ПН, 1 июня 2020 | В Нижнем Тагиле:+7.7°C

«Мы не празднуем 8 марта, но у нас есть айфоны». Как живет община староверов в Нижнем Тагиле

Мрачные, суровые люди живут большой общиной в деревянном доме, целыми днями молятся и не пользуются благами цивилизации – такие стереотипы о староверах существуют в умах многих. Чем и как живут старообрядцы в XXI веке в промышленном городе, почему они не отмечают Новый год и 8 марта – об этом ИА «Все новости» рассказал Илья Ермаков, заместитель председателя общины старообрядцев в Нижнем Тагиле.

Семья Ермаковых живет в обычной квартире в центре, Илья работает в рекламном бизнесе, его жена Елена – домохозяйка, вместе они растят двух дочерей. Предки супругов были старообрядцами, посты, молитвы, богослужения были привычными ритуалами для них с самого раннего возраста. В своей семье Илья и Елена продолжают соблюдать заповеди.

Илья Ермаков с женой Еленой

Раскол в русской православной церкви произошел в XVII веке. Тогда патриарх Никон инициировал волну нововведений: в книгах, в обрядах, проведении крестных ходов и службы в храмах. Не все православные люди приняли изменения: отмена земных поклонов, уменьшение длительности церковной службы, упрощение православия в целом. Приверженцы старых порядков впоследствии были преданы анафеме и в дальнейшем часто подвергались гонениям со стороны властей.

2 года назад староверческая община в Нижнем Тагиле начала возрождаться, как раз тогда старообрядцы зарегистрировались в Министерстве юстиции как юридическое лицо. В тот момент в общине насчитывалось около 10 активных людей. В основном это староверы, семьи которых всегда были в этой религии. Как рассказывает Илья, до 2016 года общины как таковой не было, для богослужения люди ездили в храмы в другие города.

  • 1/3

    Храм в поселке Баранчинский 

  • 2/3

     

  • 3/3

    Крестный ход в поселке Шамары 

«Староверческий храм в поселке Баранчинский действует чуть больше 10 лет. Тагильчане также ездили в Невьянск, те, у кого была возможность – в Екатеринбург. Однако нам хотелось собираться именно в Нижнем Тагиле, это было бы удобно для всех», — говорит Илья Ермаков.

Постепенно община разрасталась, в неё прибывали новые люди. Сейчас в Нижнем Тагиле насчитывается около 30 староверов всех возрастов – дети, подростки, взрослые и пожилые. Попасть в общину не так просто, как кажется. Для этого мало просто придерживаться староверческих взглядов и изредка ездить в храм на богослужения. По словам Ермакова, необходимо полностью соблюдать все заповеди и каноны. Для кого-то испытанием становятся строгие посты перед церковными праздниками, во время которых нельзя употреблять многие продукты — сладкое, рыбу, мясо, также в это время нужно отказаться от использования гаджетов и социальных сетей. С 3 лет к постам приучают и детей. Кому-то тяжело становится ездить каждые выходные в храм: «на праздник схожу», а так делать неправильно, отмечает Илья.Также очень желательно, чтобы человек воспитывался в старообрядческой среде с младенчества. «Новенькому», который принял староверчество во взрослом возрасте, многое непривычно, неизвестно, поэтому могут возникать сложности с пониманием обычаев и обрядов. Несмотря на это, в общину время от времени приходят и тагильчане, и жители пригорода. Причем это не только пожилые люди, которые хотят вернуться к своим корням, но и молодежь, имеющая айфоны, активная в соцсетях.

В жизни современных старообрядцев есть свои нюансы и ограничения.

«У меня есть 2 высших образования: физико-математическое и юридическое. Раньше я работала в полиции, но деятельность в органах охраны правопорядка не соответствует христианскому образу жизни. Например, нам как староверам, надо каждые выходные посещать храм. А у меня — то дежурство, то усиление, то ещё какая-либо работа, не всегда получалось съездить на богослужение. Вообще, каких-то «нельзя» в отношении места работы женщины старообрядческой веры нет, в разумных пределах, конечно. В обычной жизни женщины всегда должны носить платок на голове, причем не только в церкви, прибирать волосы, носить невызывающую одежду. Кстати, на мой платок люди не всегда реагируют нормально, бывали случаи, что начинали тыкать пальцем. Считается, что только мусульманки могут носить платки в знак приверженности своей вере, но и мы, старообрядцы, тоже покрываем голову», — рассказывает Елена, жена Ильи Ермакова.

Большое значение имеет внешний вид – отсутствие макияжа у женщин, наличие бороды у мужчин.

