Жительница Нижнего Тагила лишилась выплаты на ребёнка, которую установил президент Владимир Путин в связи с пандемией COVID-19. Получить деньги женщине помешал бывший муж, умело воспользовавшийся электронными сервисами госулуг. И это — не единичный случай.
Тагильчанка Ирина (имя изменено по просьбе женщины — прим. ВН) уже несколько лет одна воспитывает дочь, девочке в этом году исполнилось 11 лет. Отец ребёнка с новой семьей живёт в Краснодаре. Но общаться с дочерью, в отношении которых он не лишён родительских прав, не перестаёт, поэтому периодически поддерживает контакты и с самой Ириной.
Некоторое время назад мужчина обратился к ней с просьбой дать номер СНИЛС дочери — якобы чтобы оформить себе в Краснодаре пособие как малоимущему. Тагильчанка насторожилась — никакого отношения к новой семье экс-супруга их дочь не имеет, — поэтому документ не дала. А через какое-то время узнала, что президент установил единовременную выплату в 10 тысяч рублей на детей в возрасте от 3 до 16 лет. Получить её можно было, подав документы через интернет, без личного визита в Пенсионный фонд. Ирина оформила выплату, но ответ её очень удивил: в получении денег на дочь ей отказали, поскольку эти деньги уже были кем-то запрошены и получены. Когда она обратилась в Пенсионный фонд за объяснениями, ей сказали, что деньги получил отец ребёнка.
«Он подал документы в мае! Номер СНИЛС запросил на «Госуслугах», поскольку родительских прав он не лишён, то ему всё предоставили. А фото свидетельства о рождении у него было. Говорят, мой случай не единственный в России. Есть даже отец, который умудрился сделать заявление на выплату, сидя в тюрьме», — рассказывает Ирина.
Случай Ирины, действительно, не единственный. Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области Игорь Мороков рассказал ИА «Все новости», что только к нему за помощью обратились три или четыре свердловчанки, которых бывшие мужья оставили без выплат. В одном случае вернуть деньги помог простой звонок омбудсмена — мужчина проникся увещеваниями. В остальных случаях приходится искать другие решения, ведь чёткого правового механизма возврата денег в таких случаях нет.
«Не проработано было страховочных механизмов при осуществлении этих выплат. У нас действует презумпция добросовестности. Но в итоге получилось, что хорошее дело не продумано до конца. С другой стороны, это ведь больше морально-нравственный аспект, чем правовой», — считает Игорь Мороков.
Действительно, в Пенсионном фонде России подтвердили, что выплата предоставляется первому родителю, обратившемуся за ней и предоставившему все документы. В механизме не предусмотрено проверки того, живёт ли этот человек с ребёнком.
«Подать заявление на единовременную выплату от 3 до 16 лет может любой из родителей (или других законных представителей), то есть обратиться имеет право, как мать, так и отец. Если заявление подадут оба родителя, выплату получит тот, кто подал заявление первым. Проверка семейного положения, места проживания ребенка и наличие алиментных обязательств заявителя при установлении единовременной выплаты не осуществляется. При принятии решения по единовременной выплате органы ПФР проверяют наличие родительских прав и гражданства РФ заявителя и ребенка. Согласно законодательству, неправомерность в действиях супруга отсутствует», — заявили в фонде.
Получается, что единственный способ для Ирины и тех, кто оказался в подобной ситуации, вернуть свои деньги — это обращаться в суд. Тем более что в разговорах с бывшей женой экс-супруг получение выплаты всячески отрицает. В качестве доказательств даже прилагает детализацию банковского счёта — правда, за март. При этом отсудить у него какую либо сумму тагильчанка даже не надеется — долг по алиментам у мужчины и так составляет 477 тыс рублей.
Между тем, президент Владимир Путин во время обращения к нации 23 июня заявил, что выплаты на детей осуществят повторно — в автоматическом режиме тем же заявителям, кто уже получил первую выплату.