В Нижнем Тагиле создали поисково-спасательный отряд «Ирбис». В отличие от других объединений добровольцев в его составе профессионалы, которые помогают выручать людей, застрявших в горах. Глава отряда Павел Салахов рассказал ИА «Все новости» об особенностях подготовки бойцов, нехватке оборудования и об участии в операции по спасению уральского туриста в горах Абхазии.
Зачем нужен еще один поисково-спасательный отряд, когда уже есть несколько других?
Мы ищем и помогаем потерявшимся, независимо от места их пропажи: в городе, в лесу или в горах. Но изначально отряд создавали именно для поиска людей в горах – труднодоступной местности, потому что подобных в Нижнем Тагиле нет.
Как готовятся ваши бойцы к поискам?
Наших бойцов готовит клуб «Азимут». Мы выезжаем в гористые места, протягиваем систему страховки и подстраховываем друг друга, поднимаем и спускаем людей, которые имитируют раненых. Это всё для того, чтобы каждый участник отряда полностью знал все методы работы в сложнейших условиях. Среди бойцов три девушки, одна из них мой заместитель Светлана Иванова. Изначально именно с ней принималось решение о создании отряда. Также тренировки проходят на тагильской базе спасателей. Более того, бойцы проходят парашютную подготовку на аэродромах в Быньгах и Салке, в которую входят укладка парашюта и десантирование из арендованного самолета-кукурузника как на открытые площадки, так и в горные массивы.
В отряд берете только физически сильных и выносливых людей?
Все участники нашего отряда – спортсмены. Человек, которому может понадобиться помощь, может оказаться внушительных размеров. Но при правильном протягивании системы страховки боец может брать на себя вес, вдвое превышающий собственный. Также мы готовы принимать в отряд новых людей.
Какие технические средства используете в работе?
Мы переговариваемся по специальному каналу связи, поэтому нам нужны рации, их не хватает. Квадрокоптер лишь один на отряд. Радует, что не испытываем дефицита фонарей – они есть у каждого бойца. По мере возможности приобретаем всё, что может пригодиться в работе: карабины, страховочные системы, веревки. Будем рады помощи извне, потому что покупаем оборудование за свой счёт.
12 мая семь уральских туристов под руководством инструктора из Нижнего Тагила Анны Гилёвой попала под снегопад и ледяной дождь в горах Абхазии. На следующий день шестеро из семи туристов были найдены и доставлены в Сухум. Седьмого, 64-летнего Владимира Ульянова, найти не удалось. Его искали с вертолета, затем в верховье реки Гумиста пешком отправлялся горно-спасательный отряд МЧС Абхазии совместно с поисковиками-волонтерами, в том числе из Нижнего Тагила. Операция не увенчалась успехом и была завершена 23 мая. Но в начале июня группа уральских добровольцев отправилась в горы, чтобы совершить ещё одну попытку разыскать мужчину. Поиски вновь пришлось свернуть.
Как проходили поиски в горах Абхазии?
Пятеро бойцов отряда участвовали в поисках екатеринбургского туриста Владимира Ульянова на перевале Химса. Ребята прошли двумя маршрутами: тем, которым Ульянов должен был пойти изначально, и альтернативным. Поднимались на высоту около 3000-3500 метров над уровнем моря.
Участники поисков брали профессиональную мультиканальную рацию: радиус ее действия около 8-10 километров. Также с собой у каждого была ракетница для обнаружения на случай, если человек отстанет или заблудится. Еще были специальные палки, благодаря котором можно почувствовать, какая почва находилась под ногами. Конечно, необходимы специальные шипованные ботинки для того, чтобы не сорваться. При крутом спуске или подъеме бойцы страховались: в тяжелых условиях обязательно следили не только за собой, но и всеми членами отряда, потому что никогда нельзя быть уверенным на 100% в другом человеке. Более того, поиск непосредственно в горах усложнялся риском схода лавины и бури.
К сожалению, всё это не принесло результата. Решено приостановить поиски, но парни планируют в августе продолжить операцию, пойдя несколько иным маршрутом.