ВС, 3 ноября 2024

«Инструмент парадоксов». Правнук изобретателя терменвокса – о самом инструменте, и звуках, которые тот издаёт

В Нижнем Тагиле с концертом выступил Пётр Термен – правнук изобретателя терменвокса Льва Термена. Концерт организовала нижнетагильская филармония. Этот музыкальный инструмент в 2019-2020 годах отмечает 100-летний юбилей, но всё ещё кажется экзотикой. Руки музыканта во время игры не касаются инструмента, но создают изменения в параметрах электромагнитного поля – звуки рождаются из воздуха. Пётр Термен не только играет на терменвоксе, но и старается работать над популярностью инструмента – он возглавляет единственную в России школу игры на терменвоксе, читает лекции об инструменте. ИА «Все новости» поговорило с музыкантом о том, что и как играть на терменвоксе.

Пётр Термен в музее искусств Нижнего Тагила

– За век своего существования инструмент как-то изменился?
– Терменвокс в момент изобретения 100 лет назад выглядел примерно также. Это небольшая коробочка с двумя металлическими антеннами. И чем ближе рука к правой антенне, тем звук выше, дальше – ниже. То есть можно сказать, что между плечом и антенной у нас невидимый гриф, как у скрипача или виолончелиста, только диапазон немного больше – до семи октав. А на другой антенне громкость. Ближе – тише, дальше – громче. Игра на терменвоксе – это сочетание слуха и мышечной памяти. В принципе, похоже на скрипку, когда музыкант играет вслепую, нет чётких делений между нотами. В случае с терменвоксом, тоже безладовым инструментом, это может быт движение всей руки или же движение пальцев.

Терменвокс, как и любой музыкальный инструмент, чувствителен к изменениям влажности и температуры в помещении. Здесь сейчас чуть-чуть прохладно. Если резко поднимется температура, то настройка изменится. Если будут перепады в электросети, тоже возможны сюрпризы.

Обыкновенно вокруг терменвокса не должно происходить ничего активного, потому что он со всех сторон окружён электрическим полем. И если ёмкость этого поля будет меняться с какой-то стороны, будет меняться и нота. И исполнителю будет очень грустно.

Лев Термен изобрёл инструмент, название которого с латыни так и переводится «голос Термена», в лаборатории физтеха Петрограда. Знаменитый физик Абрам Иоффе пригласил его исследовать диэлектрическую постоянную газов при различных давлениях и температурах. Термен создал измерительную установку, где в полость между металлическими пластинами помещался газ. Этот конденсатор включался в колебательный контур и влиял на частоту электрических колебаний. Он замыкался на катодное реле, которое формировало сигнал разной частоты – так и измерялись параметры газа. Но иногда частота попадала в слуховой диапазон и возникал звук. Чувствительный прибор реагировал на движения руки, которая, находясь рядом, изменяла ёмкость колебательного контура. Увлекавшийся музыкой Лев Термен заметил это и начал подбирать на приборе мелодии.

– В Нижнем Тагиле вы играете в дуэте с органом. Один инструмент – старинный, другой, по меркам музыкальной истории, достаточно молод. Они подходят друг другу?
– Терменвокс и орган – это устоявшееся сочетание. Мы периодически с Натальей Термен (дочь Льва Термена, бабушка Петра – прим. ВН) проводим концерты «терменвокс и орган». Мне кажется, это инструменты, которые очень хорошо друг с другом звучат, потому что у обоих большой звуковой диапазон. Это два очень мощных инструмента, которым подвластны все регистры и тончайшие динамические оттенки.

– То, что вы играете на терменвоксе – это больше династийная преемственность? Или осознанный выбор?
– Довольно часто, когда люди узнают, что я правнук изобретателя, то они представляют такую картину: я ещё в детстве, в колыбели, и мне вместо игрушки дают маленький терменвокс, я что-то на нём пробую играть и судьба моя предопределена. На самом деле я начал заниматься около 9 лет назад, то есть сравнительно недавно и в довольно осознанном возрасте. И конечно никогда такого не было, чтобы мне говорили: «ты должен заниматься обязательно». Это всегда было добровольно. К примеру, моя бабушка Наталья Термен, она – профессиональный исполнитель на терменвоксе, но она пришла к этому где-то в возрасте 24-25 лет и начала серьёзно заниматься, разрабатывать собственную технику. Это всегда было важно в семье, чтобы человек понимал, зачем он хочет играть. Чтобы это не было простым привлечением внимания, а чтобы это был музыкальный процесс и человек что-то давал инструменту.

– За сто лет существования терменвокса он так и не получил широкой популярности в России, многие даже не знают такого слова. А вот в Японии, наоборот, популярен. Почему так получилось?
– Я по секрету скажу, что если вы в Японии тоже на улице спросите человека, что такое терменвокс, далеко не всякий ответит.

