ВС, 24 марта 2019 | В Нижнем Тагиле:-9.8°C

«Не хватает средств, оборудования и сотрудников». У музеев могут отобрать экспонаты, если их не успеют перевести в «цифру»

Музеи Нижнего Тагила должны оцифровать все имеющиеся у них экспонаты к 2025 году, следует из приказа Минкультуры. Для этого местным учреждениям культуры на первом этапе требуется 400 тысяч рублей. Деньги пойдут на приобретение оборудования для оцифровки – фотоаппаратуры, принтеров и другой необходимой техники. Половину из этой суммы при корректировке бюджета попросила перераспределить начальник управления культуры мэрии Светлана Юрчишина.

Минкультуры потребовало от всех музеев России перевести все коллекции в электронный вид. Коллекции музеев делятся на две части: государственную и негосударственную, принадлежащую муниципалитету. Государственная часть экспонатов может быть изъята, если через 7 лет учреждения не внесут данные в КАМИС – комплексную автоматизированную музейную информационную систему. Сами хранилища культуры по мере сил вносят данные в общую базу. Елена Ильина, замдиректора по науке Нижнетагильского музея изобразительных искусств, описала, как выглядит этот процесс.

  • 1/2

    Нижнетагильский музей изобразительных искусств 

  • 2/2

     

«В Госкаталог мы должны отправлять по 2 тысячи экспонатов в год. Для того, чтобы оцифровать предмет, нужно, во-первых, очень качественно сфотографировать его со всех сторон. При этом должны быть видны все мелкие детали. Также необходимо внести множество данных: точные измерения, материал, дату и место изготовления, автора экспоната – всего около сотни пунктов», — рассказала ИА «Все новости» Елена Ильина.

Государственный каталог музейного фонда России

Таким образом, в Государственный каталог музейного фонда России каждый экземпляр вводится вручную. Из-за этого возникает множество проблем. На первом месте – нехватка квалифицированных кадров, которые готовы заниматься монотонной, трудной работой, для которой требуется внимательность к деталям. По словам Светланы Юрчишиной, в музей-заповедник «Горнозаводской Урал» в идеале нужны 96 сотрудников именно для оцифровки, но из-за ограниченности в средствах будут приняты только 20. В музей искусств для такой работы требуются не менее 15 человек, однако принять смогут всего двух.

«Принимать людей для оцифровки начнем в следующем году и продолжим в 2020. Это минимальное количество человек, которые смогут оцифровать такой огромный массив данных. Например, только в музее-заповеднике «Горнозаводской Урал» нужно привести в электронный вид больше 9 тысяч предметов, а в музее искусств – 4 тысячи», — рассказала Светлана Юрчишина.

Еще одна сложность – зачастую не хватает данных об экспонате. Как объясняет Елена Ильина, бывает, что нет автора, нет даты создания. Научным сотрудникам приходится искать эту информацию в различных справочниках и каталогах. В музее изобразительных искусств говорят, что главное – отправить полностью готовые описания и фотографии экспонатов в Госкаталог.

С похожими проблемами сталкиваются учреждения культуры в других российских городах. Как рассказал ИА «Все новости» Валерий Карпов, директор музея изобразительных искусств Ирбита (Свердловская область), им для оцифровки и передачи данных в Госкаталог не хватает оборудования – специальных сканеров для книг. Музейная библиотека насчитывает более 11 тыс томов, посвященных искусству.

  • 1/2

     

  • 2/2

    Ирбитский музей изобразительных искусств 

«Да, не совсем достаточно техники, но то, что есть, мы используем на полную мощность. Оцифровкой у нас занимаются научные сотрудники в рамках своей деятельности, принимать дополнительный персонал мы не планируем», — говорит Карпов.

Сейчас Ирбитский музей искусств оцифровал более 12 тысяч экспонатов, в их числе – различные документы, редкие книги. За следующие год-полтора в учреждении культуры планируют перевести в электронный вид еще около 1,5 тысяч экземпляров из коллекции музея. Валерий Карпов уверен, что оцифровка необходима. Это связано с тем, что экспонаты могут быть утеряны по независящим от музейщиков причинам. Как пример он привел годы Великой Отечественной войны – в то время музеи, которые эвакуировали из опасных районов, утратили множество редких экспонатов, найти их сейчас не представляется возможным. Один из ярких примеров — Янтарная комната – шедевр искусства XVIII века, бесследно исчезнувший в военные годы.

Янтарная комната

Согласна с мнением коллег и заместитель директора по научно-исследовательской работе Дарвиновского музея (Москва) Татьяна Кубасова.

«Фотографии и данные необходимо загружать в Госкаталог. Другое дело, что надо делать это так, чтобы им было удобно пользоваться, должны быть фото определенного размера, четкие, понятные, с разных ракурсов. Мы уже несколько лет ведем планомерную работу по оцифровке, за все время загрузили в Госкаталог более 28 тыс экспонатов из коллекции нашего музея. Конечно, это не все экземпляры», — рассказала Кубасова.

  • 1/3

     

  • 2/3

     

  • 3/3

    Государственный Дарвиновский музей 

В таком крупном хранилище, как Дарвиновское, нет проблем с оцифровкой, как у региональных музеев. По словам Татьяны Кубасовой, у них достаточно и оборудования, и специалистов для этой работы.

По общему мнению опрошенных сотрудников музеев, оцифровка экспонатов нужна не только для того, чтобы выполнить приказ Минкультуры, но и чтобы сохранить память для будущих поколений.

Текст: Юлия Клокова

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

2 комментария

  1. Хорошее дело, интересно было бы посмотреть на экспонаты наших музеев не выходя из дома

    Ответить
  2. Отобрать, это по нашему!

    Ответить

Оставить комментарий или два

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:angel: 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:devil: 
:bomb: 
:bravo: 
:drink: 
:wonder: 
:sick: