ВТ, 19 марта 2024 | В Нижнем Тагиле:+1.9°C

Как не превратить школу в поле боя? Три вопроса об агрессии подростков психологу, чиновнику и директору школы

После массового убийства в Керчи власти начали поиск решений, которые помогут исключить повторение таких трагедий в будущем. Омбудсмен Татьяна Москалькова заявила, что защитой детей в школах должна заниматься Росгвардия. Глава Крыма Сергей Аксёнов предложил выдать охранникам табельное оружие. А руководитель движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов сказал, что достаточно будет усилить службу школьных психологов. ИА «Все новости» вместе с экспертами разбиралось, как вовремя заметить тревожные симптомы в поведении ребёнка, кому доверить психику детей и нужна ли российским школам военизированная охрана.

Мария Новикова, научный сотрудник лаборатории асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ:

Можно ли предугадать, что подросток совершит акт агрессии?
В определённых пределах. Нужно обращать внимание, как это ни банально, на то, как ребёнок контактирует, общается (и общается ли) с другими ребятами из коллектива; становится ли жертвой травли, или, напротив, агрессором. Любит ли говорить на связанные с оружием темы; есть ли у него кумиры и кто это.

Практически не имевший друзей Владислав Росляков (керченский стрелок, устроивший массовое убийство в своём техникуме – прим. ВН), тем не менее, порой обсуждал с одноклассницей серийных убийц, явно демонстрируя к ним большой интерес и уважение; на одной из аватарок у него какое-то время был Анатолий Оноприенко (убил 52 человек на территории Украины – прим. ВН). Ещё у большинства стрелков в анамнезе были суицидальные намерения или даже попытки свести счёты с жизнью.

Хотя, если говорить в общем, то изначально Росляков был подростком «группы риска» – есть данные о том, что у семьи был очень низкий доход, у отца – черепно-мозговая травма и учёт в подразделении по делам несовершеннолетних. Мать, возможно, участница религиозной организации. По совокупности – ребёнок, требующий помощи в социализации с раннего возраста.

В колледже Керчи был школьный психолог, который уже некоторое время находится в декрете. Сейчас эксперты говорят, что в России нужно возродить службу школьных психологов. Зачем она нужна?

Психологи нужны, в том числе, чтобы работать не только с детьми, но и со всем коллективом, и со взрослыми в том числе. Про психологические принципы работы с подростками, боюсь, много сказано и без меня. Основное – создание безопасного, поддерживающего пространства для клиента в работе с психологом. У подростков запрос на помощь очень велик, но для этого они должны быть уверены в том, что взрослый – на их стороне.

После массового убийства в Крыму власти вновь заявили, что охрану в учебных заведениях нужно целиком отдать Росгвардии и чуть ли не у каждой школы выставить танк. Оправдано ли это?

Танк, конечно, дело хорошее, если к нему прилагается умеющий им управлять человек. Это шутка, конечно. Я думаю, что стоило бы просто начать с квалифицированных кадров в охране, у которых была бы тревожная кнопка и четкое понимание, в каких ситуациях они обязаны ей воспользоваться.

Татьяна Удинцева, начальник управления образования мэрии Нижнего Тагила:

Кто охраняет тагильские учебные заведения?

Согласно требованиям закона, в Нижнем Тагиле установлены и обслуживаются сигнализации или тревожные кнопки с выводом в Росгвардию. При нажатии кнопки или срабатывании сигнализации прибывает наряд. За физическую охрану отвечают частные охранные организации, их услуги оплачивает местный бюджет. Отбирают охранные компании через конкурсные процедуры. Требования к ним жёсткие. Нужно, чтобы в штате были лицензированные охранники, а сами организации имели свои оружейные комнаты. Также у охранников должна быть собственная кнопка, чтобы в случае ЧП вызвать ту же Росгвардию или подмогу из ЧОПа.

Если человек прошёл пост охраны, то дальше за ним также наблюдают. Вахтёр или дежурный в том числе провожает, отслеживает. В ночное время есть сигнализация. Есть видеонаблюдение, но пока не везде, но мы стремимся оснастить камерами все образовательные учреждения. И точки подключения также согласовываем с Росгвардией.

Несколько школ, помимо штатных психологов, внедряют службы примирения. Расскажите об этом опыте.

Мы пошли по пути создания служб примирения или медиации, которые хотим создать в каждой школе. Проще говоря, это разрешение конфликтов, снижение агрессии, поиск конструктивного выхода из конфликтных ситуаций между детьми, между педагогами, между ребёнком и родителем. Такой опыт у нас есть в школе №33 и гимназии №86. В последней так работают уже с 2013 года.

Сейчас мы планируем обучение школьных медиаторов, для этого власти Свердловской области выделили средства. Медиаторы – это не только психологи. Это могут быть и педагоги, и даже дети, которые владеют технологиями конструктивного выхода из конфликтов. Медиатор – это не просто хороший человек с набором качеств, он должен обладать определенными технологиями. Составляются программы примирения, это специальная организованная деятельность. В 86-й гимназии старшие ребята примиряют младших. Это очень интересная работа. Есть собрания с родителями, есть общие – с родителями и детьми. Есть круг общения для детей, взрослых, когда есть какие-то групповые проблемы.

Сейчас мы идем именно педагогическим путём решения проблем. Честно скажу, один школьный психолог не решит всех проблем – это профилактика правонарушений, взаимодействие «особенных» детей, снижение тревожности детей при подготовке к экзаменам, их адаптация. То есть на штатного психолога возлагается очень много задач. Поэтому одним психологом ничего не решить, и служба медиации – то перспективное направление, которое мы для себя мыслим. И конечно внимание уделяем повышению квалификации классных руководителей по снижению агрессивности детей, по формированию у них жизненно важных смыслов. Чтобы они не стремились причинять вред ни себе, ни окружающим. Сегодня для нас самое главное – вовремя увидеть ребёнка, помочь ему, услышать его. Тогда, скорее всего, этих деструктивных проявлений не будет.

Пресс-служба Росгвардии в Свердловской области:
Никаких распорядительных документов о переходе школ под охрану Росгвардии в ведомстве нет. Все предложении находятся на стадии обсуждения.

В Нижнем Тагиле Росгвардия осуществляет техническую охрану в 66 школах, 58 детсадах, 26 учреждениях допобразования, в 2 колледжах и 2 вузах. Во всех установлена тревожная кнопка с выводом на Росгвардию и охранная сигнализация.

При срабатывании тревожной кнопки группа задержания должна оказаться на месте за 2-3 минуты. У спецмашины есть преимущество в движении, и она двигается кратчайшим путём. В экипаж входят водитель-полицейский и старший группы. На бойцах бронежилеты и бронешлем, а с собой дубинка и табельное оружие. На объект силовики прибывают скрытно, чтобы это стало неожиданностью для злоумышленников. Раз в месяц гвардейцы выезжают на учебные тренировки, где в условиях, приближенных к реальным, отрабатывают действия при возникновении нештатных ситуаций.

Способны ли современные педагоги заметить, что с их подопечными что-то не так?

Я считаю, что да. Надо быть очень внимательными к людям, особенно к детям. Есть признаки, по которым можно заметить, что у ребёнка что-то не в порядке. Самое главное – видеть детей. Я как бывший учитель, точно могу сказать: перемену настроения аудитории можно отследить. Когда ты работаешь изо дня в день, ты сразу видишь изменения. И здесь нужно вовремя оказать поддержку ребёнку: заговорить, а если не идёт с тобой на контакт, то нужно найти человека, которому он доверяет. Это работа классного руководителя, работа учителя на уроке. И даже не надо особо отслеживать социальные сети. На самом деле дети – открытая книга для педагога-профессионала. Когда мы начнем вовремя протягивать руку помощи, спрашивать, почему ты такой грустный, тогда таких проблем не будет. Должны участвовать все – и педагоги, и родители.

Алексей Казаринов, директор кадетской школы №21, в прошлом – сотрудник полиции:

Нужны ли школам гвардейцы с автоматами?

Реализовать переход школ под охрану Росгвардии сложно технически и это вряд ли решит все проблемы. Представьте, как утром пропустить через сплошной досмотр 400 учеников одной школы, учитывая, что занятия начинаются с 8.30. Есть вопросы и к антитеррористической защищённости: в идеале нужно вообще наглухо закрывать первые этажи в учебных заведениях. Плюс от охранника с автоматом вижу только в том, что он может дисциплинировать некоторых учеников, добавит порядка. В целом же охрана в образовательных учреждениях должна быть серьёзным комплексом мероприятий, в котором должны слаженно действовать все службы.

Оправдано ли появление штатных психологов в каждой школе?

Служба школьных психологов – это требование времени. И такой специалист нужен каждой школе. В своей школе мы с трудом, но сохранили ставку. И мы уже видим, как психолог помогает детям, проводит диагностику, когда это необходимо.

Куда жалуется ребёнок, если у него возникли проблемы?

Дети не так охотно идут к психологу с проблемами, это уже не секрет. Часть эту роль играет авторитетный классный руководитель или любой другой педагог. Именно учитель может подтолкнуть ребёнка к разговору. Если взрослый в этом случае выбирает правильный вектор общения, то школьник выходит на уровень откровенного общения. И он может рассказать педагогу намного больше, чем родителям. Вообще, вовремя заметить перемену настроений можно во время урока. Если это единичный случай. Но когда у ребёнка какие-то действия или поступки превращаются в систему, то это уже кристаллизуется в характер. И тогда спрогнозировать какую-то агрессию или любой негатив невозможно.

Владимир Вахрутдинов

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

28 комментариев

  1. Агрессия молодежи? А вы побольше возносите Нурмагомедовых,Мирзоевых, тех, на которых с экрана лжетв Киселевы говорят ровняться, что если кто то тебе не то сказали, нужно идти и бить!

  2. Вот к примеру, Нурмагомедов, его оскорбили, но он занимался спортом, так он выскочил за пределы клетки и начал наносить удары всем подряд. Он отомстил за оскорбления.Мирзоев, так тому Агафонов сказал что то не так, тот подошел к нему и убил!Конечно, они тренированные Но как быть Керченскому стрелку? Его возможно оскорбляли и более сильные, но он не тренированный, он возможно занимался математикой, или играл в шахматы. Не может же каждый подросток, заниматься боевыми искуствами. И вот того стрелка, оскорбляли, оскорбляли, И? Дооскорблялись! Физически сил у него не было, чтобы отомстить, как Хабиб Нурмагомедов,или Мирзоев, и он поступил по другому, взял оружие и пошел мочить своих обидчиков и всех остальных,кто смеялсся над ним. Это у Путина- Глоболизация.и Америка во всем виновата.Только вопрос к Путину, в чем Куба то виновата? Это же тоже Америка? Или Гондурас виноват у Путина?

  3. Фото аватара

    Не может быть в школе все отлично если в стране все плохо. Дети не в вакууме живут. Все видят, слышат, думают, пусть не так как мы, но думают.

  4. Дайте людям смысл и перспективы, а не давите их увеличением налогов, отменой пенсий, уничтожением медицины и образования, растущей безработицей. Вот так, балдыбердинцы, спрашивайте с себя.

  5. Скоро каждый второй в стране будет в Росгвардии работать.

    • Фото аватара

      Не трудно. ЧОП “Спимлежим” будет называться Рота школьной охраны Росгвардии

  6. Реклама Росгвардии. Давайте, башляйте им за охрану. Нет чтоб уровень жизни поднять как в Европе и на Западе. А то по ценам и пенсионному возрасту мы на них равняемся а, $$$$$$, во всём остальном своим путём идёт. они ж загнивают.

  7. Детишки 90-х созрели!Вот и все проблемы!

  8. в школах…не смешите кто идет и наблюдает????Сколько хожу за внуком…как сидела читала учебник какой то…видимо бывший педагог……….так и продолжает или журнал кроссвордов.Куда я пошла ей и дела нет.Человеку за 70…..вот и охрана-вахтер.Это в Политехнической гимназии на ГГМ(началка).Да и в старшей школе не лучше…Так же либо в телефоне сидит либо ручки сложила на живот и молча сидит.не спросит куда пошла…..

    • Девушка вы мимо меня не пройдете!!! Я вас остановлю, для записи, и посмотрю на ваше лицо))))) + запишу паспорные данные)))) После с разговорами я буду стораться понюхать ваш запах изо рта!!!!!! Мне придется подойти к вам поближе!!!! После как я буду уверен ВАС ПРОПУСТИТЬ я вас пропущу!!!!!!!Но приятное останится на сердце!!

      • Когда толпа завалит и в бубен с хода даст? Вся эта охрана – фикция. Ну сказал я,как меня зовут, и что может безопасным стать?

  9. Надо ставить турникеты, как в метро. И не пускать никаких бабок дальше порога. Не груднички в школах находятся, даже в первом классе ребенок в состоянии сам одеться. Таскаются разные бабки по всей школе, внуков ищут, а потом оскорбляются, если их паспорт просят показать.

    • Я поняла вы так обо мне….Дай Бог вам не таскаться.Турникеты как раз стоят.вахтерам лень кнопки нажать. Всегда открыто.проходи!

