Театр кукол Нижнего Тагила ассоциируется со спектаклями для малышей только у тех, кто давным давно не был на его постановках. Современные работы коллектива рассчитаны на зрителей разных возрастов. В новый 76 сезон театр даже запускает образовательный проект «Школьная классика». В него входит уже идущая в театре «Крошечка-Хаврошечка», в мае состоится премьера «Синей птицы». А сегодня, 19 сентября, зрителям покажут премьеру «Отрочества» по одноимённой повести Льва Толстого в инсценировке Ярославы Пулинович. Нам удалось увидеть спектакль, который поставила пермячка Юлия Батурина, до первого показа.
В центре истории — 13-летний мальчик Николенька, дружно живший с братом, который старше его на несколько месяцев. Внезапно жизнь Николеньки круто меняется — умирает мать, ему с отцом и братом приходится переезжать в огромную и шумную Москву. Мальчик никак не может справиться с тоской по матери, с горем, охватившим его. Взаимопонимание с родными тает на глазах. Старший брат стремительно взрослеет, принимая происходящие с ним перемены. А Николай с детством расставаться не спешит.
Вместе с героем зритель проходит через отчаяние не понимающего внутренних перемен взрослеющего ребёнка, и через подростковую жестокость, и через первые романтические переживания. «Отрочество — такая сложная пора!», — предвосхищает все будущие перипетии мать Николеньки в первых сценах спектакля. Режиссёр, под стать подростку переходного возраста, чрезмерно сгущает пафос и трагичные переживания, периодически отбирая у зрителя возможность выдохнуть и улыбнуться. Но это компенсируют прекрасная игра актёров, причудливые костюмы и визуальные решения. За кошмары, навязчивые видение и щемящие воспоминания отвечает видеографика, специально для постановки её создала режиссёр-документалист Ирина Панкова из Кирова.
А ещё на сцене очень много крафтовой бумаги, это решение художника-постановщика Людмилы Семячковой.
«Театр кукол требует особых средств выражения, ими в спектакле стали листы бумаги, прекрасный материал может бесконечно менять форму, его можно мять, рвать. Эти неустойчивые состояния бумаги похожи на устройство нашей памяти. Воспоминания главного героя, на которых построен спектакль, такие же непрочные, фрагментарные. С другой стороны, бумага – это еще и шумовые эффекты, и наша дань классической бумажной литературе. Ассоциаций масса и все они дают свободу фантазии зрителей», – поясняет художница.
«Отрочество» — одна из самых масштабных постановок театра кукол. В нём задействована большая команда постановщиков и вся театральная труппа, а также студенты колледжа искусств. А вот в спектакле почти нет. Их заменили «ожившие куклы», в которых с помощью специальных костюмов и хореографии превращаются актёры.
Фотографии Вики Мельниковой