СБ, 20 апреля 2024 | В Нижнем Тагиле:+19.8°C

Пока «Тагильская Мадонна» на гастролях, в музее искусств представили полотно с удивительной историей

До 21 октября самая знаменитая картина музея изобразительных искусств «Тагильская Мадонна» выставляется в галерее Челябинска. Вместо неё Нижнему Тагилу предлагают познакомиться с картиной «Юдифь с головой Олоферна». Она является копией с полотна XVII века итальянского художника Кристофано Аллори. Сейчас уже невозможно восстановить историю этой работы в силу её состояния – её многократно реставрировали. Но есть вероятность, что копию сделал сам итальянский мастер или кто-то из его учеников.

В основе сюжета – легенда об иудейской вдове Юдифи, которая спасла родной осаждённый город от вторжения ассирийского войска, войдя в доверие к его предводителю Олоферну. После ночи, проведённой вместе, женщина отрубила полководцу голову и вышла с ней к захватчикам.

  • 1/3

     

  • 2/3

     

  • 3/3

     

По словам замдиректора по науке нижнетагильского музея искусств Елены Ильиной, полотно является настоящим символом барокко с важной для той эпохи темой жертвенности и наказания. При этом мрачный сюжет картины с тёмными цветами контрастируют роскошным одеянием Юдифи и её пафосным, высокостатным взглядом.

В Нижний Тагил полотно попало в 40-х годах прошлого века из государственного музейного фонда, который распределял произведения искусства по учреждениям культуры страны после национализации. В 1959 году краеведческий музей подарил картину музею изобразительных искусств. Долгие годы она лежала в запасниках. Сотрудники музея даже хотели списать картину, ссылаясь на то, что это – копия, к тому же, в крайне запущенном состоянии.

«Не было ценности картины. Говорили, что надо работать с хорошими образцами! Но потом начали смотреть: «А ведь хорошая вещь». В 80-х годах её довёл до ума реставратор Академии художеств Сергей Грива. Причём ни в одном источнике мы не смогли найти аналогов, чтобы было с чем работать. А потом в 1995-м году мы с директором музея волею судьбы оказались во Флоренции в галерее дворца Питти. Смотрим полотна и тут остолбенели: увидели оригинал нашей картины, подписанный не Алессандро Аллори, а его сыном Кристофано», – рассказала ИА «Все новости» Елена Ильина.

После поездки копию вновь отреставрировали. Но на этот раз с изображения полотна на открытке из итальянской галереи. Сейчас уже невозможно определить автора тагильской копии «Юдифь»: оригинальный рисунок скрыт под многочисленными слоями более свежих красок. В прошлом году полотно сдавали на экспертизу, но в музее уверены, что она не сможет дать однозначного заключения.

«В первоисточнике шарф, которым Юдифь подвязывает халат, не полосатый, а белый. Художник, копируя оригинал, внес свои коррективы. Чуть изменил лицо, чуть изменил цвета. Это говорит о том, что художник был очень хорошим мастером. Прекрасно все сделал. В последние годы есть подозрения, что это чуть ли не сам Аллори сделал беглой рукой вторую копию. Либо ученики его школы», – считает замдиректора по науке музея искусств.

Реставратор восстанавливал огромные куски картины

Для провинциального музея иметь в коллекции несколько картин 16-17 веков – большая редкость. Но из-за того, что в городе нет места для отделения западного искусства, а тематические выставки проходят не часто, это полотно итальянского художника, по словам Ильиной, не воспринимается в контексте именно тагильской культуры. Из-за этого картину выставляют периодически, когда есть возможность.

По приезду гораздо более знаменитой «Мадонны» в родной музей, ей нужно будет какое-то время «отдохнуть и восстановиться». Поэтому посмотреть на работу «Юдифь с головой Олоферна» тагильчане смогут ещё, как минимум, месяц. Она же станет одним из главных экспонатов на «Ночи искусств» 4 ноября. Когда в следующий раз картину покажут любителям живописи, неизвестно – может через 5, а может через 20 лет.

Елена Ильина считает, что подобные произведения не должны «приедаться» зрителям. Нужно «возвращать человеку его же собственные эмоции, которые он испытал много лет назад». Тогда он ощутит дежавю, восторг а-ля «А я помню эту картину! Я её видел давно!».

«Это одна из главных стратегий работы музея», – заключила искусствовед.

Пока сотрудники музея не рассматривали возможность представлять полотно эпохи барокко в учреждениях культуры других городов. Но, учитывая ценность и уникальную историю картины, вполне возможно, что в будущем она будет гастролировать по российским музеям также, как и «Тагильская Мадонна».

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

4 комментария

  1. Это намек что пора комуто головы рубить???????? Кому????????? :angel:

  2. Одни копии!

  3. Гордится надо нашими тагильскими музеями, а не ёрничать без причины.

Оставить комментарий или два