Современное общество уже невозможно представить без цифровых устройств: компьютеров, телефонов, планшетов. Большинство информации из окружающего мира мы получаем через зрение — визуально. С развитием технологий этот поток информации непрерывен, и мы не всегда можем отфильтровать то, что доносится до нас с экранов дома, или с рекламных плакатов на улице, или с рассылки на мобильных устройствах. Но визуальный язык этим не ограничен. Он может быть не только частью повседневной жизни, но может нести в себе что-то большее: красоту, мысль, чувства. Это и есть искусство. Оно может быть традиционным, знакомым с детства: с посещений музея изобразительных искусств или из красивых иллюстраций в книге. А может быть совершенно иным, говорящим с нами другим языком.
Об этом разговаривали ученики гимназии №18 Нижнего Тагила с художником и фотографом Рефатом Мамутовым, членом Союза художников России, членом международной ассоциации изобразительных искусств — АИАП ЮНЕСКО.
«Я рисую не то что вокруг меня, а то, что внутри меня. То есть через формы, цвет, фактуры пытаюсь передать своё внутреннее настроение, мою рефлексию по поводу чего-либо, — начинает знакомство гимназистов со своим творчеством Рефат Мамутов. – Мои холсты абстрактно-знакового характера. В них я пытался передать знак пейзажа, знак натюрморта. Поэтому мои картины в какой-то степени покажутся наивными, простыми и неожиданными для традиционного изобразительного искусства. Таким художникам, как я, ближе не только то, что конкретно изображено, а взаимодействие абстрактных форм, фактур, цветовых сочетаний, ритмов».
Такая встреча для гимназии в какой-то степени не случайна. «Когда-то Рефат, будучи студентом Нижнетагильского педагогического института, пришёл к нам в школу на практику, – вспоминает Елена Монахова, педагог изобразительного искусства и черчения в гимназии, – и подарил несколько композиций под общим названием «Море» со словами, что на море никогда не был и это его мечта. Уже тогда его работы были знаковыми».
Творческая встреча продолжается, художник комментирует, возникающие на экране проектора работы. Появляется работа с изображением моря: «В моём творчестве очень часто один и тот же сюжет может повторяться. Как в этой работе, так и в предыдущих, выбран простой знак. Мне в изобразительном искусстве очень близка простота и лаконичность. Я намеренно отказываюсь от деталей, мелочей, «украшательства».
Свои художественные произведения Рефат Мамутов нарочно не пишет с натуры. Замеченный им образ он сохраняет в памяти или в виде наброска. А уже потом, на основе оставленного впечатления, в мастерской создает художественную композицию.
— Некоторые рисунки похожи на детские, это состояние ваше – детскости и простоты? – раздается вопрос из зала.
— Не я один считаю, что у детей взгляд непосредственный и живой. Не секрет, что многие художники «питаются» детскими работами, но это не значит, что они их перерисовывают. Они впитывают ту стилистику, отношение к форме, к жизни. Да, поэтому некую такую детскость я намеренно создаю в своей работе.
«Конечно, поклонников такого искусства гораздо меньше, чем реалистичного, — отмечает художник. – Нельзя сравнивать: здесь – плохо, там – хорошо. Искусство должно быть разным. Если вы интересуетесь изобразительным искусством, смотрите журналы, альбомы, ходите в музеи, в том же интернете пытаетесь что-то увидеть, посмотреть, анализировать – то вы обратите внимание, что видов искусства очень много. И если вы будете больше смотреть, у появится насмотренность. Вы найдёте для себя то, что будет вам ближе, но при этом, вы будете более толерантны к другим формам изобразительности».
Последние семь лет Рефат Мамутов активно занимается художественной и стоковой фотографией, снимая на цифровой фотоаппарат. Хотя, как выяснилось, никогда даже не планировал этим заниматься, а в итоге даже немного отошёл от живописи и графики. Причина перехода к фотографии вполне бытовая – заработок. Но первоначальные коммерческие предпосылки переросли в творчество.
В отличие от его холстов, где цвет играет не маловажную роль, в его творческой фотографии отсутствует цвет – они преимущественно чёрно-белые. Как говорит автор, в таких снимках форма звучит наиболее активно, нежели в цветной фотографии.
К портретной фотографии художника вдохновляет его дочь, а также студенты, с которыми он работает на художественно-графическом факультете НТГСПИ, где Рефат Мамутов ведёт преподаёт художественную фотографию. Многие идеи возникают непосредственно на занятии.
В начале мая в Нижнетагильском музее изобразительных искусств планируется выставка Рефата Мамутова как фотографа. Она называется «Свет и форма». Будет представлено около 40 чёрно-белых работ — натюрморты, интерьеры, портреты и ню.
душевные работы
Как их много развелось, бездарей. Одни льстят, другие пользуются.
Удивительная самокритика! Право, так честно сказать про себя способны очень немногие. Вы несомненно являетесь бездарем или бездарыней! Браво!
Какой прекрасный текст! ))))) Благодарю всех: и учеников гимназии, и автора публикации, и художника Рефата Мамутова! ))))) Лаконичность, простота, приятие форм, выражение внутреннего вовне, исключительная преданность высшему! ))))) Браво!