ПН, 23 декабря 2024

Рефат Мамутов – художник впечатления

Современное общество уже невозможно представить без цифровых устройств: компьютеров, телефонов, планшетов. Большинство информации из окружающего мира мы получаем через зрение — визуально. С развитием технологий этот поток информации непрерывен, и мы не всегда можем отфильтровать то, что доносится до нас с экранов дома, или с рекламных плакатов на улице, или с рассылки на мобильных устройствах. Но визуальный язык этим не ограничен. Он может быть не только частью повседневной жизни, но может нести в себе что-то большее: красоту, мысль, чувства. Это и есть искусство. Оно может быть традиционным, знакомым с детства: с посещений музея изобразительных искусств или из красивых иллюстраций в книге. А может быть совершенно иным, говорящим с нами другим языком.

Об этом разговаривали ученики гимназии №18 Нижнего Тагила с художником и фотографом Рефатом Мамутовым, членом Союза художников России, членом международной ассоциации изобразительных искусств — АИАП ЮНЕСКО.

«Я рисую не то что вокруг меня, а то, что внутри меня. То есть через формы, цвет, фактуры пытаюсь передать своё внутреннее настроение, мою рефлексию по поводу чего-либо, — начинает знакомство гимназистов со своим творчеством Рефат Мамутов. – Мои холсты абстрактно-знакового характера. В них я пытался передать знак пейзажа, знак натюрморта. Поэтому мои картины в какой-то степени покажутся наивными, простыми и неожиданными для традиционного изобразительного искусства. Таким художникам, как я, ближе не только то, что конкретно изображено, а взаимодействие абстрактных форм, фактур, цветовых сочетаний, ритмов».

Такая встреча для гимназии в какой-то степени не случайна. «Когда-то Рефат, будучи студентом Нижнетагильского педагогического института, пришёл к нам в школу на практику, – вспоминает Елена Монахова, педагог изобразительного искусства и черчения в гимназии, – и подарил несколько композиций под общим названием «Море» со словами, что на море никогда не был и это его мечта. Уже тогда его работы были знаковыми».

Творческая встреча продолжается, художник комментирует, возникающие на экране проектора работы. Появляется работа с изображением моря: «В моём творчестве очень часто один и тот же сюжет может повторяться. Как в этой работе, так и в предыдущих, выбран простой знак. Мне в изобразительном искусстве очень близка простота и лаконичность. Я намеренно отказываюсь от деталей, мелочей, «украшательства».

Свои художественные произведения Рефат Мамутов нарочно не пишет с натуры. Замеченный им образ он сохраняет в памяти или в виде наброска. А уже потом, на основе оставленного впечатления, в мастерской создает художественную композицию.

— Некоторые рисунки похожи на детские, это состояние ваше – детскости и простоты? – раздается вопрос из зала.
— Не я один считаю, что у детей взгляд непосредственный и живой. Не секрет, что многие художники «питаются» детскими работами, но это не значит, что они их перерисовывают. Они впитывают ту стилистику, отношение к форме, к жизни. Да, поэтому некую такую детскость я намеренно создаю в своей работе.

«Конечно, поклонников такого искусства гораздо меньше, чем реалистичного, — отмечает художник. – Нельзя сравнивать: здесь – плохо, там – хорошо. Искусство должно быть разным. Если вы интересуетесь изобразительным искусством, смотрите журналы, альбомы, ходите в музеи, в том же интернете пытаетесь что-то увидеть, посмотреть, анализировать – то вы обратите внимание, что видов искусства очень много. И если вы будете больше смотреть, у появится насмотренность. Вы найдёте для себя то, что будет вам ближе, но при этом, вы будете более толерантны к другим формам изобразительности».

Последние семь лет Рефат Мамутов активно занимается художественной и стоковой фотографией, снимая на цифровой фотоаппарат. Хотя, как выяснилось, никогда даже не планировал этим заниматься, а в итоге даже немного отошёл от живописи и графики. Причина перехода к фотографии вполне бытовая – заработок. Но первоначальные коммерческие предпосылки переросли в творчество.

В отличие от его холстов, где цвет играет не маловажную роль, в его творческой фотографии отсутствует цвет – они преимущественно чёрно-белые. Как говорит автор, в таких снимках форма звучит наиболее активно, нежели в цветной фотографии.

К портретной фотографии художника вдохновляет его дочь, а также студенты, с которыми он работает на художественно-графическом факультете НТГСПИ, где Рефат Мамутов ведёт преподаёт художественную фотографию. Многие идеи возникают непосредственно на занятии.

В начале мая в Нижнетагильском музее изобразительных искусств планируется выставка Рефата Мамутова как фотографа. Она называется «Свет и форма». Будет представлено около 40 чёрно-белых работ — натюрморты, интерьеры, портреты и ню.

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

4 комментария

  1. душевные работы

  2. Как их много развелось, бездарей. Одни льстят, другие пользуются.

    • Удивительная самокритика! Право, так честно сказать про себя способны очень немногие. Вы несомненно являетесь бездарем или бездарыней! Браво!

  3. Какой прекрасный текст! ))))) Благодарю всех: и учеников гимназии, и автора публикации, и художника Рефата Мамутова! ))))) Лаконичность, простота, приятие форм, выражение внутреннего вовне, исключительная преданность высшему! ))))) Браво!

Оставить комментарий или два