Борода у староверов всегда считалась признаком мужественности и зрелости. Мужчине без бороды могли отказать в благословении и не пустить на поле боя. Сейчас ношение растительности на лице, по мнению староверов, может быть дополнительным показателем маскулинности. Однако могут быть и послабления – для пожарных, военных.

Также из обязательных элементов жизни староверов – молитвы перед каждым приёмом пищи, ежедневное чтение духовной литературы. По словам Ильи, староверы не отмечают привычные всем праздники – 8 марта, Новый год, День всех влюбленных. 31 декабря в староверческих храмах проходят богослужения, а Новый год у староверов празднуется в сентябре. По их календарю, 14 сентября начался 7527 год с сотворения мира. Старообрядцы поздравляют женщин не 8 марта, а на вторую неделю после Пасхи – это праздник Жён-мироносиц.

Храм в поселке Баранчинский в День Жён-мироносиц

«8 марта преподносится нам как день прекрасных дам. Кто-то отмечает его как день борьбы за права женщин. Но на самом деле это началось в Америке. Государство задолжало морякам деньги за работу. Американские проститутки вышли на митинг, чтобы матросам выплатили зарплату, потому что те, в свою очередь, задолжали им. Мы же, не зная об этом, решили, что будем поздравлять друг друга с какими-то правами, а ведь это получается обидные права», — говорит Елена.

Сейчас главная мечта всех тагильских староверов – построить храм. Планируется, что он расположится за ТЦ «Лента» на Гальянке на площади в полгектара. Уже завершены инженерные изыскания, готов проект будущей церкви, его делал архитектор-старовер из Нижнего Тагила Борис Пономарев. По предварительным оценкам, строительство храма обойдется в 38 млн рублей. Деньги соберут члены общины, помогут старообрядцы из других городов, рассказал Ермаков.

Богослужение во время визита митрополита Корнилия

В августе в Нижний Тагил с визитом приезжал старообрядческий митрополит Корнилий. Он посетил площадку будущего храма и провел богослужение в полевых условиях. Для местных староверов это знак того, что их община возрождается и идет по правильному пути.

Текст: Юлия Клокова

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

24 комментария

  1. Азарич

    Хранители Руси.

    • В рекламном бизнесе -говоришь-ну ну ? Казачек то -ряженый -билин ! Слов нет на ВАс ладно хоть на людей с ножами не прыгаите

    • Уважаемая редакция просьба когда публикуете такой материал аккуратнее относится к тому, что пишите, а то как минимум можно попасть на оскорблерие чувств верующих! Староверы они же язычники были на Руси до ее насильственного крещения, а старообрядцы поклоняются Христу, соответственно они христиане старообрядцы.

  2. Мракобесие.

  3. Религию придумали овцы, для того, чтобы волков стыдить… (С) B-)

  4. Автору статьи надо было для начала разобраться, кто такие староверы, и кто старообрядцы???

    • Азарич

      Глыбоко роете. Но в народе все таки старообрядцев называют староверами, видимо за малостью последних

  5. А ещё старообрядцев называют кержаками. По названию притока Волги Керженец, куда в дремучие леса ушли староверы от гонений Никона.

  6. А еще киржакам !

  7. Блажен кто верует!

  8. Не,я тут смотрел по рен тв показывали у мужика был рак 4 степени,уже еле ходил,на наркоте был,так он начал молиться и выздоровил!!!! Врачи аж ахнули. Во как бывает! Сам видел.А вы говорите..

  9. Рён тв это сила теперича верю,тама даже от6й степени рака излчут это даже не сумлеваюся!

  10. Религия есть один из видов духовного гнёта, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живёт чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешёвое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь.
    (С)

  11. Справа в свитере на азарича похож.

    • Азарич

      И совсем я не такой
      Некрасивый с бородой
      Я симпатичен и побрит
      А в душе огонь горит

  12. Я против бороды! Надоели эти дровосеки в городе.

  13. Илью и Елену знаю давно в институте с ними учился на юр.факе. в одной группе, отличные ребята. Рад за них что они выбрали этот путь в жизни . Осуждайте лучше наркоманов которых с каждым днем все больше и мамок которые отказываются от своих детей вот БУДУЩЕЕ РОССИИ. А Илье и Елене с детишками дай БОГ здоровья. Константин.

  14. Настоящие староверы живут без показательного антуража. Это походит на очередной бизнес—проект.

  15. Илью и Елену знаю очень давно и очень близко, очень хорошие люди ,молодцы, удачи Вам и здоровья дочкам! Полностью согласна с Константином. Наталья.

Оставить комментарий или два