Восемь бесприданниц, современные гаджеты, Синатра, Монро и джаз-фьюжн — всё это в новой постановке на сцене Нижнетагильского драматического театра. «Бесприданницу» (12+) Александра Островского изменили кардинально, оставив неизменным лишь слог автора. Премьерные показы собрали аншлаги.
Кнуров в спортивном костюме, с беспроводными наушниками, денди Вожеватов в окружении семи Мэрилин Монро. Харита Игнатьевна Огудалова с вейпом в руках и Лариса Дмитриевна, рассекающая на велосипеде. Такое развитие событий можно увидеть только в «Бесприданнице» Нижнетагильского драматического театра. Постановка московского режиссёра Галины Зальцман. Она работала с тагильскими артистами во время творческой лаборатории, поставила эскиз спектакля «Герб города N» (18+). По семейным обстоятельствам Галина не смогла присутствовать на премьере, но постоянно находится на связи с труппой, рассказал художественный руководитель театра Игорь Булыгин.
«Это очень сложное произведение, а Островский – замечательный драматург, у него всё не просто, всё очень сложно. Мне в театре задали вопрос: «Пьеса совершенно несозвучна с современным временем, зачем мы её ставим?» Для меня был шок – как несозвучна? Что изменилось? А сейчас ещё и обострилось!», — рассказывает Игорь Булыгин.
Карусель в центре декораций для каждого зрителя станет триггером разных личных трагедий. У кого-то могут возникнуть мысли, что всё в жизни циклично, у кого-то достанет из подсознания воспоминания детства, для кого-то станет символом чего-то невозвратно разрушенного. Московский художник Дмитрий Разумов, известный тагильчанам по оформлению спектакля «12 стульев» (12+), осветил сцену почти четырьмя сотнями лампочек, поставил тёмные зеркала и пластиковую мебель, как в уличных недорогих забегаловках.
«Островский, как мне кажется, эротический автор. Непонятная любовь, то ли она есть, то ли её нет. Кто-то кого-то всегда использует, мне важно было сделать пространство и образы утраченных иллюзий огней большого города, на полотнах, в огоньках, на которые такие персонажи, как Лариса, или Катерина в «Грозе» летят как бабочки на огонь, на этот странный, инфернальный свет и неизбежно это приводит к некоему краху, катастрофе», — размышляет Дмитрий Разумов.
Роль Ларисы Дмитриевны исполняет Екатерина Сысоева, её матери – Хариты Огудаловой – Елена Макарова, блестяще перевоплотившаяся в циничную и меркантильную даму. Злодея-сердцееда Паратова играет Данил Зинеев, в котором, как отметили первые зрители, ни разу не читается любимый рязановский Михалков. Образ ключевого в пьесе персонажа Карандышева артист Илья Головин понял и принял не сразу, но тоже очень удачно вошёл в неё.
«При работе над ролью с Галиной у меня долгое время не получалось сделать то, что она хочет, я попросил её со мной сесть и поработать. И в итоге я понял, что она хочет, чтобы Карандышев был просто искренним – хочет помочь, искренне что-то делает для себя, для других, он это делает по-разному, где-то не очень удачно, но пытается это сделать от чистой души, от чистого сердца», — делится Илья Головин.
По задумке творческой группы, тагильская «Бесприданница» — о ценности женщины в обществе. Как неоправданно дёшево оценивают её красоту на раздутых конкурсах, как её искреннюю любовь могут мимолетно растоптать из-за материальной выгоды, как решают её судьбу орлянкой – кинув монету. Ещё семь «бесприданниц», которых зритель постоянно видит на сцене – это образ девушек, загубленных такими Паратовыми, беспечно путешествующими на своих пароходах по Золотому кольцу России.
Фото Сергея Алексеева