За 1418 дней, которые длилась Великая Отечественная война, вышло 1066 номеров газеты «Тагильский рабочий». На долгое время она стала едва ли не единственным источником информации для тысяч жителей Нижнего Тагила, мощным оружием мобилизации и пропаганды. Нам стало любопытно узнать, как жил тыловой город в 1941-1945 годах, и попытаться рассмотреть за газетными строками жизнь обычного человека. Об этом проект ИА «Все новости» – «1418 дней города красного неба». Все публикации читайте здесь. Этот выпуск – о декабре 1943 года: в Советском Союзе учат новый гимн, отмечают всплеск производственных рекордов и готовятся к Новому году. Материал для вас готовила Полина Марченко.
В момент решающих военных усилий «советский народ рождает новую песню торжества своего великого дела». В декабре 1943 страна обрела новый государственный гимн, который отныне будет «славить величие социалистической Родины». Это тот самый «Союз нерушимый республик свободных…», слова для которого написал Сергей Михалков совместно с военным журналистом Георгием Эль-Регистаном. Полный текст опубликовали в «Тагильском рабочем». Прежний гимн «Интернационал», созданный ещё в 1871 году, как отмечали авторы заметок, по своему содержанию не отражал коренных изменений, происшедших в стране, и не выражал социалистической сущности советского государства».
«За это время жизнь в нашей стране изменилась коренным образом. То, что было стремлением трудящихся, в СССР стало реальностью, действительностью. Мы построили новый мир, создали социалистическое общество, осуществили социалистическую систему, хозяйства, ликвидировали эксплуатацию человека человеком, утвердили братскую дружбу народов. Победы советского строя укрепили, умножили мощь социалистического советского государства. Но их, конечно, не мог отразить написанный много десятилетий до этого гимн. Естественно было желать, чтобы эти коренные изменения в жизни страны прежде всего были выражены в победной торжественной песне, официально принятой, как поэтическое и музыкальное выражение патриотических чувств народов Советского Союза», – приводили в городской многотиражке текст газеты «Известия».
В это же время произошло крупнейшее дипломатическое событие. В Тегеране состоялась встреча «большой тройки», которая значительно укрепила антигитлеровскую коалицию и стала большим шагом на пути победы над нацизмом. В честь исторической конференции на заводах прошли митинги, коллективные читки, беседы и собрания. Стахановцы и ударники воодушевились встречей руководителей англо-советско-американской коалиции, писали в многотиражке. Никогда еще не было такого подъема: на заводах отмечены сотни производственных рекордов.
«За последние дни в кузнечном цехе было установлено 37 новых трудовых рекордов. В ответ на решения тегеранской конференции бригада штамповщиков Подтихова выдала за смену 905 деталей. Такой выработки еще не имела ни одна бригада в цехе. Бригада т. Путылина выдала 1615 деталей при норме 605, значительно перекрыв свой последний рекорд. 7200 деталей дала бригада т. Ленгул. Это на 1200 деталей больше максимально достигнутой производительности бригады», – приводила цифры Л. Калашникова.
На одном из заводов токарь-комсомолец тов. Алексеев, встав на сталинскую вахту, выполнил норму на 1003%. Следуя его примеру, стахановец слесарь-обрубщик тов. Фоминцев добился еще лучших результатов. Он выполнил норму на 1524%. На другом заводе в цехе молодая стахановка Анна Шабанова выполнила норму на 870%.
«Свой рекорд я поставила в честь исторической конференции в Тегеране, которая наметила боевую программу уничтожения кровавого гитлеровского фашизма», – приводили слова девушки в «Тагильском рабочем».
Трудящиеся Тагила в эти дни готовились подписывать годовой рапорт товарищу Сталину. Каждый день приносил факты трудового героизма. По итогам работы за ноябрь коллективу коксового цеха ордена Трудового Красного Знамени коксохимического завода присвоено звание «Лучший коксовый цех Советского Союза» и оставлено знамя Государственного Комитета Обороны, завоеванное в октябре. Новотагильские доменщики седьмой месяц подряд признаны победителями во всесоюзном социалистическом соревновании. Это радостное известие всколыхнуло рабочих. За 9 дней декабря, несмотря на крайне плохое снабжение печей рудой и металлодобавками, план по выплавке чугуна реализовали на 104%.
