Сочинение современного канадского композитора Клода Вивье, ранее в России не звучавшее никогда, было исполнено Международным молодежным Чайковский-оркестром, который впервые выступил в Нижнем Тагиле.
Накануне поздним утром в Нижний Тагил въехали автобусы с молодыми музыкантами – стажерами Летней оркестровой академии в Екатеринбурге. Каждый год, начиная с 2014, Свердловская филармония отбирает музыкальную молодежь со всего мира на неделю интенсивных репетиций и учебы у ведущих российских и европейских педагогов. Для публики итогом академии становятся несколько выступлений международного «Чайковский-оркестра» (в этом году – сначала в Нижнетагильской филармонии, а через день – в Свердловской, в Екатеринбурге).
Рустем Хасанов, первый замдиректора Свердловской государственной академической филармонии по творческой деятельности, один из организаторов проекта:
«Главная цель академии – сотрудничество молодых музыкантов разных стран мира, которые собираются в столице Урала, вместе музицируют, вместе изучают произведения русских и зарубежных композиторов и потом выносят это на концертную эстраду в Большом зале филармонии в Екатеринбурге, и в городах Свердловской области. Помимо творческого общения, те ребята, которые приехали из-за рубежа, узнают нашу страну, причем не только по нашим столицам. Они видят наши горы, наши леса, тем более дорога до Нижнего Тагила прекрасна, там еще остатки Уральских гор видны. Они вместе ходят в кафе, бары, играют в футбол, они просто общаются, и таким образом о Свердловской области узнает как можно больше людей в мире, и это одна из целей академии, помимо профессионального общения. Мы хотим, чтобы о нашем крае узнали широко в мире. Мы считаем, что мы одна из крупнейших культурных столиц нашей страны».
В основе Летней академии – артисты Уральского молодежного симфонического оркестра, вместе с которыми здесь стажируются студенты из германских консерваторий, прошедшие конкурс. «Немецкие студенты» – это далеко не только немцы, но и испанцы, бразильцы, швейцарцы, израильтяне, японцы, корейцы… В составе «Чайковский-оркестра» в этом году объединились музыканты из 12 стран, включая Россию. На вопрос «как они понимают друг друга в оркестре» ожидаешь услышать что-то про «язык музыки», но всё прозаичнее: молодежь прекрасно общается на английском. Именно этот язык сейчас – международный язык музыкантов.
Среди оркестрантов проекта есть те, кто приезжает не в первый раз, однако основной состав академии каждый раз обновляется. Также ежегодно меняется художественный руководитель и дирижер оркестра. В этом году дирижировать «Чайковский-оркестром» пригласили Петера Рунделя.
Татьяна Рексрот, директор продюсерской фирмы RCCR Projects GmbH Berlin:
«Петер Рундель в Германии очень известен как дирижер современной музыки. Не обходится ни одно большое событие в мире современной музыки, будь то премьера оперы или крупного симфонического произведения, где он бы ни руководил… Всегда есть очень ясная нацеленность проекта, чтобы музыканты Летней академии знакомились в разными типами дирижеров. Одним из дирижеров был Бруно Вайль, он занимается классикой, барочной музыкой. Он делал такого Бетховена, которого, может, они никогда не слышали. В прошлом году был Кристоф Гетшольд, это дирижер, который много работает с романтической музыкой, то есть в прошлом году был такой акцент. А в этом году у нас Петер Рундель, который занимается современной музыкой. То есть наш проект помогает музыкантам развиваться в разных направлениях. Музыкантам важно найти свое направление и что-то почерпнуть – и от общения с дирижером, и от общения с солистом».
Солистом оркестра в этом году стал выдающийся Петер Йенс Майнц – виолончелист и педагог, на мастер-классы которого очередь расписана на несколько лет. На инструменте «Ex Servais» 1697 года он исполнил произведение Чайковского, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром ля мажор. В традициях Летней академии – обязательно играть что-то из наследия Петра Ильича, поскольку Урал связан с именем великого русского композитора (он провел часть детства в Алапаевске). Вариации для виолончели обязательно звучат на Международном конкурсе имени Чайковского. Однако в исполнении Майнца это знакомое сочинение оказалось не только виртуозным, но и необычно эмоциональным («Я думаю, вы сегодня услышите такое Рококо, которое в России давно не слышали», – делилась ожиданиями от концерта Татьяна Рексрот).
Тагильская публика в этот вечер действительно оказалась практически эталоном внимательности и теплоты. И дело не только в концентрации «випов» в зале (на концерте присутствовал Вячеслав Горячкин, первый вице-мэр Нижнего Тагила; Нора Тех, представительница Генконсульства Германии в Екатеринбурге; Сергей Радченко, замглавы регионального минкультуры; Михаил Аршанский, советник управляющего директора ЕВРАЗ НТМК). Билеты были бесплатны, вероятно, поэтому свободные места закончились чуть ли не за месяц до концерта. В Нижнетагильской филармонии даже беспокоились, что в летний выходной многие обладатели пригласительных передумают приходить. Оказалось – зря. Был аншлаг.
