СБ, 31 октября 2020 | В Нижнем Тагиле:+2.4°C

«Алогизм и нарушение нормы могут стать основой для творчества» — литературовед о нашем конкурсе «пирожков»

Ничто не возникает ниоткуда. Руководствуясь этой простой истиной, мы поговорили о предшественниках жанра стишков-пирожков и природе абсурда и алогизма с литературоведом, специалистом по русской авангардистской поэзии XX века, доктором филологических наук Игорем Васильевым.

Vasilev_poln

– Игорь Евгеньевич, в с сфере ваших интересов – трансформации художественных жанров. А пирожки можно считать результатом подобной трансформации?

– Пирожки — нелогичные стихи, рассчитанные на комизм. Думаю, что они сродни лимерикам в английской культуре и поэзии. Эдвард Лир, Льюис Кэрролл, Хилэр Белок, Роберт Грейвс — можно долго перечислять авторов, которые писали шутливые абсурдные стихи.

– Можно ли поэзию абсурда писателей-авангардистов XX века считать предшественницей современных пирожков?

– Прежде всего на ум приходит Даниил Хармс. У Хармса много замечательных стихов, где мы сталкиваемся с нарушением логики – иногда явным, которое вызывает недоумение, поражает или шокирует, а иногда это вполне креативно. Например, стих про кошку, которая «отчасти идёт по дороге, отчасти по воздуху плавно летит» на воздушных шариках. С одной стороны, можно себе это представить в реальности, а с другой стороны, это явление если возможно, то очень редко. И сама эта редкость изображаемого подаёт сигнал – перед нами отступление от нормы, поиски странного, загадочного, необычного.

– В русской культуре и литературе были подобные явления алогичного творчества?

– Да, это прежде всего русские скоморохи, которые создавали стихи абсурдисткого плана типа

«Ехала деревня мимо мужика

Вдруг из-под собаки лают ворота»

В этих стихах всё шиворот-навыворот, в них действует принцип детского сознания и детского воображения, который подразумевает слом нормы. Это связано в один узел с лимериками, стихами абсурдного содержания.

Также это частушки, правда, в них обычно бывает рифма. Но иногда есть сознательный элемент нескладушки. Ожидаемая рифма вдруг пропадает, и это вызывает интерес, приковывает внимание. Нарушение нормы могут стать основой для творчества. Это происходит, потому что в стихи приходит алогизм и абсурд, некая нестыковка, которая будит воображение и фантазию.

Ещё к предшественникам пирожков можно отнести стишки-страшилки. Их в 70-80-е годы штамповали как пирожки.

«Мальчишка в лесу нашёл пулемёт

Больше в деревне никто не живёт».

В наше время вдохновителем такого рода творчества является современный поэт Олег Григорьев. У него много замечательных стихов, в том числе детских.

«- Кто съел пирог?

— Мы не ели.

То есть мы съели,

Но не хотели.

Это всё птицы.

Они прилетели

И, если б не мы,

Они бы всё съели».

Кажется, что так писать легко. Но на самом деле это очень сложно, потому что нужно сохранить меру, иметь чувство вкуса, чтобы не впасть в дурную безвкусицу и идиотизм.

– Где та тонкая грань, которая отделяет образцы абсурдного, авангардного творчества от низкопробных стишков?

– Эта грань определяется чувством вкуса, культурным багажом экспериментирующего и слушающего способностью человека различать плохое и хорошее. Эта грань исторически и социально подвижна – в разное время в разных культурных слоях характер абсурда различен. Вкус – понятие субъективное.

– Понятно, пирожки – некая форма, которая наполняется содержанием в зависимости от того, что хочет сказать автор. Это может быть остроумно, а может быть и пошло. У интернет-аудитории пирожки очень популярны. Даже появился поджанр пирожков – порошки. Почему этот жанр популярен?

– Пирожки популярны также, как когда-то были популярны анекдоты, чёрный юмор, частушки. Во многом это определяет мода.

– Особенность пирожков – нарочитое пренебрежение правилами орфографии и пунктуации. Как вы думаете, может ли оно быть оправданным?

– Оно оправдано только в том случае, когда человек сознательно использует ошибочное написание, чтобы создать определённый комический эффект. А если он безграмотный и пишет так, думая, что так писать правильно, тогда всё гасится. Это же снова игра с неправильностями, с аномалиями.

Например, образованный человек может сказать «Я вот здесь полОжу, ладно?» — и подмигнуть. Люди сведущие сознательно коверкают слова, понимая, что собеседник знает норму. Это аномальное использование словесных конструкций используется, чтобы создать разрядить атмосферу, создать атмосферу взаимопонимания, а может и подшутить над теми, кто не знает правил русского языка.

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

9 комментариев

  1. Мну ничо непонел. Мну тупое ни абразованное быдла. Но с професором согласен. Пущщай пока комнату зонимает. А Борменталя надо выселить!

  2. из какого пединститута он, из бывшего свердловского?

  3. мне страшно прыгать с парашютом
    сказал инструктору шалфей
    всё хорошо шалфей не бойся
    сегодня прыгнешь без него

  4. не ковыряй в носу серёжа
    ведь можешь палец поломать
    и по системе кровеносной
    он уплывёт и что тогда

  5. димон безумно удивился
    когда к нему пришёл вован
    вован был удивлён не меньше
    в его норе сидел димон

  6. Ну и к чему эта статья? Выглядит как оправдание. Так уж объявите конкурс ямба пятистопного. А потом, когда бездарностей начитаетесь и критики читателей, тогда профессора позовете и он нам расскажет, как Пушкин баловался такими сочинениями…

    • Паситесь, мирные народы!
      Вас не разбудит чести клич.
      К чему стадам дары свободы?
      Их должно резать или стричь.
      Наследство их из рода в роды
      Ярмо с гремушками да бич.

      Ноябрь, 1823

  7. Ребята во сне бредят….

Оставить комментарий или два