ПТ, 24 февраля 2017 | В Нижнем Тагиле:-0.7°C

Охотники за впечатлениями. Ночь в буддистском монастыре. В ста километрах от Нижнего Тагила

Сегодня многие знают о том, что на Урале есть свой маленький «Шао Линь» — молва о качканарских буддистах разошлась  далеко за пределы этого маленького горняцкого городка. Шум последователи Будды подняли, когда Качканарскому ГОКу ЕВРАЗа отдали в разработку гору Качканар, на которой ютится монастырь. Как и многих других любителей путешествий, нас это подстегнуло посетить гору Качканар как можно скорее, пока эта экзотическая уральская достопримечательность не стёрлась с лица земли. Уже в монастыре оказалось, что опасения наши были напрасными, но об этом позднее.

До Качканара из Нижнего Тагила можно добраться автобусами или электричками. Первый вариант предпочтительнее – улица, на которой расположена автостанция, напрямую выводит к дороге на гору. Впрочем, не исключено, что от ж/д вокзала дойти тоже нетрудно, но где именно в Качканаре он находится, я не знаю. Многие туристы приезжают на гору на машинах. Вереница автомобилей стоит перед ЕВРАЗовским КПП – дорога к буддистам лежит через территорию Качканарского ГОКа. А именно – через тот карьер, который предприятие разрабатывает сейчас.

Соблюдая правила приличия, мы обошли КПП через лес, и вышли на дорогу как можно ближе к горе Качканар. На обратном пути оказалось, что охране КПП такой подход доставляет даже больше хлопот. Потому что если ты, входя на территорию предприятия, не запечатлился на камерах наблюдения, а выходя по дороге, попал в их поле зрения, то охранников ждёт наказание. Поэтому можно проходить КПП не таясь.

Идти до монастыря от КПП часа два. По мере подъёма открываются всё более впечатляющие виды на КГОКовские карьеры.

[Group 0]-IMG_2058_IMG_2065-8 images
[Group 1]-IMG_2173_IMG_2189-17 images

Если вы, как и мы, хотите посетить монастырь, не пропустите тропинку, уходящую с основной дороги направо. Там стоит жёлтая табличка со схемой горы, объясняющая, что на вершину вовсе не обязательно идти через место обитания буддистов. Тут же обычно лежат какие-то стройматериалы. И считается хорошим тоном прихватить что-то из них с собой по пути в монастырь.

Петляющая по лесу тропинка очень быстро выводит на поляну. Оказываясь на ней, забываешь, что ты сейчас не в далёких Гималаях, а на вполне себе Среднем Урале – до того непривычный открывается вид.

[Group 5]-IMG_2067_IMG_2069-3 images
IMG_2070
IMG_2073
IMG_2083

Тропинка, поднимающаяся среди курумника, приводит к таким главным воротам:

IMG_2084

За ними – барабаны с мантрами и правила поведения на территории монастыря. Нельзя громко смеяться, петь песни и думать о мирских проблемах.
IMG_2088

В монастыре гостей всегда встречают приветливо и любезно. Летом число туристов с палатками, останавливающихся у буддистов, зашкаливает за сотню. На момент нашего посещения монастыря там ночевало больше 30 человек, которые заняли все более или менее отапливаемые помещения, даже баню. А постоянно здесь живут 8 человек. Большинство из них монахами не являются. Это люди, которые, помогая возводить монастырь, разбираются со своими внутренними конфликтами вдали от суеты. Или же стремятся получить монашеское звание.

IMG_2135

IMG_2141

Одна из таких – улыбчивая хозяйственная Маша, которой ещё нет 30 лет. Она в монастыре живёт несколько лет. Родом Маша из Перми. Началось всё с того, что каждые выходные она ездила сюда помогать буддистам. А потом осталась насовсем. Сейчас, чтобы стать монахиней, ей нужно научиться поступать на благо всех живых существ. А это вовсе не так просто, как может показаться, говорит Маша. Нужно полностью поменять своё мышление.

А Качканарский ГОК внимательно посчитал расходы на разработку горы Качканар, это оказалось нерентабельным. И угроза ликвидации на ближайшие три года отступила. А, может быть, потом и вовсе исчезнет.

Всё это Маша рассказывает нам за чаем в маленькой комнатке, все слушатели сидят на полу на подушечках. Она же с радостью совершает экскурс в историю.

Монастырь появился здесь в конце 90-х. Бородатый улыбающийся мужчина на фотографии, стоящей над столом, за которым пьём чай – Лама Докшит. Именно он основал этот монастырь по велению своего учителя. Место расположения символично – гора Качканар находится на позвоночнике Уральских гор в районе сердечной чакры. Место учитель Ламы Докшита увидел во сне. И тот пришёл сюда с одним лишь рюкзаком и палаткой. Монастырь носит название Шад Тчуп Линг – «Место практики и реализации» или «Место исполнения желаний». 10 лет назад сюда пришла 18-летняя девчонка из Екатеринбурга Света. Сейчас это Сати Ма (внимательная), супруга Ламы Докшита. На тот момент монастырь был небольшой избушкой, в которой жили 10 человек. Сейчас это комплекс построек. (Сати Ма заглядывает к нам поздно вечером – вернулась из поездки к маме.) А с самим Ламой нам пообщаться так и не довелось – он уехал к стоматологу протезировать зубы. Стоматолог – ученик Ламы Докшита и протезы делает в качестве подарка на день рождения.

