В Нижнем Тагиле четверо молодых людей открыли в заброшенном доме в посёлке Старатель выставку. Её особенностью стало то, что все работы на экспозиции были созданы по найденным в этом же здании матрицам — доскам для печати линогравюр.
В середине сентября художница Алиса Горшенина, музыкант Сергей Власов, архивистка Анна Киященко и ювелир Александр Черепанов гуляли по посёлку Старатель в Нижнем Тагиле. На улице Крымская ребята обнаружили заброшенный двухэтажный дом и зашли внутрь. Там уже не было окон, дверей и его даже начали частично разбирать. В одной из квартир на втором этаже были разрисованы стены и разбросаны краски, кисти и другие художественные материалы. Среди этого молодые люди нашли и линогравюры — матрицы из линолеума, на которые наносится краска, благодаря чему изображение можно напечатать. Ребятам показалось интересным, что всё это просто оставили здесь и они решили проявить линогравюры. Тагильчане нашли типографскую краску и подходящий печатный станок. Так компания решила напечатать работы и организовать с ними в том заброшенном доме выставку.
Во время печати выяснилось, что работы сделаны как минимум двумя людьми. На оборотной стороне одной из матриц было выведено имя — Женя Нестерова. Распросив знакомых, живущих в этом районе, друзья выяснили, что раньше в этой квартире действительно жила тагильская художница Женя Нестерова вместе с отцом Михаилом, тоже художником, — все работы принадлежали им. С бывшими жителями квартиры даже удалось связаться и они оказались не против выставки, однако прийти на неё и поучаствовать не смогли.
Вскоре тагильчане организовали выставку, куда пригласили своих друзей и местных жителей. Так как дом находится в аварийном состоянии, работы вывесили на фасаде и подписали «Выставка Михаила и Жени Нестеровых».
«Мы нашли 20 матриц, то есть заготовок из линолеума. Сделали оттиски на бумаге, некоторые изображения напечатали два раза. Там были портреты, полуабстрактные, сюжетные композиции, например, с заключенными на прогулке и соревнованиями бегунов. Получилось 30 листов формата А4 и А3, прикрепили их канцелярскими кнопками. Название выставки Алиса написала кисточкой», — рассказала Анна.
По словам организаторов, выставка оказалась неким прощанием с этим домом. Анна рассказывает, что прохожие не обращали большого внимания на экспозицию — смотрели издалека, но не подходили. Одна женщина даже возмутилась, решив, что рисунки непристойного содержания, но её успокоили, показав и объяснив всё. В первозданном виде выставке удалось просуществовать всего лишь день — было очень ветрено, да и рядом с домом постоянно крутились дети, которые, скорее всего, сразу же после ухода художников забрали часть работ.
«Вечером там проходили наши знакомые и сказали, что на доме уже почти ничего нет. А другая знакомая увидела у местного магазина мужчин с этими работами в руках», — говорят организаторы.
Судьба отпечатанных картин продолжилась не менее интересным образом, чем они были найдены. Они оказались не похоронены под завалами дома, а разошлись по всему Старателю. Матрицы также остались у ребят. Женя Нестерова рассказала ИА «Все новости», что из этого дома они съехали почти последними и не так давно — в начале августа. По её словам, тогда в заброшенных помещениях уже начали ютиться бездомные.
«Очень чудесный дом — живой и деревянный! В нем жили ещё самые первые инженеры, кто на Старателе поселился. В нем такой дух хороший, как у старого корабля. Жаль было его покидать, но жильё аварийное», — говорит Женя Нестерова.
Как оказалось, матрицы для линогравюр художники оставили намеренно, так как посчитали, что они больше не нужны, однако идеей выставки Женя Нестерова осталась довольна. По её словам, получилось прощание. Несмотря на то, что художнице не удалось побывать на открытии, позже она пришла туда, но на стенах оставалось всего несколько работ — остальные действительно сорвали дети, которые играли у заброшенного дома и в этот раз.
«Я говорю — вы приведений не боитесь? Они не боятся», — сказала Нестерова.