У меня есть концепция, что сейчас практически невозможно повсеместно что-то популяризировать, если это не какая-то всем необходимая и желаемая вещь вроде смартфона с хорошей камерой. Музыкальный инструмент, особенно сложный, – это более трудная для популяризации история. А терменвокс безусловно непростой. Да, в Японии более популярен терменвокс, в России – менее, в Европе и Америке – нечто среднее. При этом только в России и в Японии есть школы терменвокса.

В Японии он стал популярен благодаря усилиям одного человека и благодаря тому, что упрощенная версия инструмента стала своего рода субкультурой. Это маленькие терменвоксы в виде матрешки. На них гораздо проще играть и это лавинообразно распространилось. Исполнителей на классической модели в Японии тоже достаточно много. Но гораздо меньше, чем исполнителей на упрощенных моделях.

Здесь, мне кажется, разница подходов и менталитетов. В Японии… ну вот это внимание к каждому движению, сосредоточенность, аскетичность управления – это все им очень нравится, очень близко. Мне кажется, вряд ли в другой какой-либо стране мира, ну, может быть в Китае, вот такое медитативное погружение в музыку может быть таким массовым. Всё-таки сейчас в Европе, России, Америке люди предпочитают какие-то быстрые вещи: взял, включил, заиграл и сразу получил красивую музыку. Это позволяет электронная музыка, различного рода контроллеры. В этом плане классические музыкальные инструменты, а терменвокс к ним безусловно относится, обречены на чуть меньшую популярность. Но зато у них больше возможностей. И это действительно о музыке.

– При этом на заре истории терменвокса СМИ называли его простейшим инструментом, который может освоить даже домохозяйка. А вы говорите, что он сложен.
– Терменвокс – это инструмент парадоксов. У него очень простой принцип физический, который положен в его основу. С другой стороны, его достаточно сложно сделать качественно. На нём вроде бы просто играть – движение рук в воздухе, не нужно ничего зажимать, нажимать и так далее. С другой стороны, это сложно.
При этом многие люди, которые приходят учиться игре на терменвоксе, они не особенно играли на каких-то других музыкальных инструментах. Кто-то вообще не играл. Но бывают случаи, когда такой человек практически сразу подходит к инструменту и находит мелодию, которую хочет найти. Это не значит, что ему не нужно учиться. Тем не менее, барьер между звуком и человеком меньше, чем у других музыкальных инструментов. Но, как и любой музыкальный инструмент, терменвокс требует много времени и сил. Так что сказать, что он самый просто – это было немного популизмом. Я не уверен, что вообще про какой-то инструмент так можно сказать.

– А какая музыка больше подходит для исполнения на терменвоксе?
– Мне кажется, что терменвокс – это инструмент, который достаточно спокойно и свободно себя чувствует в разных музыкальных контекстах. И амплитуда того, где он звучит, простирается от музыки, написанной Шостаковичем, до соло Джимми Пейджа из Led Zeppelin и экспериментальных работ гаражного рока 60-х. И индустрия кинематографа, где терменвокс достаточно часто звучит – фильм «Фрэнк», «Человек на Луне» с музыкой Джастина Гурвитца. Ну и «Симпсоны», «Ганнибал» и так далее.

Поэтому я не могу сказать, что только какая-то определённая музыка будет хорошо звучать на терменвоксе. Это зависит от исполнителя, от его возможностей, как он раскроет инструмент, в каком направлении.

Но мне кажется, что именно академическая классическая и современная музыка остаётся наиболее интересной для терменвокса потому что это направление требует тонкой выразительности. Та же самая рок-музыка, например, иногда требует немного других вещей, что не значит, что терменвокс в роке не может прекрасно существовать. Это очень драйвовый, очень эмоциональный инструмент.

– А сложно классику адаптировать для терменвокса? Ведь когда она создавалась, этого инструмента ещё не было.
– Это всё зависит от того, что мы сейчас в 21 веке будем называть классической музыкой. Как известно, вся музыка, написанная в 20 веке, называется современной академической, хотя странно, что мы называем современной музыку, которой лет 70. Но чаще всего, когда мы слышим словосочетание «классическая музыка», мы в первую очередь представляем себе Иоганна Себастьяна Баха. Бах, конечно, не видел терменвокса. К сожалению. Но я здесь процитирую виртуоза терменвокса Клару Рокмор. Она говорила: «Конечно, Бах не писал для терменвокса, но кто мне мешает сыграть на нём музыку Баха сечас?».

Музыку не обязательно адаптировать. Если она технически трудно играема на терменвоксе, то чаще всего исполнитель за неё не берётся. В редких случаях возможна адаптация. Чаще всего вокальные, скрипичные произведения можно просто брать и играть. В случае с терменвоксом у нас диапазон, который позволяет сыграть и партию виолончели, и парию скрипки.

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

Оставить комментарий или два