорее всего, вещества попали в водоём из почвы с дождями. Опасность в том, что при большой концентрации в процессе жизнедеятельности и отмирания водорослей образуются токсины, которые, разумеется, не делают воду полезнее. Сейчас «Водоканал» продолжает изучение проб, взятых с малахитового берега.

Проблема в том, что при хлорировании воды с сине-зелёными водорослями образуются опасная хлорорганика, рассказывает общественник, автор снимков Андрей Волегов. Чтобы избавиться от зелёных обитателей, водоём нужно чистить. Один из методов – запустить туда микроорганизм, хлореллу, которая питается водорослями. Несколько лет назад на Черноисточинском пруду пытались провести такую очистку – три года подряд хлореллу закупали и выпускали в водоём. А потом деньги кончились, и завершить цикл не удалось. Поэтому до сих пор никто не знает, принесла ли хлорелла пользу, говорит директор «Водоканала» Вячеслав Таран. А начать очистку вновь мешает стандартная бюрократическая проблема – хоть «Водоканал» и поит город из Черноисточинского пруда, но сам водоём компании не принадлежит. А раз находится он на территории Горноуральского городского округа, то округ де-юре и должен проводить очистку. Но, разумеется, денег на это нет. А пруд продолжает цвести.

DSCN0661

Как всё должно быть

Вода в Черноисточинсоком пруду мутная, песочного цвета. Дно илистое, глубина водоёма небольшая – в среднем около четырёх метров, в самых глубоких местах до семи метров. Пруд регулярно цветёт – в нём обитают разные виды водорослей, которые активизируются в тёплую погоду. Чтобы вся эта прелесть не попала в наши с вами краны, на Черноисточинском гидроузле существует система очистки воды.

Водозабор Черноисточинского пруда

Водозабор Черноисточинского пруда

Самую первую, грубую очистку вода проходит ещё на этапе забора. Его, кстати, производят в 160 метрах от берега – туда проложены две большие трубы, защищённые от попадания рыбы. На самой насосной вода сначала проходит через сетки, на которых оседают крупные водоросли.

Сетка на насосной станции

Сетка на насосной станции

Потом вода отправляется на первичное хлорирование – это требование Роспотребнадзора. Когда в исходной воде обнаруживают возбудителей инфекций или, как сейчас, когда показатели цветности и мутности значительно ухудшаются, санврачи дают распоряжение повысить концентрацию хлора. На этом же этапе вода смешивается со специальным коагулянтом – он должен слепить все находящиеся в ней примеси. Вода с реагентами поступает в большой бак-отстойник, где находится три часа. Взвесь, образованная коагулянтом, оседает на дно, осадок удаляется по одним трубам, вода по другим поступает в фильтр.

Фильтры – это несколько больших резервуаров глубиной четыре метра. Здесь она все ещё производит не самое приятное впечатление – по-прежнему тёмная и мутная.

Фильтр

Фильтр

На дне каждого резервуара-фильтра – многослойный пирог из зёрен фильтрующего материала разного размера. В принципе, это можно сравнить с кувшином для фильтрации воды. Который есть почти в каждой семье. Только эти фильтры гораздо большего размера. Вода проходит через них медленно, после очистки отправляется на вторичное хлорирование диоксидом хлора.

Фильтры же после того, как они засорятся, промывают потоком воды, но идущим снизу вверх. Всё, что вымывается из них, поступает в шламонакопитель.

Происходит пормывка фильтра

Происходит пормывка фильтра. Видна взвесь, которую выбивает из него струёй воды

В лаборатории

В принципе, кроме превышения показателя цветности, вода из Верхне-Выйского пруда никак не нарушает санитарные требования. За этим тщательно следят лаборатории Роспотребнадзора и «Водоканала-НТ». Из обоих питьевых водоёмов Нижнего Тагила ежедневно берут воду на анализ. Исследования делают и перед подачей воды в распределительную сеть.

Вода из разных точек города прибыла на исследования

Вода из разных точек города прибыла на исследования

Также специалисты выезжают на забор проб в разные точки города. В этом сезоне в лаборатории «Водоканала» провели на 60% больше исследований, чем в прошлом – опять же из-за паводка Роспотребнадзор потребовал усилить контроль качества воды.

