Эстонский адвокат и коллекционер военной техники Микк Лыхмус восстановил историю спасенного им танка Т-34-85. Бронемашина была изготовлена в ноябре 1944 года на Уральском танковом заводе №183 (ныне УВЗ) в Нижнем Тагиле и сразу после этого отправлена на фронт.
Микк Лыхмус обратился в выставочный комплекс «Уралвагонзавода» и сообщил, что в его коллекции есть танк Т-34-85, который сошел с конвейера машиностроительного гиганта. В 1984 году машина была установлена на постамент в городе Мякса в честь 40-летия с форсирования реки Эмайыги Эстонским стрелковым корпусом. В 1993 году местные власти решили снести монумент, а танк разрезать на части и сдать в металлолом. Коллекционер решил выкупить бронемашину. Представители волости согласились обменять раритет на легковой автомобиль. Так «Москвич-2140» Микка Лыхмуса стал первой полицейской машиной в волости Мякса.
23 года танк Т-34-85 простоял рядом с паровыми, молотильными машинами и тракторами на хуторе, куда был перевезен новым владельцем. Микк Лыхмус занимался восстановлением истории машины. Ему удалось выяснить, что его Т-34-85 произведен в ноябре 1944 года на Уральском танковом заводе и был активным участником крупных исторических сражений. На основании показаний свидетелей и письменных источников стало известно, что мяксаский Т-34-85 – единственный сохранившийся танк, который в составе Советской армии участвовал в исторической встрече на Эльбе 25 апреля 1945 года.
Затем вместе с другими боевыми машинами полка Т-34-85 был отправлен в город Эльва и в течение нескольких десятилетий числился в составе Эльваского танкового полка. В 1984 году техника своим ходом зашла на постамент и стала памятником. Эстонскому коллекционеру пока ничего не удалось выяснить об экипаже боевой машины. Известно, что перед тем, как танк взошел на постамент, на башне был указан номер 021.
— Когда я узнал, что танк прошел такой военный путь, решил, что его нужно показать общественности. В конце апреля откроется новый сезон работы Авиационного музея. Я считаю, что люди должны помнить и хранить историю. У кого нет памяти об истории, у того нет будущего, — отметил эстонский коллекционер Микк Лыхмус.
Сегодня мяксаский Т-34-85 выставлен в экспозиции Эстонского авиационного музея. Несмотря на солидный возраст, боевая машина в хорошем состоянии. Специалисты из Финляндии, которые произвели оценку состояния танка, отметили, что Т-34-85 можно восстановить и поставить на ход.
В пресс-службе УВЗ напоминают, что в годы Великой Отечественной войны на Уральском танковом заводе №183 (сейчас Уралвагонзавод) впервые в мире было организовано конвейерное производство танков. С мая 1942 года с заводского конвейера каждые 30 минут сходил Т-34. Всего за период Великой Отечественной войны предприятие выпустило более 25 тысяч боевых машин. Практически каждый второй Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошёл с тагильского конвейера.
Танк Т-34-85 принят на вооружение армии в 1944 году. По совокупности боевых и технологических характеристик является лучшим средним танком Второй мировой войны. Машина оснащена 85-миллиметровой пушкой, бронепробиваемость которой обеспечивала поражение всех массовых танков Германии.
55-летний коллекционер танков из Британии Ник Мид приобрёл советский Т-54 за 30 тысяч фунтов стерлингов (более двух миллионов рублей). Но покупка окупилась сторицей: в топливном баке танка Ник обнаружил целых пять золотых слитков. Каждый — весом около пяти килограмм. Их общая стоимость оценивается в два миллиона британских фунтов (2,3 млн евро или почти 142 млн рублей).
Сокровища были обнаружены, когда Ник и его коллега, механик Тодд Чемберлен, начали реставрировать танк. Они опасались найти внутри него боеприпасы, но вместо этого выудили сокровища. Реставраторы уверены, что золото было награблено иракскими солдатами в Кувейте во время войны в Персидском заливе.
Всего коллекция Ника насчитывает 150 военных автомобилей. Ник держит свою коллекцию в городе Хелмдон, на западе Англии, где разрешает людям кататься на военное технике за деньги на своей ферме
эх-хе-хе-хе , чтоб я так жил
Трудолюбивый непьющий фермер
Я думал это новость про чувака, который Т34 хотел Казахам продать, да таможня засекла.
Молодец мужик!
Не все чухонцы — чухонцы.