Ничто не возникает ниоткуда. Руководствуясь этой простой истиной, мы поговорили о предшественниках жанра стишков-пирожков и природе абсурда и алогизма с литературоведом, специалистом по русской авангардистской поэзии XX века, доктором филологических наук Игорем Васильевым.
– Игорь Евгеньевич, в с сфере ваших интересов – трансформации художественных жанров. А пирожки можно считать результатом подобной трансформации?
– Пирожки — нелогичные стихи, рассчитанные на комизм. Думаю, что они сродни лимерикам в английской культуре и поэзии. Эдвард Лир, Льюис Кэрролл, Хилэр Белок, Роберт Грейвс — можно долго перечислять авторов, которые писали шутливые абсурдные стихи.
– Можно ли поэзию абсурда писателей-авангардистов XX века считать предшественницей современных пирожков?
– Прежде всего на ум приходит Даниил Хармс. У Хармса много замечательных стихов, где мы сталкиваемся с нарушением логики – иногда явным, которое вызывает недоумение, поражает или шокирует, а иногда это вполне креативно. Например, стих про кошку, которая «отчасти идёт по дороге, отчасти по воздуху плавно летит» на воздушных шариках. С одной стороны, можно себе это представить в реальности, а с другой стороны, это явление если возможно, то очень редко. И сама эта редкость изображаемого подаёт сигнал – перед нами отступление от нормы, поиски странного, загадочного, необычного.
– В русской культуре и литературе были подобные явления алогичного творчества?
– Да, это прежде всего русские скоморохи, которые создавали стихи абсурдисткого плана типа
«Ехала деревня мимо мужика
Вдруг из-под собаки лают ворота»
В этих стихах всё шиворот-навыворот, в них действует принцип детского сознания и детского воображения, который подразумевает слом нормы. Это связано в один узел с лимериками, стихами абсурдного содержания.
Также это частушки, правда, в них обычно бывает рифма. Но иногда есть сознательный элемент нескладушки. Ожидаемая рифма вдруг пропадает, и это вызывает интерес, приковывает внимание. Нарушение нормы могут стать основой для творчества. Это происходит, потому что в стихи приходит алогизм и абсурд, некая нестыковка, которая будит воображение и фантазию.
Ещё к предшественникам пирожков можно отнести стишки-страшилки. Их в 70-80-е годы штамповали как пирожки.
«Мальчишка в лесу нашёл пулемёт
Больше в деревне никто не живёт».
В наше время вдохновителем такого рода творчества является современный поэт Олег Григорьев. У него много замечательных стихов, в том числе детских.
«- Кто съел пирог?
— Мы не ели.
То есть мы съели,
Но не хотели.
Это всё птицы.
Они прилетели
И, если б не мы,
Они бы всё съели».
Кажется, что так писать легко. Но на самом деле это очень сложно, потому что нужно сохранить меру, иметь чувство вкуса, чтобы не впасть в дурную безвкусицу и идиотизм.
– Где та тонкая грань, которая отделяет образцы абсурдного, авангардного творчества от низкопробных стишков?
– Эта грань определяется чувством вкуса, культурным багажом экспериментирующего и слушающего способностью человека различать плохое и хорошее. Эта грань исторически и социально подвижна – в разное время в разных культурных слоях характер абсурда различен. Вкус – понятие субъективное.
– Понятно, пирожки – некая форма, которая наполняется содержанием в зависимости от того, что хочет сказать автор. Это может быть остроумно, а может быть и пошло. У интернет-аудитории пирожки очень популярны. Даже появился поджанр пирожков – порошки. Почему этот жанр популярен?
– Пирожки популярны также, как когда-то были популярны анекдоты, чёрный юмор, частушки. Во многом это определяет мода.
– Особенность пирожков – нарочитое пренебрежение правилами орфографии и пунктуации. Как вы думаете, может ли оно быть оправданным?
– Оно оправдано только в том случае, когда человек сознательно использует ошибочное написание, чтобы создать определённый комический эффект. А если он безграмотный и пишет так, думая, что так писать правильно, тогда всё гасится. Это же снова игра с неправильностями, с аномалиями.
Например, образованный человек может сказать «Я вот здесь полОжу, ладно?» — и подмигнуть. Люди сведущие сознательно коверкают слова, понимая, что собеседник знает норму. Это аномальное использование словесных конструкций используется, чтобы создать разрядить атмосферу, создать атмосферу взаимопонимания, а может и подшутить над теми, кто не знает правил русского языка.
Мну ничо непонел. Мну тупое ни абразованное быдла. Но с професором согласен. Пущщай пока комнату зонимает. А Борменталя надо выселить!
ну вот , а я чё говорил , так что злопыхатели — спать
:devil:
из какого пединститута он, из бывшего свердловского?
мне страшно прыгать с парашютом
сказал инструктору шалфей
всё хорошо шалфей не бойся
сегодня прыгнешь без него
не ковыряй в носу серёжа
ведь можешь палец поломать
и по системе кровеносной
он уплывёт и что тогда
димон безумно удивился
когда к нему пришёл вован
вован был удивлён не меньше
в его норе сидел димон
Ну и к чему эта статья? Выглядит как оправдание. Так уж объявите конкурс ямба пятистопного. А потом, когда бездарностей начитаетесь и критики читателей, тогда профессора позовете и он нам расскажет, как Пушкин баловался такими сочинениями…
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Ноябрь, 1823
Ребята во сне бредят….