ПН, 25 января 2021 | В Нижнем Тагиле:-11.5°C

«Они точно знают, чего хотят». Истории тагильчан, которые пошли переучиваться во взрослом возрасте

Что толкает людей кардинально поменять профессию, уже имея образование – желание перемен, жажда новых знаний, нереализованные амбиции? Вместе с тагильчанами и психологом журналист ИА «Все новости» разбирался, зачем взрослые идут получать другую специальность, кто делает это чаще – мужчины или женщины, а также как к ним относятся преподаватели и молодые однокурсники.

Илья Шулер, 41 год, будущий фельдшер:

Я учусь на 3 курсе Нижнетагильского филиала Свердловского областного медицинского колледжа по специальности «Лечебное дело», получаю среднее медицинское образование. Медицина – это, наверное, мечта детства, хотя сейчас можно сказать, что учусь больше для себя, чтобы помогать родственникам – родителям, пожилой бабушке.

Первое образование я получил заочно, окончил философский факультет УрГУ. Я родился в посёлке рядом с Нижней Турой, в лихие 90-е родители боялись отпускать учиться в другой город, поэтому пришлось идти работать. Я тружусь с 16 лет, через пару лет уже был руководителем подразделения в небольшой организации. Около 10 лет отработал в общепите и торговле. Последнее десятилетие занимаюсь бизнесом – строительство, остекление балконов.

На первом курсе нас в группе было 19 человек, а сейчас осталось всего 9. Молодёжь по большей части не готова к сложностям, например, экзамен по хирургии с первого раза сдали только 4 студента. Кроме того, сейчас среднее профессиональное образование может получить любой, в колледжи принимают без экзаменов. Если раньше человек просто не поступил бы, то сегодня он может прийти просто так, поэтому в процессе обучения и отсеиваются многие. Молодые люди прогуливают, насобирают долгов, а потом это всё накапливается, как снежный ком. У нас быстрый темп учёбы: мы прошли предмет, потом сразу учебная практика в самом колледже, затем производственная 2 недели в больнице или поликлинике.

Практику проходим буквально во всех медицинских учреждениях: в госпитале Тетюхина, в Демидовской больнице, в стационаре на улице Кузнецкого. С пациентами не много приходилось взаимодействовать, потому что ну кто даст студенту делать что-то важное?! Больше наблюдаем, можем сделать что-то, что не нанёсет вреда пациенту, например, померить давление. На практике мы в халате, шапке и маске, поэтому возраст сложно понять, а в другой одежде они меня, как правило, не узнают.

В медицине меня больше интересует именно лечебное дело. Учиться на фельдшера сложно, поскольку даётся большой объём знаний, а помимо учёбы у меня ещё семья, работа, которые тоже требуют много времени.

В колледже есть и другие взрослые студенты, учатся девчонки старше 30 лет. Среди нашего курса я самый старший. С более молодыми однокурсниками разные отношения, но в основном хорошие. Преподаватели также нормально относятся: на первом курсе некоторые из них еще удивлялись, какие-то вопросы задавали. Сейчас с некоторыми педагогами даже дружим.

После окончания учёбы планирую поработать участковым терапевтом в поликлинике. Высшее медицинское образование получать не хочу: у нас такого вуза нет, он только в Екатеринбурге. Учиться на врача можно только очно, а переезжать нет желания, потому что здесь семья и бизнес.

За рубежом взрослые студенты – частое явление. А некоторые из них даже ставят рекорды! Особенно много таких случаев в Японии, поскольку продолжительность жизни и её уровень там достаточно высоки. Японец Сигэми Хирато в 96 лет окончил Киотский университет, где изучал поэзию. Австралиец Алан Стюарт получил степень магистра медицины в 97 лет, а в Индии студент Акасис Йадом окончил Пресвитерианский университет за год до своего векового юбилея.


Александр Чиянов, 40 лет, будущий металлург:

Я сейчас учусь в Нижнетагильском технологическом институте (филиал УрФУ в Нижнем Тагиле – прим. ВН) на 3 курсе дневного отделения. Выбрал эту профессию сразу по нескольким причинам: во-первых, специальность востребованная, можно работать на НТМК или УВЗ. Во-вторых, металлургия была, есть и будет, а значит, гарантирована стабильность. Ещё для меня важно общение и новые знания.

Филиал УрФУ – это не первое место учёбы. Сначала я два года учился в торгово-экономическом колледже по специальности «коммерция в торговле». Затем пошёл в колледж имени Демидова, там получил профессию автомеханика. После него хотел поступать в УПИ, но не смог пройти по количеству баллов. Поэтому решил получить ещё одно образование, и год был студентом Горно-металлургического техникума, изучал специальность «машинист металлургического крана».

Поскольку это четвёртое учебное заведение, особых сложностей я не испытываю. Раньше было непросто с информатикой и работой на компьютере. Однажды я написал от руки целый реферат, получилось больше 50 страниц текста. А окружающие тогда удивились и сказали, что вообще-то можно было напечатать в Word. Сейчас у нас больше предметов по специальности, поэтому, конечно, интереснее учиться, чем на первых курсах. Например, мне нравится посещать лекции по развитию металлургии: появляется уважение к профессии. Ещё интересны компьютерные технологии – это очень актуально на современном производстве.

Однокурсники со мной общаются на равных, не на «вы». Никакой возрастной барьер не ощущается, только, наверное, в первый момент, когда знакомились. У преподавателей мой возраст тоже не вызывает удивления, все относятся нормально, без проблем.

