ПТ, 20 апреля 2018 | В Нижнем Тагиле:+1.6°C

СМИ назвали полотно XIX века нижнетагильского музея искусств подделкой. Но это не так

На портрете императора Александра I из коллекции музея искусств Нижнего Тагила обнаружили неожиданные слои живописи.

Сотрудники лаборатории экспертизы и реставрации Уральского федерального университета представили предварительные результаты технологического исследования произведения неизвестного художника XIX века из собрания музея изобразительных искусств Нижнего Тагила. Несколько СМИ тут же поторопились назвать полотно подделкой. Но это не так, говорят музейщики и учёные.

По словам младшего научного сотрудника лаборатории Дениса Ильичёва, портрет императора представляет собой пример своеобразной многослойной живописной композиции, создававшейся на протяжении длительного времени. При этом Денис Ильичёв указал, что подобная ситуация может говорить об «авторской корректировке», «авторской копии», «повторении учеников».

«Изначально был написан портрет неизвестного офицера, который был позднее радикально переписан: изображение императора полностью перекрыло нижний слой живописи, которой теперь возможно увидеть только при помощи специального оборудования. Подобная практика переписывания произведений распространена в изобразительном искусстве. Причины могут быть самыми разными: от изменения замысла художника до экономии художественных материалов», — заявил Ильичёв.

Сотрудник лаборатории УрФУ рассказал, что ученые университета совместно с сотрудниками Нижнетагильского музея изобразительных искусств сейчас работают над атрибуцией портрета – определением более точного времени создания, имени художника. Скрытое под верхним слоем живописи изображение офицера в исторически точном мундире поможет специалистам это сделать.

Для атрибуции произведений изобразительного искусства используют различные методы исследования, в том числе и технико-технологические, на которых специализируется лаборатория УрФУ. Макрофотосъемка, использование мощных микроскопов, инфракрасной рефлектрографии, спектрометрия позволяют определить стилистику живописного произведения, уточнить время создания, авторство.

Портрет выполнен неизвестным художником, вероятно входившим в круг живописца Герарда Франца фон Кюгельхена 1772-1820, который приобрел известность как портретист в 1790-х годах. В 1795-1804 годах жил в Санкт-Петербурге, стал автором многих портретов представителей высшего петербургского общества и был удостоен звания академика Императорской Академии художеств. Кюгельхен пользовался расположением императора Александра I, с которого он написал несколько портретов. Полотно представляет собой небольшой погрудный портрет офицера в военном мундире. На груди портретируемого — знак ордена Святого Георгия 4-го класса (степени), которым был награжден император Александр I в 1805 году. По правилам изображения венценосного лица, император и даже цесаревич не мог быть представлен без статусных орденов.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

16 комментариев

  1. Алекснадра I
    редакция, вы издеваетесь? попытка номер 2)))

    Ответить
  2. Очень интересно. Хоть и слышали раньше, но ведь повторение — мать учения. ВН, больше надо таких публикаций.

    Ответить
    • Это вагонских рук дело.Взять подделать такой шедевр.Только вагонские способны на такое.

      Ответить
  3. Да оставьте уже историю в покое!!! Может там дворовая девка ночью под медовухой что-то мазанула? Уже авторство не авторское.

    Ответить
  4. Подделка или нет-тут без пол литры не не установить!!!!!!! :wonder:

    Ответить
  5. Все русские , по сми , недоделанные или подделаны.

    Ответить
    • ) или под допингом.

      Ответить
    • В точку! Я давно подозреваю, что я и окружающие меня люди не совсем «русские». Как с этим жить?! :wacko:

      Ответить
  6. По ветеранской Оке . ПТС подделали но выдали за подлинник .Скоро 3 года идут разборки в криминалистических кругах. У полиции уже вьюшка дребежжит .

    Ответить
    • Копию птс в музей.

      Ответить
  7. Конечно копия, можно подумать в Тагиле хоть одна картина оригинал. Тогда в Третьяковке, что, копия? Естественно оригиналы в Москве а у нас копии, картинки.

    Ответить
    • Тагильская Мадонна Рафаэля тоже думаю копия

      Ответить
      • Всё копия, и мы в том числе!

        Ответить
    • Для того музеи и создаются, чтобы подлинные произведения хранить, изучать и показывать!

      Ответить
  8. Накопировать копии и перетусовать.

    Ответить
  9. Обычное для художников XVIII века, вторичное использование холста. Заурядный случай. У Рокотова десяток портретов, писанных поверх прежних изображений. В чём проблема ?

    Ответить

Оставить комментарий или два

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:angel: 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:devil: 
:bomb: 
:bravo: 
:drink: 
:wonder: 
:sick: