Государственная заморозка цен на сахар и подсолнечное масло привела к тому, что небольшие и средние торговые сети заявили о проблемах с поставками, пишет «Коммерсантъ». Итогом стал дефицит этих товаров.
В середине декабря прошлого года Минсельхоз, Минпромторг, а также некоторые производители подписали соглашения, по которым подсолнечное масло может продаваться максимум за 95 рублей за 1 л, а в розницу — за 110. Также зафиксировали стоимость сахара на уровнях 36 и 46 рублей за 1 кг соответственно. Срок действия договоренности — до конца первого квартала 2021. В Минпромторге при этом заверяли, что достигнутые договоренности не приведут к дефициту.
Однако источник «Коммерсанта» в одной из розничных компаний рассказал, что производители отказываются продавать продукцию по фиксированным ценам и на тех условиях, что обговорены, либо вообще игнорируют запросы покупателей.
Например, компания «Русагро» (бренды «Русский сахар» и «Чайкофский») готова продавать по установленной властями цене только 30 тонн сахара в квартал, рассказывает совладелец петербургской сети «Реалъ» Александр Мышинский. Этот объём в пять раз ниже потребностей продавца, но остальной товар ему предложили покупать в упаковке с доставкой по цене 43,5 рубля за килограмм. Кроме того, компании, которые занимаются фасовкой товара, устанавливают цены выше 45 рублей, поскольку они не являются участниками соглашения.
Сеть «Верный» сообщила, что производители дешевых марок подсолнечного масла подняли стоимость до предельной — 95 рублей за литр, а более дорогие бренды повысили цены с помощью учета логистики.
Глава координационного совета Союза независимых сетей России Дмитрий Шадрин объяснил, что небольшие и средние сети чаще всего покупают товар у дистрибьюторов, а те не являются участниками соглашения. Закупать товар напрямую на заводах также не получилось, так как те обслуживают только крупные сети или же требуют заключать договор поставки. Отмечается, что крупные сети Metro, «Ашан», X5 Retail Group не заметили проблем с поставками.
Председатель правления «Союзроссахара» Андрей Бодин заявил, что после введения максимальных цен сервисные компании начали скупать товар на складах, чтобы продавать его после завершения соглашения. Из-за этого сформировался дефицит.
По словам экспертов, производители не могут учесть интересы всех, в частности мелких игроков, а чиновники заранее не просчитали трудности, когда вводили соглашение.