«Первое отделение – прям до дрожи, до дрожи», – делились впечатлениями слушательницы. И это несмотря на то, что музыканты начали концерт непростым сочинением Клода Вивье, канадского композитора ХХ века. Его оркестровое произведение «Орион», хотя и считается одним из самым значительных в его творческом наследии, ранее ни разу не играли в России. Петер Рундель рассказал за кулисами, что является большим приверженцем этого композитора, по каким-то причинам мало известного в России.
Для второго отделения дирижер выбрал третью симфонию Брамса (по его словам, другие симфонии этого композитора более известны, поэтому было интересно остановиться именно на этой). По его мнению, симфоническая музыка, конечно, остается музыкой для определенного круга слушателей, но по всему миру можно найти молодежь, у которой классика «зажигает огонь в крови». Уровень молодых музыкантов не становится ниже, наоборот – поэтому Петер Рундель уверен, что «огонь симфонической музыки будет гореть и дальше».
Полный фоторепортаж уже в группе ИА «Все новости» ВКонтакте
Текст: Дарья Смолкина
Фото: Максим Конанков
Фи без филипушки и сашеньки Баскова и не интересно,а гринечка мой лепсу любит
Третья сюита Чайковского «Razamanaz» мне очень нравится
Насчёт внимательности и чуткости публики я бы поспорила: были и зевающие, и болтающие, и поглощённые смартфоном… Ключевой момент — бесплатность концерта — стала пропуском для «мимопроходящих» людей. «Любите ли Вы Брамса? — Если бесплатно, то да»… Кстати, официальных лиц было очень мало. Статус мероприятия, участие зарубежных артистов привлекли людей в первую очередь. А сама программа (с проф.точки зрения очень грамотно составленная) неискушенной публике оказалась не по зубам… Солист играл божественно, но, видимо, слишком тихо и утонченно, нашему брату погромче бы да попроще. Получился концерт для виолончели (скрипа кресел,звука мобил,шуршащих фанатиков) с оркестром))). Что ж.. Нашей филармонии придётся тренировать тагильчан в культурном плане)
Кроме Nazarethа можно ещё попробовать мой любимый дип парпле
«Билеты были бесплатны, вероятно, поэтому свободные места закончились чуть ли не за месяц до концерта.»
Первый раз услышал об этом мероприятии. Хотел бы выразить благодарность журналистам за интересное освещение концерта.
На будущее — поступайте так же. Держите подобные мероприятия в тайне от ваших читателей. Мы народ простой. Почитаем и ладно. Ведь если бы вы анонсировали мероприятие заранее, то могло получиться, что мест в зале не хватило бы элите города — уважаемым людям из администрации, их родственникам, друзьям и знакомым.
Хотя, я думаю, им-то билеты дали в первую очередь. Точнее — без очереди. Элита, как-никак. Не заводские оборванцы.
А вы уверены что их предупредили заранее?
Грош цена такому СМИ, которое не в курсе о культурных мероприятиях в городе.
Мне, как читателю, было бы намного интереснее вовремя увидеть анонс этого события. Чем читать каждый божий день какие-то там обещания и пустопорожнюю болтовню местной «элиты».
Может быть, я только поэтому местные новости читаю: чтобы быть в курсе городских событий.
Вот концерт для меня — событие. А «элитная» болтовня — просто шум, информационный мусор.
Спрос рождает предложение. конечно хотелось бы больше знать о событиях города.
но если платят и так , зачем перерабатывать.
Тогда здесь уместен вопрос: кто платит. В идеале — это будет рекламодатель. Рекламодателю интересна аудитория. И не только в количественном выражении.
Чем больше людей читают конкретно взятое издание, тем оно интересней рекламодателю. Тем выше прайс. Либо рекламодателю интересен состав аудитории: серьезные люди не будут читать условную газету «Жизнь» или что-то подобное.
Либо вариации этих параметров.
Другое дело, если СМИ на подсосе у «элиты». Тогда все не однозначно. К примеру, даже такие монстры вещания как ведущие федеральные каналы — убыточны. И сидят на шее бюджета, высасывая миллиарды бюджетных подачек. Дураку нонятно, под чью дудку они пляшут, какое качество информации они поставляют, насколько эта информация будет действительно актуальна. Кто девушку ужинает, тот ее и танцует.
Если все упростить и свести к одному предложению, то мне интересны СМИ, которые танцуют для аудитории.
Чё так много то. Пока до последней мысли дочитал, первая забылась.
Рекламодателю я думаю наплевать слоёность аудитории. Им важно количество.
А посещаемостьВН есть. Зачем ещё усложнять им себе жисть
Замечание принято. Впредь, при общении с тобой, буду стараться уложиться в одну строчку, выбирая слова попроще, понятнее.
Альцгеймер — это не шутки
Аусвайс,
Что же такое хотят исполнить, еще неисполнимое? У нас по моему кто чего только не исполнял. Сплошняком исполнители и виртуозы выкрутасов
Концерт для избранных и их родни?????????????????? :devil:
Ну вот. А вы говорите — их никто не выбирал.
Как же не выбирал, если оне — избранные?
А это так важно?