ИА «Все новости» публикует четвёртую часть заметок из Македонии нашего внештатного автора. Первая часть была посвящена началу путешествия, во второй рассказывалось о работе и интересных встречах съёмочной группы, которая снимает фильм в селении Демир-Капия и его окрестностях. В третьей части фотоистории мы познакомились с составом группы. Новый выпуск рассказывает о психологической основе съёмочного процесса.
Неглубокая и холодная горная речка Бошава разделяет Демир-Капию на две равные части. Чуть слышно пробегает она меж белых домов, крытых красной черепицей. На тенистой веранде сидит дед Ванчо, в соседнем дворе веселится чернобровая Ребека. На небольшой кухне, Мара, ожидая своего внука Любомира, заваривает кофе. Неся прохладу жителям этой общины, речка спешит к волшебнице Вардар – самой большой реке Македонии. Она, держа свой путь вдоль гор, минуя ущелья и котловины, делает землю тех мест красивой и плодородной. Алыми цветками распускается гранат, густыми шапками гордо стоят каштаны, полны сочных ягод деревья шелковицы…
Именно в этих местах реализуется проект «Твоя волшебная сказка». И это один из этапов сказкотерапии проводимой психологами Ольгой Амельяненко и Ларисой Еналеевой. Сказкотерапия — это метод практической психологии, использующий сказки для воспитания, развития личности ребёнка, коррекции поведения или внутренних конфликтов.
Впервые, как о методе психотерапии, об этом упомянул известный швейцарский психиатр Карл Гюстав Юнг в своём труде «Архетипы коллективного бессознательного». Но как связан детский фильм-сказка с психотерапевтическими сеансами?!
Чтобы понять это, нужно оглянуться на год назад, когда набиралась группа детей для этого проекта. Мальчишки и девчонки от 7 до 14 лет приходят на занятие к психологам. Начинается оно с песочной терапии. Детям предлагается сказка и возможность выбрать в ней героев, которыми бы они хотели быть. Принципиальное условие – персонаж должен быть положительным.
На подносе с песком возникает сюжет сказки, появляются дома или замки, фигурки героев. Через несколько месяцев в процессе игры начинает проявляться психологический портрет ребёнка, его сильные и слабые стороны. Периодически на занятия заглядывает режиссёр – Андрей Ким. Он знакомится с детьми, узнаёт их, беседует с психологами проекта о результатах их работы. Собрав информацию, он пишет сценарий сказки, основываясь на характерах детей, так, чтобы каждый из них сыграл в фильме самого себя…
Учитываются и внутренние конфликты ребёнка. Да так, чтобы во время съёмок он непосредственно столкнулся с ними, обыграл их и получил опыт через переживание! А в награду – чудную сказку, в которой он будет главным героем. И что важно, героем, несущим моральные и культурные ценности.
Приятно наблюдать, когда эти качества проявляются не только на съёмках фильма. Где бы они не проходили, где бы не остановилась съёмочная группа, ребята устраивают экологический десант. Весь мусор, находящийся вблизи остановки, прибирается. Так был очищен святой источник, берег озера Тиквиш, ограждена камнями долина кактусов.
А как-то раз, незаметно для всех, старую македонскую церковь имени Святителя Николая Чудотворца вычистила сказкотерапевт Лариса Еналеева.
В начале второго тысячелетия, как на территории Балкан, так и на Руси, был известен сборник нравоучений и афоризмов «Пчела». Одно из его изречений гласит: «Не место может украсить добродетель, но добродетель – место». О ней, а точнее о людях, которые делают обычные места особенными, я расскажу вам в своей последней заметке из солнечной Македонии.
Продолжение следует…
Очень красивые фото! :good: