ЧТ, 16 сентября 2021 | В Нижнем Тагиле:+3.8°C

Куда движется Нижний Тагил

В Нижнем Тагиле, как и во многих других городах России, один из самых острых и наболевших вопросов – работа общественного транспорта. Аналитики рейтингового агентства Simetra в 2021 году поместили город на 52 место из 76 по качеству транспортного обслуживания.

Тагильчане давно критикуют работу городских маршруток. Поток жалоб этим летом добрался до свердловского губернатора Евгения Куйвашева — глава региона передал папку с обращениями горожан мэру Владиславу Пинаеву. Намного меньше вопросов у пассажиров к электротранспорту, хотя трамвайщикам тоже есть, над чем работать.

Сейчас парк трамваев насчитывает 110 пассажирских вагонов, больше половины из которых частично и полностью низкопольные. В основном это модели екатеринбургского «Уралтрансмаша» (77 штук), который поставляет в Нижний Тагил трамваи последние 20 лет. Еще в городе остаются 33 вагона Усть-Катавского производства (23 августа один из них сгорел во время рейса). Средний возраст — 14 лет — один из лучших показателей в стране. «Тагильский трамвай» обслуживает 11 маршрутов во всех районах города. Пассажиропоток последние годы растет, снижался он только из-за пандемии в прошлом году, но за первые шесть месяцев 2021-го вернулся к доковидному уровню и достиг 6 млн человек. Главными достоинствами самого экологичного транспорта тагильчане называют точное расписание и возможность безналичной оплаты проезда.

Модели трамваев, курсирующих по Нижнему Тагилу

В последние годы предприятие активно ремонтирует инфраструктуру, чтобы электротранспорт не дребезжал и не скрипел, а шел тише и быстрее. Сейчас в городе 90% трамвайных путей остаются в неудовлетворительном состоянии, из-за чего вагоны сходят, создавая опасные ситуации. Целиком новая ветка пока одна – на реконструированном недавно участке Быкова – Космонавтов – Победы. Контактную сеть также будут обновлять, чтобы не повторять опыт зимы этого года, когда из-за сильных морозов происходили перебои в движении. В бюджет-2021 трамвайщики заложили на это почти 70 млн рублей — втрое больше, чем в коронавирусном 2020-ом.

«В 2021 году отремонтировали наиболее аварийные участки и 389 стыков, капитально отремонтировали 600 метров контактной сети. Сейчас ремонтируем Индустриальную, пока закрыто движение на Тагилстрой. Приводим в порядок линию в этом направлении», — рассказал директор трамвайного МУПа Игорь Темнов.

Прибывшие в Нижний Тагил в прошлом году низкопольные трамваи модели 71-415 «Уралтрансмаша», по мнению главы предприятия, показали себя в работе на «достойном уровне». Но случались и неприятности: во время обкатки один из вагонов сошел с пути, другой – задымился, находясь на маршруте с пассажирами. Но в случае неисправностей изготовитель по гарантии ремонтирует вагон. С большой долей вероятности, город и дальше будет покупать эту модель.

В скором времени трамвайное управление планирует внедрить систему бесплатных пересадок для удобства тагильчан и ликвидировать несколько маршрутов. При имеющихся ресурсах это должно позволить существенно сократить время ожидания трамвая. Сейчас система тестируется.

«Программное обеспечение еженедельно, скажем так, тестируется, но оно все ещё «сырое». Как только успешно протестируем — система в Нижнем Тагиле заработает. Опять же пандемия негативно вмешалась в работу», — объясняет Темнов.

В 2022 году Нижнему Тагилу исполнится 300 лет, а «Тагильский трамвай» отметит 85-летний юбилей, поэтому планируется заняться покупкой новых вагонов и ремонтом путей. Сейчас администрация готовит документы для того, чтобы инфраструктура обновлялась за счет федеральных дорожных фондов по нацпроекту «БКД».

«Запланировали закупку новых вагонов и ремонт инфраструктуры. Все будет зависеть от наличия денег. Ситуация очень быстро меняется — может «прилететь» 10 вагонов, а может – один», — поделился руководитель транспортного МУПа.

Чтобы получить федеральные деньги на обновление трамваев, троллейбусов и автобусов, в том числе инфраструктуры, специальная комиссия оценивает уровень развития общественного транспорта в городах по нескольким критериям: наличие бесконтактных систем оплаты проезда, организация выделенных полос для движения общественного транспорта, утвержденные документы планирования перевозок и соблюдение расписания.

Основные претензии горожан к электротранспорту связаны с остановками движения из-за ДТП на путях. Но трамвайщики парируют, что такие аварии быстро разбираются сотрудниками ГИБДД для того, чтобы поскорее освободить рельсы.

  • 1/7

    Трамвай 71-407 

  • 2/7

    Трамвай 71-407 

  • 3/7

    Обслуживание в депо 

  • 4/7

    Обслуживание в депо 

  • 5/7

    Обслуживание в депо 

  • 6/7

    Обдувочный вагон 

  • 7/7

    Трамвай 71-415 

Критичнее в Нижнем Тагиле обстоят дела с маршрутками – ситуация усугубилась в эпоху пандемии. Обслуживают 45 маршрутов 450 микроавтобусов и автобусов малой вместимости три коммерческих перевозчика: ООО «Техноком» (№1, 1С, 2, 14, 15, 19, 23, 26, 30, 31, 32, 34, 43, 44, 49), АПО «Союз-НТ» (№3, 4, 5, 6, 7, 8, 20, 25, 27, 33, 36, 38, 46) и ООО «Тагилавтосервис» (№9, 10К, 13, 16, 17, 17У, 28, 50, 52, 53, 55, 56, 57, 58, 61, 64, 65).

