За 1418 дней, которые длилась Великая Отечественная война, вышло 1066 номеров газеты «Тагильский рабочий». На долгое время она стала едва ли не единственным источником информации для тысяч жителей Нижнего Тагила, мощным оружием мобилизации и пропаганды. Нам стало любопытно узнать, как жил тыловой город в 1941-1945 годах, и попытаться рассмотреть за газетными строками жизнь обычного человека. Об этом новый проект ИА «Все новости» – «1418 дней города красного неба». Все публикации читайте здесь. Свежий выпуск – об июле 1942 года: о многотысячном митинге, соцсоревновании танкистов и токарей. Мы расскажем, как школьники проводили лето второго года войны, и что делали городские власти для восполнения нехватки медикаментов. Этот материал для вас готовила Ольга Думченкова.
1942 год по замыслу советских властей должен был стать последним годом войны. Такую цель ставил Сталин перед Красной армией и советским народом в первомайском приказе № 130. Этот призыв вождя неоднократно упоминается в мотивирующей на труд риторике тагильской газеты, в июле с особенной эмоциональной силой. «Мы исчерпаем до дна все наши резервы <…> чтобы выполнить ваш первомайский приказ – разгромить гитлеровских мерзавцев в 1942 году», – говорится в обращении Сталину от лица «рабочих, работниц и интеллигенции Тагила». Кстати, один из следующих номеров вышел с первополосным заголовком «Резервы наши неисчерпаемы! Будем же день и ночь ковать грозное оружие».
Эмоциональный подъём в июле газетным статьям обеспечила подготовка отчёта Сталину о производственных успехах. Нижний Тагил наряду со всей Свердловской областью рапортовал «великому другу и полководцу» о выполнении обещаний, данных в канун 1942 года. Тогда в новогоднем письме вождю уральцы принесли клятву «работать, не покладая рук и не теряя ни минуты».
По свидетельству городской газеты, 6 июля тысячи тагильчан вышли на общегородской митинг. В нём участвовали горняки Высокогорского железного рудника, которые несли завоеванное знамя Государственного Комитета Обороны, куйбышевцы, коксовики, металлурги Ново-Тагильского завода (НТМК), транспортники и интеллигенция.
«Стадион «Локомотив» был празднично украшен лозунгами, плакатами, призывающими работать честно и самоотверженно, не жалеть своих сил для блага родины. <…> Люди всех возрастов и профессий пришли на митинг, чтобы еще и еще раз продемонстрировать свою сплоченность и готовность вершить любые дела во имя своего отечества», – пишет «Тагильский рабочий».
Далее газета напоминает об исключительных успехах индустриального Тагила.
«Два знамя Государственного Комитета Обороны завоевали коллективы передовых предприятий Тагила. Тысячи тонн руды, чугуна, кокса дали сверх плана трудящиеся Тагила в первом полугодии <…> Вот горняки Высокогорского железного рудника. Знамя Государственного Комитета Обороны гордо развевалось над колонной. Упорным, напряженным трудом завоевал коллектив право называться лучшим рудником Советского Союза. Богатыри труда, гвардейцы трудового фронта Иван Завертайло, Моисеенко, Ломоносов и Пестов по-боевому работают в дни войны. По 10-20, а иногда и по 30 норм за смену выполняют они», – говорится в многотиражке.
Рапорт обсуждали на собраниях в отдельных трудовых коллективах. Заметка о митинге коллектива паровозного депо даёт представление о том, как проходили подобные собрания. На них обязательно выступали стахановцы данного производства, которые формулировали цели на второе полугодие для всего коллектива и давали личные обещания. После митинга, пишет газета, рабочие и командиры производства один за одним подходили к столу и оставляли подписи под рапортом Сталину.
Упомянутый проходчик Иван Завертайло пообещал выдать в июле шесть месячных норм. А машинист загрузочного цеха коксового производства Майлат заявил: «В июне я добился средней разовой загрузки печи 16,4 тонны при задании 15,3 тонны. Обещаю товарищу Сталину в июле поднять загрузку печей до 16,6 тонны».
О достижениях за полгода на страницах газеты отчитались, кажется, почти все городские коллективы – от оборонных и промышленных производств до больницы и столовых. На митинге работников общепита, где собрались боле 1,5 человек, прозвучало обещание «образцово обслуживать богатырей труда».
Даже студенты горно-рудного института и горно-металлургического техникума отчитались об успехах – успеваемость достигла 95%, кроме того, десятки студентов изучили миномет и «освоили искусство истребления танков».