Коллектив первого тагильского хлебокомбината дал слово выполнить годовой план ко Дню Сталинской Конституции (он отмечался с 1936 года 5 декабря). Фактически же его завершили 2 декабря. За 11 месяцев рабочие сэкономили 445 тонн сырья, 354 тонны угля, 14000 киловатт-часов электроэнергии. Себестоимость продукции снизили против плана на 0,8%.
Небольшой коллектив артели имени Парижской Коммуны в новогоднем письме товарищу Сталину брал на себя обязательство выполнить годовую производственную программу по выпуску изделий ширпотреба к 25 декабря. И свое слово держали. Члены артели работали с опережением и даже освоили новый вид продукции – койки.
«Здесь часто можно быть свидетелем того, как люди работают день и ночь, отказываясь от отдыха. Несколько женщин работают конюхами. Проработав сутки, они имеют право отдыхать двое суток. Но большинство из них, выполнив основную обязанность, идут снова в смену на покраску коек. Заведующая складом т. Макарова также в каждую свободную от основной работы минуту идет красить койки», – восхваляла трудовые подвиги т. Едигарьева.
Один из тагильских заводов в цехах проводил большую перестройку – здесь переходили на прогрессивный поточный метод производства. Это должно было высвободить значительное количество рабочих и увеличить продуктивность. При новой организации процессов отдача от станков увеличилась на 20-30%.
Промышленные предприятия пополнялись новыми кадрами. На Ново-Тагильский металлургический завод только приехали колхозники из Казахстана, юноши и девушки из Орловской области, Кабардино-Балкарии, Орджоникидзевского края (ныне Ставропольский край). Преобладающее большинство из прибывших никогда не работало на производстве, многие из них не видели даже близко крупных заводов, особенно таких, как Тагильский металлургический. Многие не понимали русский язык и боялись находиться в шумных цехах.
Задача хозяйственных, партийных и профсоюзных руководителей завода состояла в том, чтобы принять пополнение, создать для них хорошие бытовые условия, наладить обучение, ведь прибывшие не владели металлургическими профессиями.
«Девушек повели к старшему мастеру Фокину. В это время был обеденный перерыв. Все машины и оборудование стояли. В цехе было тихо. И вдруг сигнал известил об окончании обеденного перерыва. Сразу все заработало, завертелось. Ударили мощные формовочные машины. Девушки в испуге начали плакать. Никакие уговоры не действовали. <…> Окруженные вниманием и заботой, девушки быстро освоили специальность. Прошло несколько месяцев и из робких, боязливых девушек выковались настоящие кадры. Тов. Лепешкина сейчас выполняет задание на 120-150 процентов, Зоя Дескина на 136-160 проц., Анфиза Яронтайкина на – 140-170, Селеверстова – на 110-120. Они соревнуются между собой, заключили социалистические договоры».
Впервые на страницах «Тагильского рабочего» рассказали о подвигах 10-го гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса. Это единственное в мире танковое соединение, полностью созданное на собранные средства жителей трех областей: Свердловской, Челябинской и Молотовской (сейчас — Пермский край). Все боевые машины были построены рабочими после окончания трудового дня. Крупнейшие коллективы Урала изготовили столько танков и самоходных орудий, сколько требовалось на корпус. В январе 1943 года был объявлен набор добровольцев. К марту было подано свыше 110 тыс заявлений — в 12 раз больше, чем было необходимо. Приказом Народного Комиссара обороны от 11 марта 1943 года было присвоено наименование — 30-й Уральский добровольческий танковый корпус. 27 июля он получил боевое крещение на Курской дуге. 26 октября 1943 года за проявленную отвагу в боях с немецкими захватчиками корпус завоевал почетное звание Гвардейского. Его боевой путь от Орла до Праги составил свыше 5500 километров.
На страницах тагильской многотиражки воины-земляки отчитывались за первый этап боевых действий. Мощные залпы наших «Катюш» смели с лица земли не одно вражеское укрепление, уничтожили до полка пехоты противника, 4 артиллерийских батареи, 5 минометов, 15 транспортных машин, склад с горючим. За период боевых действий 46 человек офицерского, сержантского и рядового состава представлены к правительственным наградам, 30 человек уже получили ордена и медали. Среди них – водитель боевой машины Иван Дмитриевич Володихин, начальник зарядной станции Евгений Васильевич Петров и старший телефонист Николай Михайлович Любимов, ранее работавшие в Нижнем Тагиле. На страницах газеты можно прочитать о героических поступках добровольцах и их вкладе в Победу. Например, лейтенант Ачба и его соратники участвовали в десяти атаках и уничтожили 2 немецких танка, в том числе одного «Тигра», немецкое самоходное орудие типа «Фердинанд», 2 автомашины, 3 огневых точки и более 80 немецких солдат и офицеров.
