СБ, 27 апреля 2024 | В Нижнем Тагиле:+7.1°C

В Нижнем Тагиле могут восстановить «демидовскую узкоколейку»

В Нижнем Тагиле могут восстановить узкоколейную железную дорогу, объединявшую в XIX веке предприятия Демидовых. Об этом изданию «Бизнес Журнал. Урал» рассказал президент Международного Демидовского Фонда, член Совета Федерации Эдуард Россель.

«Я уже выступил инициатором восстановления этой дороги, ее протяженность составляет 67 км. Начальник Свердловской железной дороги Иван Колесников инициативу всячески поддерживает. Сейчас накапливаем узкоколейные рельсы, демонтированные с других неиспользуемых железнодорожных путей, чтобы восстановить «демидовскую узкоколейку», — сказал он.

Тепловозы и вагоны, которые по ней ходили, сохранились, говорит Россель. Но для того, чтобы проект не остался на бумаге, нужны деньги. Это не менее 90 млн рублей для выпуска железобетонных шпал. Тогда дорога станет вечной, уверен сенатор. По его заявлениям, планы восстановить узкоколейку поддержал губернатор Евгений Куйвашев. А сам проект необходимо согласовать с главой РЖД Олегом Белозеровым. И если всё сложится, этот путь станет эксклюзивным туристическим маршрутом по живописным местам в окрестностях Нижнего Тагила.

«После восстановления исторических путей можно запустить по ним брендированный поезд «Дорогой Демидовых», который будет рассказывать об истории рода и о первом в России паровозе, созданном в этих местах крепостными мастерами Ефимом и Мироном Черепановыми. Убежден, что дорога станет визитной карточкой региона, не только туристической достопримечательностью, но и экономически выгодным проектом», — рассказал сенатор.

Узкоколейная железная дорога проходила по территории современного туристического кластера «Гора Белая» по маршруту Нижнетагильский завод — Висимо-Уткинск. Ее начали строить в 1892 году, начали эксплуатацию в 1895 году. Перевозили разные грузы, в том числе металл, песок и дрова. Позже ее использовали для пассажирских перевозок. Расцвет пришёлся на позднюю советскую эпоху. Тепловоз следовал от станции Кедун-Быково, подбирая пассажиров нового жилого района Гальянка, садоводов Горбуново и далее следовал через Торфяник, Антоновский, Черноисточинск до посёлка Висимо-Уткинск. В 1990-е годы узкоколейка постепенно пришла в упадок, в 2002 году начался разбор путей и демонтаж оборудования. Ещё в годы губернаторства Эдуард Россель заявлял о планах восстановить дорогу, но дальше слов дело не пошло.

  • 1/3

    Остатки дороги 

  • 2/3

    Зарастающая колея 

  • 3/3

    Тепловоз, работавший на дороге 

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus