Музеи Нижнего Тагила должны оцифровать все имеющиеся у них экспонаты к 2025 году, следует из приказа Минкультуры. Для этого местным учреждениям культуры на первом этапе требуется 400 тысяч рублей. Деньги пойдут на приобретение оборудования для оцифровки – фотоаппаратуры, принтеров и другой необходимой техники. Половину из этой суммы при корректировке бюджета попросила перераспределить начальник управления культуры мэрии Светлана Юрчишина.
Минкультуры потребовало от всех музеев России перевести все коллекции в электронный вид. Коллекции музеев делятся на две части: государственную и негосударственную, принадлежащую муниципалитету. Государственная часть экспонатов может быть изъята, если через 7 лет учреждения не внесут данные в КАМИС – комплексную автоматизированную музейную информационную систему. Сами хранилища культуры по мере сил вносят данные в общую базу. Елена Ильина, замдиректора по науке Нижнетагильского музея изобразительных искусств, описала, как выглядит этот процесс.
«В Госкаталог мы должны отправлять по 2 тысячи экспонатов в год. Для того, чтобы оцифровать предмет, нужно, во-первых, очень качественно сфотографировать его со всех сторон. При этом должны быть видны все мелкие детали. Также необходимо внести множество данных: точные измерения, материал, дату и место изготовления, автора экспоната – всего около сотни пунктов», – рассказала ИА «Все новости» Елена Ильина.
Таким образом, в Государственный каталог музейного фонда России каждый экземпляр вводится вручную. Из-за этого возникает множество проблем. На первом месте – нехватка квалифицированных кадров, которые готовы заниматься монотонной, трудной работой, для которой требуется внимательность к деталям. По словам Светланы Юрчишиной, в музей-заповедник «Горнозаводской Урал» в идеале нужны 96 сотрудников именно для оцифровки, но из-за ограниченности в средствах будут приняты только 20. В музей искусств для такой работы требуются не менее 15 человек, однако принять смогут всего двух.
«Принимать людей для оцифровки начнем в следующем году и продолжим в 2020. Это минимальное количество человек, которые смогут оцифровать такой огромный массив данных. Например, только в музее-заповеднике «Горнозаводской Урал» нужно привести в электронный вид больше 9 тысяч предметов, а в музее искусств – 4 тысячи», – рассказала Светлана Юрчишина.
Еще одна сложность – зачастую не хватает данных об экспонате. Как объясняет Елена Ильина, бывает, что нет автора, нет даты создания. Научным сотрудникам приходится искать эту информацию в различных справочниках и каталогах. В музее изобразительных искусств говорят, что главное – отправить полностью готовые описания и фотографии экспонатов в Госкаталог.
С похожими проблемами сталкиваются учреждения культуры в других российских городах. Как рассказал ИА «Все новости» Валерий Карпов, директор музея изобразительных искусств Ирбита (Свердловская область), им для оцифровки и передачи данных в Госкаталог не хватает оборудования – специальных сканеров для книг. Музейная библиотека насчитывает более 11 тыс томов, посвященных искусству.
«Да, не совсем достаточно техники, но то, что есть, мы используем на полную мощность. Оцифровкой у нас занимаются научные сотрудники в рамках своей деятельности, принимать дополнительный персонал мы не планируем», – говорит Карпов.
Сейчас Ирбитский музей искусств оцифровал более 12 тысяч экспонатов, в их числе – различные документы, редкие книги. За следующие год-полтора в учреждении культуры планируют перевести в электронный вид еще около 1,5 тысяч экземпляров из коллекции музея. Валерий Карпов уверен, что оцифровка необходима. Это связано с тем, что экспонаты могут быть утеряны по независящим от музейщиков причинам. Как пример он привел годы Великой Отечественной войны – в то время музеи, которые эвакуировали из опасных районов, утратили множество редких экспонатов, найти их сейчас не представляется возможным. Один из ярких примеров – Янтарная комната – шедевр искусства XVIII века, бесследно исчезнувший в военные годы.
Согласна с мнением коллег и заместитель директора по научно-исследовательской работе Дарвиновского музея (Москва) Татьяна Кубасова.
«Фотографии и данные необходимо загружать в Госкаталог. Другое дело, что надо делать это так, чтобы им было удобно пользоваться, должны быть фото определенного размера, четкие, понятные, с разных ракурсов. Мы уже несколько лет ведем планомерную работу по оцифровке, за все время загрузили в Госкаталог более 28 тыс экспонатов из коллекции нашего музея. Конечно, это не все экземпляры», – рассказала Кубасова.
В таком крупном хранилище, как Дарвиновское, нет проблем с оцифровкой, как у региональных музеев. По словам Татьяны Кубасовой, у них достаточно и оборудования, и специалистов для этой работы.
По общему мнению опрошенных сотрудников музеев, оцифровка экспонатов нужна не только для того, чтобы выполнить приказ Минкультуры, но и чтобы сохранить память для будущих поколений.
Текст: Юлия Клокова
Хорошее дело, интересно было бы посмотреть на экспонаты наших музеев не выходя из дома
Отобрать, это по нашему!