В Свердловской области после ряда судебных разбирательств ООО «Инстамарт Сервис» (юрлицо сервиса «Сбермаркет») запретили в одностороннем порядке менять стоимость товаров. В региональном Роспотребнадзоре решили, что правила маркетплейса ущемляют права потребителей.
В отдел Роспотребнадзора в Нижнем Тагиле с жалобой обратился клиент онлайн-сервиса. В конце января 2021 года он заказал через «Сбермаркет» 13 килограммов корейки по 77 рублей 14 копеек за килограмм. Заказу присвоили номер, взяли в работу, а пользователю выслали SMS. Но уже на следующий день с клиентом связался сотрудник маркетплейса и заявил, что мясо подорожало. Уральцу предложили оплатить заказ по более высокой стоимости, иначе покупка будет отменена. Заказ в итоге отменили.
После обращения покупателя надзорная служба организовала внеплановую проверку. Она показала, что были нарушены права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о цене товара и включение в договор условий, ущемляющих права потребителей. В Роспотребнадзоре указали, что по Гражданскому кодексу односторонние отказ от исполнения обязательства и изменение его условий не допускаются.
«Сбермаркету» выдали предписание, в котором обязали доводить до потребителей полную, достоверную информацию о товаре при продаже дистанционным способом, размещая такую информацию на сайте сервиса; исключить условия, ущемляющие права потребителя; не допускать односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий.
Ответчик не согласился с предписанием и обжаловал его в Арбитражном суде Свердловской области. Он настаивал, что сведения о наличии, количестве, ассортименте и стоимости товаров на сайте носят информационный характер. А клиенту известно, что заказ соберут в магазине партнёра маркетплейса. Поэтому наличие и ассортимент товаров могут измениться к моменту сборки.
Но свердловский арбитраж также встал на сторону Роспотребнадзора и указал, что сервис не предоставил покупателю достоверную информацию о цене товара при его реализации.