Общий рапорт трудящихся Свердловской области, опубликованный в прессе, подписали свыше 1,2 миллиона уральцев.
Важно было подчеркнуть связь фронта и тыла: «Красные воины на фронте, стахановцы в тылу куют победу над врагом». Из номера в номер героями газеты, чьи портреты печатают на первой странице, становятся передовики производства, которые, «работая по-фронтовому», выдают по несколько норм за смену. В гонку включались не только производственные бригады. Танкисты тагильчане-братья Шевцовы вступили в социалистическое соревнование с бригадой токарей Уралвагонзавода (тогда – «Уральского танкового завода»). В июле один из братьев Шевцовых, Николай, приехав с поля боя, встретился с рабочими завода, где рассказал об успехах армии на фронте и оценил «производственные победы» земляков в тылу. Соревнование должно было подчеркивать, что «в нашей стране связь фронта и тыла нерушима».
Страницы газеты, которая выходила практически ежедневно, заполнялись военной хроникой от советского информбюро и ТАСС, а также местными новостями, бытовыми заметками. Иногда рядом оказывались разные по пафосу и масштабу материалы.
В одном из июльских номеров напечатан рассказ корреспондента ТАСС о контратаках советской армии на Курском направлении. Бои идут «с возрастающим ожесточением». Советские воинские части «уничтожают вражеские группы», в отвоёванных селах остаются подбитые танки и десятки трупов. Рядом опубликована заметка об огороде пенсионерки Лезовой, которая ведет свою борьбу.
«Никакой поблажке нельзя давать сорной траве! <…> Сорняки – враги огородных культур. Их надо уничтожать!».
К теме огородов газета вернётся ещё не раз. Индивидуальные участки спасали людей от голода, но, видимо, требовалось дополнительно мотивировать тагильчан возделывать землю. Из-за постоянных переработок на производстве многим было не до огородных дел. В заметке «Посевам овощей и картофеля – образцовый уход» сообщается о состоянии огородов разных людей. Инженер Гурьянов вовремя прополол и окучил картофель, «несмотря на свою большую основную работу». А вот огород председателя завкома Будневича «совершенно запущен, сорняки заглушили растения».
Газета сообщает о работе лектория. Большим спросом пользуются лекции «М. Горький в борьбе против фашизма» и «Советский патриотизм». Планируются лекции также «Социалистическая дисциплина труда в период отечественной войны», «Лицо гитлеровской армии». А в музее краеведения проходит выставка лекарственных растений. Его сотрудники проводят разъяснительную работу о пользе заготовки лекарственных трав, потому что «сбор лекарственных растений – важнейшее государственное дело». Упор на сбор лекарственных трав был сделан, потому что в городских больницах не хватало медикаментов, о чем в газете, конечно, писать не стали, но в городском архиве остались свидетельства об этой проблеме.
Ещё одна тема июля – подготовка кормов для скота. В 1941 году корма недоставало в некоторых животноводческих хозяйствах. Как пишет газета, из-за «медлительности и вредной раскачки». В 1942 году главы хозяйств должны были отчитаться о проведенных сенокосах и заготовке сена в исполком горсовета и бюро горкома ВКПб.
Шло второе военное лето, школьные каникулы. Часть детей проводили их на производстве. В номере 160 под заголовком «Идите на производство, товарищи» опубликовано обращение учеников школ № 6 и 32. На летних каникулах школьники пришли работать на завод и за несколько дней освоили технологический процесс и «стали перевыполнять нормы».
В заметке «Забота советского правительства о матери и ребёнке» сообщается об отпуске продуктов сверх норм для женщин с шестого месяца беременности и до двух месяцев ребёнка, а также для кормилиц. Сверх нормы им полагалось 400 граммов масла, 300 граммов сахара, 600 граммов крупы и 6 литров молока в месяц.
На страницах газеты в блоках «От советского информбюро» можно встретить реплики представителей вражеской армии. «Многие немецкие солдаты считают войну против России бессмысленной и беспощадной», – приводит издание слова немецкого пленного. Рядом цитируется неотправленное письмо убитого немецкого офицера жене. Он рассказывает о проигранном сражении и заключает: «Один только вид русских в бою внушает страх <…> Такие не покоряются и не сдаются».
В следующем выпуске мы окунемся в историю августа 1942 года. Ждем от вас обратную связь и пожелания. Почта для писем: [email protected].
Благодарим за поддержку при подготовке проекта Центральную городскую библиотеку Нижнего Тагила.