«Боевая машина лейтенанта тов. Панина, наводчика тов. Обложкина и механика-водителя тов. Гущина в первом бою попала под прямой обстрел немецкого «Тигра». Умелым маневром механик Гущин вывел машину из-под обстрела, зашел «Тигру» с фланга. Наводчик Обложкин открыл огонь и «Тигр» позорно бежал с поля боя. В другом бою противник бросил против этой машины несколько самоходных орудий. Лейтенант Панин и его соратники смело вступили в бой. Обложкин метким огнем подбил две самоходки, а остальные трусливо повернули назад. <…> Пусть знают наши земляки, что мы свято соблюдаем их наказ и мужественно, умело выполняем данную клятву», – докладывал А. Ладейщиков.
Помогали тагильчане районам страны, освободившимся от немецких захватчиков. Артель «Металлист» для города Мелитополя изготовила 10 тысяч железных лопат. В Брянский район отправлено 25 тысяч штук черепицы, сделанной из отходов производства. Заканчивается выполнение заказа для Донбасса на 20 тысяч железных лопат. Откликнулся коллектив артели на призыв о шефстве Урала над Краснодарским краем. Уже отправлено на Кубань товаров ширпотреба на 10000 рублей, в том числе 1000 ложек, 100 жестяных тазов, 50 баков для воды. Этот заказ был оплачен за счет накоплений артели.
Коллектив Тагилторгпита взял обязательство сшить во внеурочное время 100 пар обуви. А местный машиностроительный институт обратился с письмом к высшим учебным заведениям и научным учреждениям Урала. Студенты и научно-преподавательский состав взяли на себя обязательства по улучшению качества научной и учебной работы, шефству над одним из вузов освобожденного района и т.д. Группа специалистов горно-рудного института в Нижнем Тагиле заканчивала работу по технике безопасности при восстановлении шахт Криворожского бассейна. В феврале по этому вопросу планировали провести научно-техническую конференцию.
На некоторых предприятиях начали производство из отходов различных медикаментов, посуды и других препаратов, необходимых для больниц, аптек и здравпунктов. Коллектив химической лаборатории Ново-Тагильского металлургического завода в короткий срок освоил выпуск некоторых дефицитных медикаментов. За два месяца изготовлено 240 килограммов аммиака, 35 килограммов химически чистой соляной кислоты. 50 килограммов глауберовой соли, 9 килограммов сернокислого бария, 50 килограммов английской соли и 12 килограммов соды.
Нижний Тагил к концу 1943 года обогатился новым стационарным лечебным учреждением для металлургов. Авторы заметки отмечали, что больница была расположилась в одном из самых крупных зданий Тагила на улице Газетной и рассчитана на 400 пациентов. Работали хирургическое и терапевтическое отделения, на четвертом этаже планировали открыть нервное и глазное отделения. Учреждение имело свой рентгеновский кабинет, аптеку, лабораторию, физико-терапевтический и зубоврачебный кабинеты. В конце декабря из Москвы рассчитывали получить переносная рентгеновскую установку, которой можно пользоваться в любой палате.
«В хирургическом отделении прекрасная операционная и перевязочная. Много света и воздуха. В коридорах – картины, цветы, мягкая мебель. Работники больницы металлургов во главе с главным врачом М.Н. Зеленской вместе с шефами должны приложить все силы к тому, чтобы их больница стала образцовой в городе. Для этого есть все возможности».
А для стахановцев Ново-Тагильского металлургического завода работал однодневный дом отдыха на Ключиках. Через 20 дней после начала строительства, 18 августа этого года, туда приехали первые 150 работников. За несколько месяцев число побывавших в доме отдыха превысило тысячу человек.
«До дома отдыха от Свердловского тракта проложены специальная шоссейная дорога и тротуар от железной дороги. Павильоны заново отделаны, палаты радиофицированы, проведено электрическое освещение. Очень хорошо в отделении доменщиков. В их палатах никелированные кровати, лучшие постели, на окнах шелковые шторы. Но самое приятное впечатление оставляют комната отдыха и столовая. На стенах, окрашенных масляными красками, картины лучших художников. Везде хорошая мебель, диваны, ковры и т.д. Руководящие партийные и хозяйственные работники завода для отдыхающих читают лекции по текущему моменту, международному положению, истории СССР. К услугам отдыхающих – шахматы, шашки, домино, книги, газеты, музыкальные инструменты. К сожалению, библиотечка содержит только 86 книг, это явно не удовлетворяет запросы», – рассказывал автор А. Рубанович.
Приближался новый год, а вместе с ним зимние каникулы. Пионерский клуб подготовил для малышей большую елку и бал-маскарад – для учащихся старших классов. Также подготовили «Елку на льду» на городском катке. Ленинградский Новый драматический театр в дни каникул давал 5 дневных спектаклей. Учащимся представили пьесы «Скупой», «Надежда Дурова» и «Горе от ума». Несколько больших дневных представлений подготовил коллектив цирка. Детская техническая станция развертывала работу кружков: авиамодельного, электротехнического, рукоделия и кружка юннатов. Краеведческий музей Тагила для массовых экскурсий открыл отделы: «Исторический», «Отечественная война» и «Природа». В местной газете отмечали, что досугу подрастающего поколения в военное время нужно уделять особое внимание. У многих ребят отцы сражались на фронте, матери были заняты на производстве, и зачастую дети в семье оказывались предоставлены сами себе. Ответственность за воспитание школьников ложилась на плечи учителей.
«Стало быть, педагогический коллектив должен не только решать вопросы сугубо учебной работы, а проявлять родительскую заботу о каждом ребенке, о его физическом и культурном развитии, делать все возможное к тому, чтобы школа была для ребят второй семьей, а учитель — второй матерью или отцом. Для учителя, особенно классного руководителя, не должно быть безразличным, чем заняты учащиеся вне школы, с кем каждый из них дружит, какие у него желания, стремления и т. д», – писали в многотиражке.
Декабрь 1943 года ознаменовался несколькими культурными событиями:
– В помещении бывшего Первомайского клуба открывали картинную галерею. Свердловский областной отдел искусства обратился во Всесоюзный комитет с просьбой выделить из государственных фондов часть работ для Тагила и периодически направлять передвижные выставки работ изобразительного искусства.
– В музее Краеведения открылась выставка «Египет». Экспозиция состояла из 9 разделов, каждый из которых хорошо иллюстрирован рисунками, картинами, скульптурными изображениями.
– По инициативе отдела пропаганды и агитации горкома ВКП(б) в клубе имени Горького провели большой концерт, посвященный творчеству П.И. Чайковского. Музыкальный руководитель Ленинградского Нового театра т. Попов сделал доклад о жизни и деятельности композитора. Затем симфонический оркестр Ленинградского Нового театра, пополненный музыкантами джаз-оркестра железнодорожников, исполнил фантазию на оперу «Евгений Онегин», вальс из балета «Спящая красавица» и ряд других произведений.
– База Главкинопрокат получила на экраны города новые киноленты. Среди них – документально-хроникальный фильм о кузнице советского оружия «Урал кует победу». Он снимался группой в том числе и в Тагиле.
– Драмколлектив клуба металлургов завода им. Куйбышева заканчивал работу над двумя большими постановками. Первую из них – «Огни маяка» планировали показать в конце декабря. А в первой половине января собирались представить пьесу эпохи Великой Отечественной войны «Домик в Чоркщове». Ставила спектакль артистка Ленинградского Нового театра тов. Левичева.
– В Тагил прибыла группа работников Кулябского областного музыкально-драматического театра Таджикской ССР. В программе концертов — таджикские и узбекские народные песни и пляски, сцены и т.д.
– В клубе им. Горького провели два больших новогодних бала. В праздничную программу вошли елка, игры, конфетти, серпантин, музыка и танцы в трех залах до шести часов утра.
В следующем выпуске мы окунёмся в историю января 1944 года. Ждём от вас обратную связь и пожелания. Почта для писем: [email protected].
Благодарим за поддержку при подготовке проекта Центральную городскую библиотеку Нижнего Тагила