Мою учёбу родственники воспринимают положительно, одобряют то, что я получаю новую профессию. Занятия на дневном отделении занимают почти всё время, поэтому постоянного места работы у меня сейчас нет. Раньше много где работал, например, в сфере обслуживания. Живу в общежитии, семьи нет.

Наталья Антонова, психолог, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ:

Я преподаю на магистерской программе «Психология в бизнесе» НИУ ВШЭ, и у нас много студентов старшего возраста. Есть такие, кто приходит в магистратуру после бакалавриата, это люди, которым 22-23 года, но их мало, не более 10-15%. В основном средний возраст студентов 28-35 лет. Есть и студенты в возрасте старше 40 лет, и запрос на обучение от таких людей появляется все чаще.

Вообще, в последние годы вырос интерес к обучению у людей 40-50 лет, они ищут себя, многие меняют профессию. Видимо, это связано с прохождением «кризиса среднего возраста». Что заставляет людей в зрелом возрасте идти учиться? Я думаю, это потребность в развитии и изменении. Мир стремительно меняется, и те, кто это понимают, стремятся также меняться, чтобы «идти в ногу со временем». Особенно это касается бизнеса — там цена ошибки велика, и предприниматели сами стремятся приобрести дополнительные знания, чтобы иметь конкурентное преимущество. Плюс сейчас на рынке труда ценятся специалисты, имеющие несколько профилей образования.

У таких студентов есть общие черты. Это стремление узнавать новое. Они очень мотивированы, целеустремленны, и, в отличие от молодых студентов, точно знают, чего хотят. Поэтому учатся очень эффективно. Эти студенты требовательны, они «добывают» знания, и если преподаватель халтурит — они не будут стесняться и сразу все выскажут. В бакалавриате тоже бывают случаи, когда поступают учиться более старшие ребята, например, после армии, но это всё же не такой разрыв в возрасте и проблем в общении с более младшими у них, на мой взгляд, нет.

Чаще меняют специальность всё-таки женщины. У женщин «переворот» часто наступает после рождения ребенка — они начинают искать другие варианты работы, задумываются о смысле жизни и призвании. Хотя в последние годы увеличилось количество мужчин, именно зрелого возраста, владельцев бизнеса.

Юлия Клокова

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

19 комментариев

  1. 70 Уже! …… Александр Чиянов, 40 лет, будущий металлург: Прекрасно ! Ещё успеете на пенсию по 1 горячему если не сорвётесь. 15 лет не редькой %%%%%%% Прошел 2-мартен , советую всем.

  2. а в деревнях учителей не хватает…

  3. Где-то провозглашены «Свобода, равенство,братство». А у нас человек человеку «Сват, блат, брат». Если у перечисленных есть блат, родственники с » административным ресурсом», тогда конечно по специальности и теплое место будет. А так эти статьи для PR. У нас много 40-летних с профессиональным опытом с востребованной специальностью, но зарплату предлагают не совместимую с жизнью. Можно по всякому относиться к Западу, но то что там ценят голову и руки это факт. Там конкуренция, а у нас было «социалистическое соревнование». Если по-простому объяснить, что произошло с приватизацией, то по блату захватили наработанное народом потом, кровью и жизнями, распорядившись по своему усмотрению.

  4. Я б учиться пошел то ж
    А работать будет кто ж

    • Мне тоже интересно, как учиться на дневном в 40 лет? Кто семью содержать будет? Тому будущему металлургу скажу вот что- у меня в бригаде 5 слесарей, у 4-х вышка. Милости просим, будешь пятым слесарем с высшим образованием. Это ж мы горы свернем.

  5. Как я понял из материала средних специальных образований можно несколько получать бесплатно, в отличие от высших?
    И до скольки лет?

  6. Потом:сестра ООткуда у нас труп в ординаторской?…пока торгаш все мед.подробности усвоит — освоит..где стоко нороду взять на его опыты.

  7. А он подпольно будет триппер лечить у плечевых .Он ведь шулер.

  8. С Шулером ясно, вот другой как из анекдота :» 20 лет ума нет-и не будет, 30лет жены нет — и не будет, 40 лет денег нет — и не будет…..» . Если получил специальность,то надо совершенствоваться в ней .Вот так и будешь всю жизнь болтаться как «фиалка » в проруби в поисках легких путей. Женщин еще можно понять ,а этих ….

    • Ну зачем же так резко? Раз учится, значит, есть возможность подработать. И не всю же жизнь данный товарищ будет сидеть в учебной аудитории. Получит корочки и тогда уж определится с работой. Не все так плохо, как вы думаете.

  9. А мне 92 года, я учусь в УРГЭУ, и ничего пока справляюсь

  10. А у меня эти студенты вызывают восхищение. Вот так сразу переменить свою жизнь не каждый сможет. А они смогли и им нравится! Порадоваться надо за них, что человек ищет себя в этой жизни, надеется на лучшее. В конце концов, никто ведь не страдает из-за того, что люди получают другую специальность.

  11. Умных всё меньше и меньше.

  12. Материал — такая сахарная заказуха! Да физиологически профессионально учиться можно от силы до 23-25 лет. Потом мышление перестраивается. Участковым терапевтом он пойдет, ха!

  13. Я б в директора пошел пусть меня научат :drink: :drink: :good:

  14. Не верю! Я вот пол смены на лавке валяюсь и вполне доволен работой. Переучиваться только себя портить.

  15. Психолог, доцент департамента психологии, работать не пробовали?

Оставить комментарий или два