Сегодня многие знают о том, что на Урале есть свой маленький «Шао Линь» – молва о качканарских буддистах разошлась далеко за пределы этого маленького горняцкого городка. Шум последователи Будды подняли, когда Качканарскому ГОКу ЕВРАЗа отдали в разработку гору Качканар, на которой ютится монастырь. Как и многих других любителей путешествий, нас это подстегнуло посетить гору Качканар как можно скорее, пока эта экзотическая уральская достопримечательность не стёрлась с лица земли. Уже в монастыре оказалось, что опасения наши были напрасными, но об этом позднее.
До Качканара из Нижнего Тагила можно добраться автобусами или электричками. Первый вариант предпочтительнее – улица, на которой расположена автостанция, напрямую выводит к дороге на гору. Впрочем, не исключено, что от ж/д вокзала дойти тоже нетрудно, но где именно в Качканаре он находится, я не знаю. Многие туристы приезжают на гору на машинах. Вереница автомобилей стоит перед ЕВРАЗовским КПП – дорога к буддистам лежит через территорию Качканарского ГОКа. А именно – через тот карьер, который предприятие разрабатывает сейчас.
Соблюдая правила приличия, мы обошли КПП через лес, и вышли на дорогу как можно ближе к горе Качканар. На обратном пути оказалось, что охране КПП такой подход доставляет даже больше хлопот. Потому что если ты, входя на территорию предприятия, не запечатлился на камерах наблюдения, а выходя по дороге, попал в их поле зрения, то охранников ждёт наказание. Поэтому можно проходить КПП не таясь.
Идти до монастыря от КПП часа два. По мере подъёма открываются всё более впечатляющие виды на КГОКовские карьеры.
Если вы, как и мы, хотите посетить монастырь, не пропустите тропинку, уходящую с основной дороги направо. Там стоит жёлтая табличка со схемой горы, объясняющая, что на вершину вовсе не обязательно идти через место обитания буддистов. Тут же обычно лежат какие-то стройматериалы. И считается хорошим тоном прихватить что-то из них с собой по пути в монастырь.
Петляющая по лесу тропинка очень быстро выводит на поляну. Оказываясь на ней, забываешь, что ты сейчас не в далёких Гималаях, а на вполне себе Среднем Урале – до того непривычный открывается вид.
Тропинка, поднимающаяся среди курумника, приводит к таким главным воротам:
За ними – барабаны с мантрами и правила поведения на территории монастыря. Нельзя громко смеяться, петь песни и думать о мирских проблемах.
В монастыре гостей всегда встречают приветливо и любезно. Летом число туристов с палатками, останавливающихся у буддистов, зашкаливает за сотню. На момент нашего посещения монастыря там ночевало больше 30 человек, которые заняли все более или менее отапливаемые помещения, даже баню. А постоянно здесь живут 8 человек. Большинство из них монахами не являются. Это люди, которые, помогая возводить монастырь, разбираются со своими внутренними конфликтами вдали от суеты. Или же стремятся получить монашеское звание.
Одна из таких – улыбчивая хозяйственная Маша, которой ещё нет 30 лет. Она в монастыре живёт несколько лет. Родом Маша из Перми. Началось всё с того, что каждые выходные она ездила сюда помогать буддистам. А потом осталась насовсем. Сейчас, чтобы стать монахиней, ей нужно научиться поступать на благо всех живых существ. А это вовсе не так просто, как может показаться, говорит Маша. Нужно полностью поменять своё мышление.
А Качканарский ГОК внимательно посчитал расходы на разработку горы Качканар, это оказалось нерентабельным. И угроза ликвидации на ближайшие три года отступила. А, может быть, потом и вовсе исчезнет.
Всё это Маша рассказывает нам за чаем в маленькой комнатке, все слушатели сидят на полу на подушечках. Она же с радостью совершает экскурс в историю.
Монастырь появился здесь в конце 90-х. Бородатый улыбающийся мужчина на фотографии, стоящей над столом, за которым пьём чай – Лама Докшит. Именно он основал этот монастырь по велению своего учителя. Место расположения символично – гора Качканар находится на позвоночнике Уральских гор в районе сердечной чакры. Место учитель Ламы Докшита увидел во сне. И тот пришёл сюда с одним лишь рюкзаком и палаткой. Монастырь носит название Шад Тчуп Линг – «Место практики и реализации» или «Место исполнения желаний». 10 лет назад сюда пришла 18-летняя девчонка из Екатеринбурга Света. Сейчас это Сати Ма (внимательная), супруга Ламы Докшита. На тот момент монастырь был небольшой избушкой, в которой жили 10 человек. Сейчас это комплекс построек. (Сати Ма заглядывает к нам поздно вечером – вернулась из поездки к маме.) А с самим Ламой нам пообщаться так и не довелось – он уехал к стоматологу протезировать зубы. Стоматолог – ученик Ламы Докшита и протезы делает в качестве подарка на день рождения.