IMG_2131

После этой короткой справочной информации Маша уводит нас на кухню – варить суп для всех сегодняшних гостей и обитателей монастыря. Супчик пустой – картошка, морковка, вермишель. Мяса нет.

— Маша, а мясо вы не едите?
— Едим! Мы всё едим, если есть, — Маша очень рада всё подробно рассказать, — Раньше держали коз. Их резали на мясо. Потом поняли, что хватит убивать. И теперь у нас одна коза – для молока.

Ещё в хозяйстве есть корова, множество собак и две кошки. Есть у буддистов и свой огородик – прямо на горе среди камней. Мелкую кривую морковку с него я как раз заканчиваю чистить.

— Совсем мелочь не дочищай, не жадничай – отдадим корове, — говорит Маша.

IMG_2134

Принцип «не жадничай» здесь главенствует и во время обеда. Первую ложку съедаешь сам, вторую складываешь в отдельную тарелочку – как бы делишься со всеми живыми существами, которых в монастыре символизируют кошки. Именно им потом выставят эту тарелку с варёной картошкой и вермишелью. Кошки едят. Я сама видела.

Про деление еды с кошкой уже рассказывает монах Луг Мо Па – знающий суть веры. Луг – молодой человек 30 лет, очень светлый. С лучистыми глазами. Он единственный на тот момент обитатель монастыря, который ходит в багровом одеянии монаха. Эта одежда не является обязательной к ношению в Шад Тчуп Линге.

IMG_2132
IMG_2130
А вот головы Сати Мы и Луга подстрижены в одинаковый короткий ёжик. Луг Мо Па раскрывает сакральный смысл такой стрижки: просто голову так реже мыть приходится.

Луг вечером приходит побеседовать с нами. Он – инженер. После института устроился в проектное бюро. Поработал немного и понял, что не хочет всю жизнь провести перед монитором. Тогда он бросил работу и отправился путешествовать – на Байкал автостопом. По пути узнал о существовании на Урале буддистского монастыря и понял, что не может не съездить туда. А после того как приехал, остался, навсегда отказавшись от мирской жизни.

О том, как новое имя Луга идеально ему подходит, понимаешь только беседуя с ним о вопросах религии. Он очень просто и доходчиво объясняет все буддистские постулаты. Обетов на всю жизнь, например, монахи не дают. Они понимают, что человек, как и всё в этом мире, меняется. А потому тот обет, который сегодня тебе очень нужен, завтра уже может перестать быть необходимым. А суть буддизма — в развитии потенциала твоей личности. Через медитацию ты постигаешь её, говорят буддисты.

IMG_2114

С декабря, кстати, монастырь на зиму закроется для посетителей. Монахи начнут плотно заниматься практиками. В их распорядке дня будет по шесть индивидуальных и три групповых медитации. Это всё Луг рассказывает уже во время экскурсии по монастырю.

IMG_2165
IMG_2140

На этом фото – храмовый двор с первой на Урале ступой. Она является символом Пробуждения.

[Group 2]-IMG_2165_IMG_2167-3 images
IMG_2090
IMG_2159
IMG_2160
IMG_2157

А это – легендарный индийский йог, который прошёл за одну жизнь все ступени практики. Позеленел он, по легенде, от того что долгое время питался одной лишь крапивой.

IMG_2164

Обо всём этом Луг рассказывает очень подробно и интересно. А потом признаётся, что скоро будет вынужден покинуть монастырь на 5 лет – поедет в Тайланд учиться буддистской философии.

— Не жалко уезжать на такой долгий срок из этого места?
— В буддизме есть медитация, когда ты созерцаешь смерть, чтобы осознать, что ты не вечен, и смириться с этим. Так вот по сравнению с тем, что мне предстоит расстаться с этой тушкой, все другие расставания меркнут, — улыбается Луг.
[Group 3]-IMG_2143_IMG_2147-5 images

P.S. Кроме монастыря на горе Качканар есть известная скала в виде верблюда и памятник Гагарину. Но в день нашего посещения была сильная метель, в плохой видимости мы даже «верблюда» нашли с трудом. А полюбоваться пейзажем и вовсе не довелось.
IMG_2102
IMG_2111

Если вы соберётесь в гости к буддистам, не поленитесь заранее предупредить их и поинтересоваться, не нужно ли им срочно что-то привезти из города. Найти их можно ВКонтакте и на сайте монастыря.

Ольга Рыжих
Фото — Дмитрий Копытцев

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

5 комментариев

  1. Очень интересно!

    (0)
    Ответить
  2. Давно хотела туда съездить, а теперь они не будут туристов больше принимать? Ольга, спасибо за репортаж! Снег добавил ощущение нереальности и нездешности. Мне так показалось.

    (0)
    Ответить
    • Будут принимать, но весной, когда строительный сезон возобновиться. Я это уточнила, спасибо, что обратили внимание на деталь

      (0)
      Ответить
  3. не в коем случае не подкармливайте этих монахов!!!!!они живут лучще вас!и все на халяву. это рассказал мне один местный житель г.Качканар

    (0)
    Ответить
  4. правильно живут -молодцы !

    (0)
    Ответить

Оставить комментарий или два

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:angel: 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:devil: 
:bomb: 
:bravo: 
:drink: 
:wonder: 
:sick: