ЧТ, 22 апреля 2021 | В Нижнем Тагиле:+8.2°C

Счётная палата РФ заявила о риске роста цен на топливо

Счётная палата России обнаружила риски повторения в стране топливного кризиса 2018 года, сообщает РИА Новости со ссылкой на отчёт о работе аудиторского органа за 2020 год.

«В настоящее время отмечаются риски повторения роста розничных цен на топливо и, как следствие, возникновение социальной напряженности», — говорится в отчёте.

В ведомстве напомнили, что из-за роста цен на топливо в мае 2018 года правительству пришлось принимать экстренные меры.

Тем не менее в Минэнерго заявили, что уже предприняли некоторые действия для сдерживания роста розничных цен на бензин и дизельное топливо, а также на обеспечение горючим регионов и доходности АЗС.

В стране продолжает действовать разработанный в 2018 году демпферный механизм, который минимизирует влияние колебания мировых цен на нефть на стоимость бензина в России. Благодаря этому цены на АЗС в прошлом году держались в рамках инфляции. В частности, розничная цена на бензин Аи-92 за прошлый год выросла на 2,2-2,5% при инфляции 4,9%.

Сейчас Минэнерго и Минфин занимаются увеличением работы демпфирующего механизма, чтобы реагировать на изменившиеся реалии мирового рынка. В 2021 году может быть скорректирован демпфер только по бензину, а по дизтопливу — в 2022 году. Вице-премьер Александр Новак заявил, что нововведения могут вступить в силу уже с 1 мая.

Также для стабилизации цен на топливном рынке сейчас увеличивается загрузка нефтеперерабатывающих заводов, растут запасы топлива и его выпуск. Кроме того, с марта повышено количество продаж нефтепродуктов на бирже: бензина — до 11% от месячного объема производства, дизельного топлива и сжиженных углеводородных газов — до 7,5% для каждого вида топлива.

Средние цены на бензин на столичных АЗС растут уже тринадцатую неделю подряд. По данным Московской топливной ассоциации, за последнюю неделю сильнее всего подорожал Аи-98. В прошлую пятницу средняя цена бензина Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже оказалась близка к рекордному значению с 2018 года.

Демпфирующий механизм работает таким образом, что если экспортная цена бензина и дизтоплива выше, чем внутри страны, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены внутри государства. Если же ситуация складывается противоположным образом, то нефтяники должны наоборот поделиться с государством частью своей сверхприбыли от внутренних продаж топлива.

Сейчас условные цены в демпфере ежегодно индексируются на 5% до 2024 года включительно. Но нефтяные компании заявляют, что механизм часто не учитывает реальные условия на рынке, а такая индексация выше, чем темпы инфляции в России.

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus