ПТ, 29 марта 2024 | В Нижнем Тагиле:-6.2°C

Наркоманы-«гурманы», заказы из-за границы и полный соцпакет при трудоустройстве: криминалисты и оперативники рассказывают о наркотиках в Нижнем Тагиле

Против тагильчан, производящих и продающих наркотики, за 10 месяцев 2018 года возбуждено на 20% уголовных дел больше, чем за весь предыдущий год. Такова официальная статистика МВД. Создатели современных наркотических веществ не только разрабатывают новые формулы для изготовления «зелья», но и «балуют» потребителей обилием вкусовых добавок и относительной дешевизной продукции. Почти все ингредиенты современной «синтетики» – промышленные химикаты и их аналоги, вычленить которые из общей формулы для опытных специалистов не составляет труда. Журналист ИА «Все новости» пообщался с полицейскими, занимающимися борьбой с незаконным оборотом наркотиков, и экспертами-криминалистами и выяснил все характеристики «особых товаров и услуг» на потребительском рынке Нижнего Тагила, а также тонкости их исследования.

«Сколько вешать в граммах?»

В экспертно-криминалистическом отделе МУ МВД России «Нижнетагильское» работают 37 человек. Из них четыре сотрудника занимаются специальными видами экспертиз, в том числе исследуют наркотики. Задания на проведение лабораторных исследований поступают к ним со всего Нижнего Тагила и пригорода. Иногда материалы привозят даже из северных городов Свердловской области – если свои эксперты, например, находятся в отпуске.

Тагильские специалисты дежурят в суточном графике. Каждый день к ним поступает до 25 проб, которые надо исследовать. Бывали случаи, что оперативники привозили до 70 образцов – в эти дни правоохранители «брали» наркопритоны. Среди исследуемых материалов – наркотические и психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры (так называют основные ингредиенты для изготовления «зелья»), лекарственные средства и сильнодействующие препараты. Криминалисты проводят исследование в несколько этапов, в том числе изучают природу наркотиков, их свойства и технологии изготовления.

В кабинете эксперта пахнет, как на уроках химии в школе – реактивами и растворителями, на столах масса сложных приборов, баночек с химикатами, стеклянных мензурок и колб. В отдельной комнате под стеклянным колпаком находятся аналитические весы. Они фиксируют массу до тысячных долей грамма – поступающие образцы эксперт должен сначала взвесить.

  • 1/2

     

  • 2/2

     

«Каждая проба, которая к нам приходит, упакована по-разному – что-то в пакетиках, что-то в свёртках. Мы вскрываем каждую упаковку и взвешиваем образец. Потом достаём необходимое для анализа количество вещества, а остатки убираем в чистый зип-пакет – изначальная упаковка тоже исследуется. Например, на наличие следов рук или иных улик, которые могут указать на причастность того или иного человека к преступлению», — рассказывает начальник экспертного отделения Татьяна Шумакова.

Образцы вещества помещают в растворитель, обрабатывают, после чего полученную смесь переливают в особую ёмкость, которую затем закладывают в хроматограф – специальный «умный» аппарат, помогающий идентифицировать вид наркотика. Прибор сам набирает встроенным шприцем необходимое для исследования количество жидкости и вводит его в вакуумную камеру.

«Внутри молекулы исследуемого вещества в потоке инертного газа начинают «стучаться» о стенки камеры. Каждый наркотик имеет свою структуру и под воздействием определённых лучей, давления и прочих факторов расщепляется по разной схеме и с разной скоростью. В хроматограф загружена база наркотических препаратов и их аналогов, существующих в настоящий момент, поэтому аппарат с точностью до 90% определяет название и химическую формулу вещества», — уточняет эксперт.

На мониторе компьютера, подключённого к хроматографу, специалист видит полную информацию об образце.

  • 1/4

    Комплекс оборудования для анализа поступающих образцов 

  • 2/4

    Хроматограф 

  • 3/4

    Образцы для анализа 

  • 4/4

    Результат экспертизы 

Хроматомасс-спектометр, на котором проводится большинство исследований, поступил «на вооружение» к тагильским экспертам пару лет назад из Госнаркоконтроля (ведомство упразднили в 2016 году указом президента РФ, а его функции передали МВД – прим. ВН). До этого криминалисты работали на приборах, которые могли только сравнивать два образца. Сейчас, по словам начальника отделения Татьяны Шумаковой, сравнительный анализ проводят, чтобы установить происхождение вещества или принадлежность к той или иной партии.

Ассортимент «особых товаров»

Около пяти лет назад каждые два-три месяца в продажу поступали новые синтезированные вещества. Их идентификация сложности не вызывала, однако из-за несовершенства законодательства торговцам «зельем» удавалось избежать наказания – формулировка закона не предусматривала слова «аналоги» и «производные». Сейчас этот юридический пробел законотворцы устранили. Периодически, по словам криминалистов, на нарко-рынке появляются новинки, однако, их состав не сильно отличается от уже изученных.

«Некоторые умельцы синтезируют наркотики из подручных растворителей и химикатов – например, используют ацетон. Также они вводят в состав готового продукта компоненты из доступных в продаже лекарственных препаратов. Другие «лаборанты» учитывают вкус потребителей. Наркоманы-«гурманы» предпочитают курительные смеси на основе не только ромашки аптечной или крапивы, а со вкусом яблока, на основе сухофруктов или цитрусовых», — говорит эксперт.

При этом, как отмечают борцы с наркотиками, вдыхание паров формальдегидов и ацетатов, особенно в нагретом виде, истощает и сжигает изнутри всю дыхательную систему человека. Страдает и печень наркомана-курильщика.

Последнее время криминалисты всё чаще исследуют именно синтетические препараты. Вещества растительного происхождения (марихуана, мак и их производные) – это сезонные «увлечения». Реже в руки экспертов попадают героин (его с потребительского рынка вытесняют новинки) и дезоморфин («крокодил»). Последний даже у наркоманов зарекомендовал себя не лучшим образом – употребляющий его человек просто гниёт изнутри. Самый дорогой наркотик – кокаин – приходил для исследования в Нижний Тагил за последние 20 лет всего пару раз.

Аппарат, который позволяет проводить последовательную экспертизу сразу нескольких образцов

«Несколько раз на экспертизу приносили почтовые бандероли – некоторые тагильчане выписывают через интернет семена конопли из США. Фасовка бывает разная – по 3, 5 и 7 семян в упаковке. Стоит такая посылка до нескольких десятков тысяч рублей», – рассказывают в экспертно-криминалистическом отделе.

Некоторые привозят семена из поездок в страны ближнего зарубежья, а потом выращивают их дома или в специально оборудованных теплицах. Например, один тагильчанин смог вырастить у себя в парнике двухметровый куст конопли. Но, по словам эксперта, выращенные на Урале кустарники чаще всего недостаточно вызревают, поэтому такая «продукция» практически не пользуется спросом у потребителей, так как почти «не вставляет».

Интернет-магазины

Сотрудники отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков нижнетагильского управления МВД говорят, что чаще всего они ловят «химиков-лаборантов», потребителей и закладчиков. Добраться до тех, кто занимается крупными поставками, не всегда удаётся – таких людей становится всё меньше, и скрываются они всё лучше. В небольших городах вроде Нижнего Тагила большой спрос на синтетические курительные смеси, которые производятся непосредственно на территории Среднего Урала.

За 2018 год тагильские оперативники задержали 51 закладчика и две преступные группы, закрыли 2 интернет-магазина, при этом изъяв у них более 6,5 кг наркотиков – это более 13 тысяч доз. Всего на учёте в полиции находятся 624 преступления в сфере оборота запрещенных веществ, к уголовной ответственности уже привлекли 299 тагильчан. На потребителей «зелья» правоохранители составили 352 протокола об административных правонарушениях.

Почти все продавцы «зелья» отошли от так называемых «тёплых продаж» – сейчас большинство наркотрафика идёт через интернет и мессенджеры. По словам силовиков, поставки первой «синтетики» были из Китая. Сейчас люди научились изготавливать наркотики в домашних условиях, у каждого из них есть свои кураторы в сфере наркобизнеса.

Стать распространителем или «лаборантом» тоже не так-то просто – при поступлении на «службу» к дилерам соискатели заполняют анкету, где указывают не только паспортные данные, но и составляют автобиографию. Также все работники этой сферы проходят инструктажи по технике безопасности при изготовлении «синтетики», а вышестоящее руководство заставляет их неукоснительно соблюдать своеобразные «должностные инструкции».

«Скоро у них будет полный соцпакет и льготы при выходе на пенсию», – саркастически говорят правоохранители.

Почти все продавцы сами употребляют наркотики. По статистике, среди задержанных примерно 60% мужчин и 40% женщин, при этом, возрастные рамки и социальный статус никак не влияют на решение о вступление в такой специфический «бизнес». Зато почти каждый второй говорит о том, что ему и его семье «надо на что-то жить». Есть среди «закладчиков» и те, кто начинают распространять зелье «от скуки», и кому не хватает острых ощущений.

«Не так давно мы прикрыли в Нижнем Тагиле целый мини-завод. В нарколаборатории было огромное количество веществ, с помощью которых синтезировались наркотики. А сам «лаборант» оказался очень тактичным и вежливым молодым человеком – когда наш сотрудник решил открыть одну из ёмкостей, тот попросил полицейского не делать этого без спецсредств. Оказалось, что там находилось очень сильное химвещество, которое при вдыхании может сжечь лёгкие», – рассказывают полицейские.

В прошлом году такую «фабрику» удалось закрыть под Невьянском. Наркодилеры снимали дом в элитном коттеджном посёлке за 50 тыс рублей в месяц. Там они оборудовали подпольную лабораторию, где производили эфедрон. Оперативникам пришлось разработать и подготовить спецоперацию по внедрению на территорию закрытого посёлка, чтобы поймать преступников с поличным.

«Чаще всего ловим их благодаря их же ошибкам. Например, группа коттеджных наркодилеров «погорела» на дорогостоящих кроссовках, которые обычные рабочие (а именно так злоумышленники всем представлялись) не могли себе позволить. А один из крупных поставщиков из Екатеринбурга догадался заплатить административный штраф с того счёта, на который у него приходили деньги с продаж наркотиков», – говорят сотрудники отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Если раньше приобрести запрещённые препараты можно было только за наличные, то теперь этого никто не делает – оплата проходит через KIWI-кошельки и счета, оформленные в банках на бомжей. Некоторые наркодилеры идут в ногу со временем – принимают оплату даже криптовалютой. По словам стражей порядка, рано или поздно к ним в разработку попадают все.

«Даже если «закладчики» или торговцы используют рассылку, защищённую блокировкой, мы всё равно находим способы её обхода. Правда, это занимает чуть больше времени», – уверены в МВД.

Уже сейчас до 50% уголовных дел в судах рассматриваются по наркотическим статьям – 228, 228.1 и 228.2 УК РФ.

Текст: Оксана Лазарева

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

12 комментариев

  1. Фото аватара

    плохие садоводы руководят. Что бы избавится от крапивы, осота, хрена надо корни выкапывать. А эти корни глубоко, нет высоко

    • Насмешили посылками из США с баснословными ценами.
      Взять, что ли, корм для птиц и с балкона посадить в дождливый день?
      Будет так много, что даже район не буду называть – сами унюхаете.

  2. Ынтернет и месегеры запретить!

  3. Лучше напишите статистику сколько покойников от зелья за один год и их возраст.

  4. А че рецептов нету

  5. Ну да ну да.нужно суды по 228по телевизору казать на площади

  6. Познавательная статья. Спасибо автору, очень познавательно. У них там свой мир , как оказывается сложился. Зло нужно искоренять.

  7. По данным известного тележурналиста Андрея Караулова, только в Центральном федеральном округе России в настоящее время находятся 930 тысяч мигрантов-нелегалов. А общее количество иностранцев в ЦФО – 4 миллиона человек – это цифры ФСБ.

    На своей страничке в Facebook Караулов приводит и другую шокирующую статистику. Так, в Москве находятся 2 млн мигрантов, то есть каждый 13-й житель столицы – иностранец. Неудивительно, что за последние полтора года в ЦФО зарегистрировано 28 тысяч преступлений, совершённых не гражданами России.

    Такого кошмара нет нигде в мире, даже в США, возмущается тележурналист. По количеству совершённых иностранцами преступлений лидируют Воронежская, Рязанская, Калужская, Ивановская и Смоленская области. В Тульской и Орловской областях образовываются целые этнические гетто. Наверное, это представляет опасность для страны и её граждан, которых скоро впору будет защищать от непрошеных гостей.

Оставить комментарий или два