На сцене Нижнетагильской филармонии международный Чайковский-оркестр исполнит оперу «Золото Рейна», либретто и музыку к которой написал Рихард Вагнер. Концерт станет знаковым культурным событием Года Германии в России.
Накануне исторического явления в музыкальной жизни города, региона и страны журналист ИА «Все новости» пообщался со специалистом по связям с общественностью Нижнетагильской филармонии Дарьей Смолкиной. Спросили о количестве участников, уникальности события, о планах гостей в нашем городе. Но обыкновенный установочный разговор превратился в интереснейшую просветительскую лекцию – публикуем выдержку из неё.
В Нижний Тагил приедет Чайковский-оркестр – это сводный оркестр молодых музыкантов из Германии и России. В нём задействованы почти 80 человек. Это проект Международной молодёжной оркестровой академии, которую Свердловская филармония с 2014 года проводит с немецким партнёром — продюсерским агентством RCCR Projects GmbH.
«Ежегодное проведение Академии — это демонстрация открытости Свердловской области международному молодёжному сотрудничеству. Параллельно с репетиционным процессом молодые музыканты разных стран открывают для себя Россию и Урал. В этом году тема оперы позволяет соединить вопросы музыкальной экологии и экологии природной, тему взаимодействия человека и природы», — рассказали в Свердловской филармонии.
«Казалось бы, после Бетховенского фестиваля, проведённого в ноябре 2020 года, мы достигли высшей планки. Но теперь мы стремимся достичь ещё большего — исполнить оперу Вагнера. Это колоссальная работа, а благодаря составу певцов и дирижёру – это исполнение оперы из первых рук», — поделилась директор RCCR Projects GmbH Татьяна Рексрот.
Для участников Академии уже состоялась экскурсия в золотодобывающую шахту и был дан камерный концерт «Энергетический поворот. Энергоснабжение завтрашнего дня». 17 июня запланирована дискуссия в Уральском горном университете, посвящённая теме экологии, а визит в Нижний Тагил начнётся с экскурсии в завод-музей в Эко-индустриальном технопарке.
Все новости (далее ВН): Дарья, сколько человек приедет в Нижний Тагил?
Дарья Смолкина (Д.С.): Две группы из нескольких десятков человек, каждая пойдёт на экскурсии по заводу-музею. В составе групп — уральские молодые оркестранты, студенты немецких музыкальных учебных заведений (и не только немцы), организаторы из Екатеринбурга и Германии. Помимо музыкальной молодежи там будут и уже признанные, высококлассные артисты-вокалисты. Певцы как из Германии, так и из России.
Дирижер проекта в нынешнем году — главный ассистент Байройтского фестиваля. Это тот самый Байройт, где Вагнер когда-то «специально под себя» построил оперный театр нового типа — и этот «оперный стандарт» на долгие годы стал главным в музыкально-театральной архитектуре
И вообще, Вагнер в России звучит редко. Услышать хотя бы часть из цикла «Кольцо нибелунга» (чем и является «Золото Рейна») — большая удача. А уж в Тагиле — это вообще исключительное событие.
Даже как часть цикла (Кольцо нибелунга) «Золото Рейна» — непростая опера. И для исполнителей, и для постановщиков, и для слушателей, кстати. Но всегда, с первой премьеры — любая постановка становится событием. В нашем случае будет исполняться концертный вариант оперы.
ВН: Вагнер редко исполнялся в СССР потому что немец?
Д.С.: Немец сложной репутации. Даже при жизни он был настолько противоречивой личностью, что скандалы сопровождали его повсюду. Но — гений. Который многое изменил — в музыке, в опере, даже в архитектуре театральной. И даже те, кто с ним находился в сложных отношениях, признавали — это великий мастер, который своим творчеством открыл нечто новое в искусстве.
ВН: «Золото Рейна» Чайковский-оркестр представляет как «полусценическую постановку» — имеется ввиду, что оркестр не в яме, а на сцене нет декораций?
Д.С.: Полусценический вариант исполнения — это с минимумом декораций. Например, премьера в Екатеринбурге «Золота Рейна» — это полусценический вариант (там у них будет специальный полупрозрачный занавес перед оркестром для проекции видеоарта). У нас [в Нижнем Тагиле] — концертная версия оперы. То есть без декораций. Только музыка и оркестр (но не в яме, как завещал Вагнер, а на сцене).
Оркестр придумал сажать в яму именно Вагнер, кстати. И стандарт постройки «театра для оперы» придумал именно Вагнер. Вот этот театр в Байройте (за который его ненавидели местные жители — мол, «бюджетные наши денежки»), который был построен специально для премьеры полного цикла «Кольца нибелунга» — это тогда было новое слово в архитектуре. А тогда, как писал Пётр Чайковский (отправился на премьеру, которую показывали 12 (!) вечеров, как корреспондент «Русских ведомостей», хотя к Вагнеру относился сложно — но восхищался все равно), это было необычно.
«Особенность устройства байройтского театра заключается в том, что громадный по составу оркестр будет невидим. Вагнер, исходя из той идеи, что слишком реальная техническая обстановка оркестра мешает идеальному впечатлению сценической иллюзии, пришёл к заключению, что в оперном театре оркестр должен помещаться в углублении между сценой и зрительной залой. Места для зрителей устроены в виде постепенно расширяющегося амфитеатра. Лож не будет вовсе. Зрительный зал освещаем не будет. Вагнер хочет, чтоб его слушатель не был развлекаем от сцены решительно ничем и чтоб ему казалось, что будто кроме его и сцены в минуту слушания не существует ничего в мире».
А. В. Анисимов, «Рихард Вагнер и архитектура. К 200-летию композитора».
Д.С.: Кстати, проект того самого специального театра Вагнер буквально украл у своего друга (ничего не заплатив ему за него и присвоив проект себе).
В общем, много чего можно о Вагнере [сказать]. Но музыка непростая. Первые 130 тактов «Золота Рейна» — это такое медитативное, секвенция одного аккорда! Эпично! Вокал там необычный — для оперы того времени так вообще шок. Но к музыке, все говорят, надо морально готовиться. Она такая. Требует от слушателя «отдаться целиком» или не слушать.
А Нижний Тагил впервые будет слушать уже в эту субботу в Нижнетагильской филармонии «Золото Рейна» великого Рихарда Вагнера. Днём ранее оперу представят Екатеринбургу, а в августе в концертных залах и в формате open air в городах немецкой Баварии.
«Кольцо нибелунга» (нем. — «дитя тумана») — название цикла из четырёх эпических опер, основанных на реконструкциях германской мифологии, исландских сагах и средневековой поэме «Песнь о Нибелунгах»: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов». Либретто и музыка опер были написаны Рихардом Вагнером в 1848-1874 годах, то есть за 26 лет.