Лаборатории находятся на Черноисточинском гидроузле. В химической изучают мутность, цветность, содержание металлов и так далее – всего 20 показателей. И ещё 15 – в бактериологической. Например, сравнивают, сколько бактерий кишечной палочки было в воде из пруда, и остались ли они после хлорирования. Разница впечатляет.

После хлорирования колонии микроорганизмов не растут

После хлорирования колонии микроорганизмов не растут

А вот сколько их в воде без хлорирования

А вот сколько их в воде без хлорирования

И как на самом деле

А на Верхне-Выйском гидроузле фильтров нет.

«Представьте себе, какая вода была бы, если бы их не было и на Черноисточинском!», – говорит Вячеслав Таран.

И воображение рисует мерзкую мутно-песочную жижу, текущую из крана. Да уж. Но в Верхне-Выйском вода совсем другая – тёмная и одновременно прозрачная. Поэтому выглядит всё не так фатально. Максимальная глубина пруда 17 метров, воду поднимают с 16. Потом её хлорируют и добавляют диоксид хлора (так называемое первичное и вторичное хлорирование), это позволяет немного осветлить жидкость. Но в итоге из крана она идёт желтоватого цвета. Правда, для здоровья это не опасно – вредные микроорганизмы убиваются хлорированием.

Водозабор Верхне-Выйского пруда

DSCN0684

Очистные сооружения на Верхне-Выйском гидроузле пытаются построить с середины 90-х. Тогда там появились коробки зданий, но они до сих пор пустуют. Недавно был разработан новый проект очистных сооружений, но стоит он около миллиарда рублей. У города таких денег, разумеется, нет, у «Водоканала-НТ» тоже. А увеличивать тариф, чтобы построить систему очистки за счёт тагильчан, предприятие тоже не хочет – тогда вода подорожает для нас с вами в несколько раз. На выставке вооружений RAE-2015 муниципалитет подписал соглашение с венгерской компанией, которая готова вложиться в проект очистных. Так что надежда пока не умерла.

А до тех пор жителям центра Нижнего Тагила, Выи, Тагилстроя, Красного Камня придётся с нетерпением ждать зимы – только тогда вода в Верхне-Выйском отстоится и лишится жёлтого оттенка.

Вода в Верхне-Выйском пруду тёмная, но прозрачная

Вода в Верхне-Выйском пруду тёмная, но прозрачная

DSCN0690

Ольга Рыжих

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

53 комментария

  1. А до тех пор жителям центра Нижнего Тагила, Выи, Тагилстроя, Красного Камня придётся с нетерпением ждать зимы – только тогда вода в Верхне-Выйском отстоится и лишится жёлтого оттенка.
    Солярка и масло тоже отстоятся? Ванна уже не отмывается! Задолбали уже! За акрил 5500 отдал, теперь коту под хвост.

  2. нет в России городов с нормальной водой холодной. где был – везде лажа какая-то

  3. А может жёлтый цвет воды с верхне-выйского пруда потому что кое кто сбрасывает неочищенные “хвосты” со старательского прииска на реке Зырянке которая впадает в речку Выя?

  4. Давайте по всем веществам желтого цвета пройдемся – получим точнейший ответ.

  5. В который раз ( тут Московский Комсомолец писал про “Золотое дно”, Областники приезжали комиссией) нам красиво рассказывают о симптомах болезни, с высоты “общественников”, просто “следующих людей”, но рецепт то один. Тариф на воду в Тагиле один из самых низких по области, и пока наши большие начальники не придумают где? (читай: ” с кого?”) взять деньги на строительство очистных, и на замену давно сгнивших труб от водохранилища до каждой квартиры, Вам журналистам надо вести разъяснительную работу среди читателей: “Дело общее, готовьте деньги, другого варианта – нет”.

  6. Да я и готова платить больше, пожалуйста, только бы холодная вода была питьевой, чистой.

    • Да я и готова платить больше. Ты поди на пенсии, по дебильности. Инвалид по голове ?

    • деньги платить на строительство будем мы, а прибыль потом с этого будут зарабатывать они

  7. Для питья и готовки пищи, давно покупаем воду из ларька, 5р. литр. Из под крана только для мытья и стирки.

  8. хлорирование это жесть, очень вредно для здоровья. хлором в 1ю мировую войну убивали солдат.

  9. лучше бы из- серебра придумали фильтры, серебро самый лучший антисептик

  10. В туб.больнице даже горячая вода голубая из крана идет

  11. Фото аватара

    Привередливые люди
    Ведь вода – не жнски груди
    Что бы любоваться ей
    Наливай в стакан и пей

  12. На ггм тоже вода грязная бежит не надо врать то чистая

    • Фото аватара

      Чистая и чище – две большие разницы. Я не писала, что она чистая абсолютно. К тому же никто не отменял вторичное загрязнение воды от ржавых труб.

      • Вызывала Роспотребнадзор, прибежала начальница из ЖЭУ и девочки лаборантки. Начальница подняла хай, что через нее переступили.
        В итоге через 1,5 месяца пришел ответ, что на водоканал-нт от моего заявления подают в суд, в связи с состояние воды непригодной для потребления.

  13. Для употребления внутрь воду или покупаем, или привозим .

  14. По поводу того, что в России нет городов с нормальной водой: в Тольятти из крана бежит артезианская вода.

  15. Меня, как конечного потребителя, больше интересует вопрос качества воды “из крана”, нежели в водоёме. Ольга правильно заметила – даже очищенная хлором вода “портится” в ржавых водопроводных трубах. Роспотребнадзор почему-то до сих пор волнует только качество воды “на входе” и совершенно игнорируется более важное, на мой взгляд, “на выходе”. Каждый год, в определённый период, из крана течёт “кока-кола”, но федеральный надзорный орган предпочитает игнорировать этот факт. В пору жаловаться не в РПН, а на РПН, за халатность и преступное бездействие. Водоканал-НТ – это бизнесмены, их совесть ограничена бюджетом и “корпоративной политикой”, а за здоровье нации должны отвечать бюджетные организации. Аналогичная ситуация с АВАРИЙНЫМ мостом по Фрунзе – прокуратура и суд сошлись во мнении, что мост нужно закрыть дабы избежать трагедии. В итоге, переправа до сих пор функционирует, а строительство “дублёра” буксует с самого начала. Даже если завтра 53-летняя переправа рухнет, найти виновных будет архитяжело.

    • Водоканал-нт много лет вообще свою систему подачи воды не меняет, если посмотреть трубы, то там все в ремонтных хомутах, даже куска не вырезали, чтобы поменять. Хотя им и предлагают это сделать те, кто с ними рядом трубопровод проводят. За воду исправно платят потребители (большинство), а там не пойми куда деньги уходят. Я не думаю, что город на систему холодной водоснабжения денег не выделяет.

      • сплетница, у вас похоже весь язык в хомутах. Принесите денег в город, на ремонты водоводов, кто предлагает-то и где? приводите за руку, пусть перекладывают

  16. А заключительное фото не монтаж? Ато на рыжье пошоже. Ату его ату.

  17. Все эти оправдания и ссылки на природу и погоду отвратительны- жизнь человека ценой в копейку или даже в полушку!

  18. так чо с водой то? когда чистая потечет?

  19. Живу на ГГМ, на качество воды не жалуюсь. Для питья/готовки вожу из скважины. Хотите пить из под крана – стройте коттедж и бурите скважину. Нет денег – стоните дальше.

    • сибиряк я тебя грохну

      • Лучше выпей.

      • Выражайтесь поприличнее, а то вас “Аноним” правоохранительные органы найдут за “призывы и разжигание экстремизма”, а уважаемое СМИ Роскомнадзор закроет как организатора Оранжово-Жёлтой Ржавой революции….

  20. стону нетииии воды

  21. На ГГМ вода -пстоянно грязная и холодная и горячая

  22. вот жизнь -Мастер и Маргарита

  23. Я поставил у себя на красном камне фильтр трёхступенчатой очистки, но даже он не помогает. Вода все равно желтоватая. Хотя на дворе зима и как-бы вода в пруду должна уже отстоятся. Ольга, предлагаю, продолжить тему: сдать воду из кранов в двух квартирах, разных районов города, подключенных с разных водоемов на анализ в независимую лабораторию, опубликовать эти анализы, и снова задать вопрос руководителю водоканала и Роспотребнадзора. Пусть объясняет, почему приход зимы не исправил ситуацию. А если, вы ещё сможете объяснить людям какие показатели в воде превышены, и чем это грозит, то цены вашей статье не будет.

Оставить комментарий или два