      • Представляете себе террористов, толпящихся с базуками у турникета – войти не могут.

  10. Будет то же самое, что и с профилактикой проституции среди малолеток.
    Профилактика превратилась в рекламу.
    После разговоров про крымского стрелка теперь каждый недоделанный ###### детства будет знать, как расправиться с не похожими на него ребятами и девчатами. Спасибо обсуждающим и смакующим!

  11. Всему и всегда ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ ЭТО ВИНОВНЫ РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ!!!!! Школа 44 ученики не сахар, работница гардероба, выполняет не свою работу !!!На это есть служба ГВАРДИИ! Ученики курят на крылечке школы!!! А там ПАМЯТНАЯ ТАБЛИЧКА УЧЕНИКА ПОСМЕРТНО!!!! Где работа ПДН??????? ПОЧЕМУ Директор школы 44 дал РАСПОРЯЖЕНИЕ выпуск учеников во время занятии???? БАРДАК!!!!!!

  12. Нужна ПОЛНАЯ РАБОТА ПДН И преподавателей!!! ДЕТИ КОТОРЫЕ СЕЛИ НА ПАМЯТНИК ПОГРАНИЧНИКАМ !!!! НЕВОЗМУТИМО!!!!! ПАРНИ отдали ЖИЗНЬ за РОДИНУ!!!! РОДИТЕЛЯМ На работе ПОЗОРНОЕ высказывания перед коллективом!!!! Воспитание патриотическое должно идти от родителей!!!!

  13. Сейчас и учитель за себя боится,что бы не сделал всё ни так, и в итоге приходится бездействовать!!!! Школа с родителями разговаривает,наказывают тоже родителей!!!!!!!! А то что дети понимают ????что с них как с гуся вода……у них психика шаткая,а то что они хамят,матами кроют,унижают , да много чего делают без наказано, вот откуда все берется!!!! Надо начинать с экранов телевизора,ограничить доступ детям к интернету в отношении игр,просто до смешного доходит абсурдность решения проблем от нашей власти!!!!!! :scratch: :scratch: :scratch: :wacko: :wacko: :wacko: :wacko:

  14. Как почитаешь комментарии, все :”держать и не пущать” или “пусть бабушки не шляются по школе”, так и удивляешься, что всегда все меры принимаются против “своих”. Это чтобы чужие боялись? А по человечески -то нельзя? И учителям надо быть добрее. И в школу имеют право входить и родители, и бабушки с дедушками, и старшие братья и сестры – это не колония для малолетних преступников! А судя по безграмотным комментариям ( а их большинство), что же сами – то мои сограждане в школе делали, если даже русский (родной, кстати) так плохо выучили? А сейчас и других учат как жить.

    • Так это разве не вы жалобиться стали, что вахтеры в школах плохие, пожилые, сидят, сложив руки на животе? А что они должны делать? Да, школа – это не колония. Только каким образом в школе у своих оказываются и ножи, и оружие? И самое главное, вы свои обиды выражаете, а конкретных предложений нет. К каждому ребенку охраннику не приставишь, свои могут ходить по всей школе, своих не трогать. Да вот беда, именно свои и нападают на своих же. Что делать, бабушка?

      • А у Вас есть предложения? Или только морализация? Если против детей (на ЕГЭ, например), своих же детей, применяют меры охраны и деперсонализации как против государственных преступников с применением новейших технологий, если в школе, начиная с 1 класса, относятся к детям как к подозреваемым, то они такими и становятся со временем. И реализуются уже как преступники.

  15. Лечить общество надо. И с головы.

  16. Как бы сейчас не бегали и не кудахтали чиновники, это только начало, дальше будет больше. Источник насилия это сама классическая школьная система, с ее обязательностью, закрытостью и лагерными порядками. Эта система всегда порождала изгоев,
    но только в последнее время они поняли всю прелесть огнестрела. Проблема эта общемировая, и никакие охранники и психооги ее не решат.

  17. С кем то согласен , а с кем НЕТ , но мы пытаемся решить. не осознавая самих корней происходящего.
    Ничего не происходит просто так и действительно страшно тем , что при нынешней социальной обстановке ничего хорошего не приходится ждать. ДУМАТЬ О ЛЕЧЕНИИ НАДО БЫЛО РАНЬШЕ! НО никогда не ПОЗДНО!

  18. У этой москальковой усе мозги в том месте на котором она сидит Надо бы для охраны школ привлечь ребят из ЧВК “Вагнер” Заодно решат и кадровые вопросы!

Оставить комментарий или два