После этой короткой справочной информации Маша уводит нас на кухню – варить суп для всех сегодняшних гостей и обитателей монастыря. Супчик пустой – картошка, морковка, вермишель. Мяса нет.
– Маша, а мясо вы не едите?
– Едим! Мы всё едим, если есть, – Маша очень рада всё подробно рассказать, – Раньше держали коз. Их резали на мясо. Потом поняли, что хватит убивать. И теперь у нас одна коза – для молока.
Ещё в хозяйстве есть корова, множество собак и две кошки. Есть у буддистов и свой огородик – прямо на горе среди камней. Мелкую кривую морковку с него я как раз заканчиваю чистить.
– Совсем мелочь не дочищай, не жадничай – отдадим корове, – говорит Маша.
Принцип «не жадничай» здесь главенствует и во время обеда. Первую ложку съедаешь сам, вторую складываешь в отдельную тарелочку – как бы делишься со всеми живыми существами, которых в монастыре символизируют кошки. Именно им потом выставят эту тарелку с варёной картошкой и вермишелью. Кошки едят. Я сама видела.
Про деление еды с кошкой уже рассказывает монах Луг Мо Па – знающий суть веры. Луг – молодой человек 30 лет, очень светлый. С лучистыми глазами. Он единственный на тот момент обитатель монастыря, который ходит в багровом одеянии монаха. Эта одежда не является обязательной к ношению в Шад Тчуп Линге.
А вот головы Сати Мы и Луга подстрижены в одинаковый короткий ёжик. Луг Мо Па раскрывает сакральный смысл такой стрижки: просто голову так реже мыть приходится.
Луг вечером приходит побеседовать с нами. Он – инженер. После института устроился в проектное бюро. Поработал немного и понял, что не хочет всю жизнь провести перед монитором. Тогда он бросил работу и отправился путешествовать – на Байкал автостопом. По пути узнал о существовании на Урале буддистского монастыря и понял, что не может не съездить туда. А после того как приехал, остался, навсегда отказавшись от мирской жизни.
О том, как новое имя Луга идеально ему подходит, понимаешь только беседуя с ним о вопросах религии. Он очень просто и доходчиво объясняет все буддистские постулаты. Обетов на всю жизнь, например, монахи не дают. Они понимают, что человек, как и всё в этом мире, меняется. А потому тот обет, который сегодня тебе очень нужен, завтра уже может перестать быть необходимым. А суть буддизма – в развитии потенциала твоей личности. Через медитацию ты постигаешь её, говорят буддисты.
С декабря, кстати, монастырь на зиму закроется для посетителей. Монахи начнут плотно заниматься практиками. В их распорядке дня будет по шесть индивидуальных и три групповых медитации. Это всё Луг рассказывает уже во время экскурсии по монастырю.
На этом фото – храмовый двор с первой на Урале ступой. Она является символом Пробуждения.
А это – легендарный индийский йог, который прошёл за одну жизнь все ступени практики. Позеленел он, по легенде, от того что долгое время питался одной лишь крапивой.
Обо всём этом Луг рассказывает очень подробно и интересно. А потом признаётся, что скоро будет вынужден покинуть монастырь на 5 лет – поедет в Тайланд учиться буддистской философии.
– Не жалко уезжать на такой долгий срок из этого места?
– В буддизме есть медитация, когда ты созерцаешь смерть, чтобы осознать, что ты не вечен, и смириться с этим. Так вот по сравнению с тем, что мне предстоит расстаться с этой тушкой, все другие расставания меркнут, – улыбается Луг.
P.S. Кроме монастыря на горе Качканар есть известная скала в виде верблюда и памятник Гагарину. Но в день нашего посещения была сильная метель, в плохой видимости мы даже «верблюда» нашли с трудом. А полюбоваться пейзажем и вовсе не довелось.
Если вы соберётесь в гости к буддистам, не поленитесь заранее предупредить их и поинтересоваться, не нужно ли им срочно что-то привезти из города. Найти их можно ВКонтакте и на сайте монастыря.
Ольга Рыжих
Фото – Дмитрий Копытцев
Очень интересно!
Давно хотела туда съездить, а теперь они не будут туристов больше принимать? Ольга, спасибо за репортаж! Снег добавил ощущение нереальности и нездешности. Мне так показалось.
Будут принимать, но весной, когда строительный сезон возобновиться. Я это уточнила, спасибо, что обратили внимание на деталь
не в коем случае не подкармливайте этих монахов!!!!!они живут лучще вас!и все на халяву. это рассказал мне один местный житель г.Качканар
правильно живут -молодцы !