Мастера лаковой росписи из Нижнего Тагила создали 75-килограммовый поднос, на котором изобразили парад Победы 24 июня 1945 года. Первыми поднос-гигант увидели в Москве. В декабре 2019 года он стал одним из открытий большой выставки народных художественных промыслов, которую посвятили юбилею Победы. Пройти мимо такой работы было просто невозможно.
Художникам Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна расписывать огромные металлические полотна приходится не впервые. В 2014 году творческая группа запечатлела на подносе панораму площади перед зданием главного заводоуправления Демидовых в Нижнем Тагиле. Длина панно – 203,5 сантиметров, высота – 146 сантиметров, а толщина – 11 сантиметров. Изделие попало в Книгу рекордов России. Потом была еще одна крупная работа с сюжетом картины Бориса Кустодиева.
Работа над подносом к 75-летию Победы была очень трепетной, признается директор тагильского филиала «Строгановки» Людмила Павленко. Важно было собрать воедино наиболее важные моменты парада – образ советских солдат, вражеские знамёна и штандарты и салют, символизирующий долгожданное завершение войны.
«У каждой семьи кто-то остался там, в бою. И эта работа стала такой искренней, непридуманной. Мы попытались выразить свое отношение к тем событиям через искусство», — говорит Павленко.
Художники нашли историческое фото парада 1945 года, сначала чёрно-белое, а потом цветное. Рассмотрели коллекции советских открыток 1960-1970 годов на военную тематику. И все эти сюжеты легли в основу новой работы, на создание которой у творческой группы ушло около месяца.
Первым дело металлическая заготовка обезжиривается, грунтуется и покрывается эмалью. После этого художник приступает к нанесению эскиза, затем идёт многослойная прописка, зачистка и покрытие парой слоёв лака. Роспись в итоге становится более устоявшейся, глубокой, цельной. На завершающей стадии поднос сушат и шлифуют.
Размер «победного» подноса – 130 на 170 сантиметров, а масса – 75 килограммов. В дальнейшем изделие будет экспонироваться на выставке изделий художественного промысла в Гостином дворе, рассказывает Людмила Павленко. В колледже не исключают, что монументальная работа тагильских мастеров останется в столице и её приобретёт государство.