Мэрия в мае-2021 заключила с транспортниками семилетние контракты на перевозку пассажиров. В условиях сказано, что подрядчики должны будут до 2024 года избавиться от привычных тагильчанам морально и физически устаревших маломестных «Газелей», установить в своих машинах видеонаблюдение, спутниковую систему навигации и терминалы безналичной оплаты. Интервалы в движении не должны быть больше 15 минут.

Проблемы с маршрутками не отрицают ни городская администрация, ни сами транспортники. Основной вопрос — нехватка водителей (простаивают даже машины из партии 17 автобусов, закупленных по программе «Чистый воздух» в 2020 году), которая приводит к очередям и долгому ожиданию, давкам в салонах и отсутствию транспорта после восьми-девяти часов вечера. Всего частникам нужно набрать около 200 шоферов.

«Объявления вывешиваем, на сайты выкладываем, но не сказать, что народ к нам рвется. Раньше работало много водителей из ближнего зарубежья, из-за пандемии они уехали, а теперь не могут вернуться обратно. Спасает то, что от «Газелей» постепенно уходим, переходим на более вместительные автобусы. Тем не менее, несколько машин стоят из-за нехватки кадров», — констатирует директор АПО «Союз-НТ» Александр Петров.

  • 1/4

    Очередь в 12:00 на маршрутку в Дзержинский район 

  • 2/4

    Автобусный пейзаж города 

  • 3/4

    Привычные "Газели" 

  • 4/4

    Салон микроавтобуса 

Мэр Владислав Пинаев в недавнем интервью «Экорадио» пожаловался на водителей и пассажиров маршруток, которые не соблюдают масочный режим.

«Сам я в маске стараюсь ездить, но в летнюю жару это сложно — у нас нет кондиционеров. Пассажиров-безмасочников понять можно по этой же причине — никто не станет в такой духоте себя воздуха лишать. Но коллеги действительно болеют, этого никто не отрицает. Из-за этого и очереди, и давки получаются. Замкнутый круг, в общем», — парирует водитель Денис.

Еще один существенный недостаток маршруток Нижнего Тагила — нельзя оплатить поездку банковской картой. Транспортники жалуются на дороговизну терминалов, которыми придется оснащать все машины.

«Финансово это все затруднительно, потому что один терминал стоит около 30 тысяч рублей, а мне нужно будет оснастить ими 150 машин. Плюс — за обслуживание по безналу придется процент перечислять банку. Для нас все это очень тяжело», — говорит директор-транспортник.

На вопрос о кассовых аппаратах водитель ПАЗа Олег не захотел отвечать, отметив только, что он — предприниматель, и для него «финансово тяжело» будет поставить онлайн-кассу и лишаться денег из-за комиссии по каждой операции.

Не устраивает горожан и хамство водителей маршруток. Аргумент пассажиров «не умеешь общаться с людьми — занимайся грузоперевозками» звучит убедительно. Не менее убедительны доводы шофера.

«Часто пассажиров ничего, кроме себя не интересует. Они не хотят понять, что мы по 12 часов за рулем, и тоже устаем. Уйду я, допустим, а новый человек моё место не займёт. Тебе хамят — и ты, не выдерживая, хамишь в ответ. По своей прихоти никто не захочет с пассажирами конфликтовать, потому что от этого только сильнее выгораешь, начинаешь нервничать, а это на вождении плохо сказывается, и может привести к аварии», — рассуждает водитель.

Грязь в салонах, вызывающая возмущение у жителей Нижнего Тагила, тоже, по словам мужчины, «из ниоткуда не появляется».

«Не я ведь хожу по салону и разрисовываю обшивку, режу сиденья, разливаю на них напитки, рассыпаю по полу скорлупу от семечек. Сложнее всего надписи отмывать, их специальными маркерами рисуют, чтобы «радость», видимо, от уборки после смены доставить», — жалуется шофер.

При этом неясно, решатся ли проблемы предпринимателей, если вырастет стоимость разовой поездки. Тем не менее, удорожание проезда в городском общественном транспорте власти уже анонсировали.

«Нужно проводить глубокий анализ, большего пока не могу сказать», — кратко ответил глава перевозчика «Союз-НТ» Александр Петров.

В качестве примера повышения стоимости проезда он привел опыт Твери (население — 425 тыс чел), где с 2020 года работает единый перевозчик со своим новым парком больших и средних кондиционируемых автобусов. Тариф там после повышения составляет 25 рублей при оплате картой, 29 — наличными. То есть масштабное обновление автобусов возможно, по мнению руководителя транспортной организации, только при более удорожания платы за проезд. Существующий тариф в 21 рубль для Нижнего Тагила установлен Региональной энергетической комиссией (РЭК), исходя из заработной зарплаты и уровня среднего достатка жителей Свердловской области.

Новый автобус. Фото: мэрия Твери

Но нужно заметить, что в Нижнем Тагиле тариф ниже, чем в схожих по площади и численности населения городах. Например, в Магнитогорске (413 тыс чел) и Иванове (402 тыс чел) билет на маршрутку тоже стоит 25 рублей. В Брянске (400 тыс чел) и Белгороде (392 тыс чел) разовая поездка обойдется пассажиру в 20 рублей, если он оплатит по безналу, и 25 — наличными. В Сургуте (387 тыс чел) — от 27 до 35 рублей за билет, во Владимире (352 тыс чел) — 24 рубля, в Чите (351 тыс чел) — 26, в Архангельске (345 тыс чел) — 29.

При этом, сколько бы ни стоил в разных российских городах разовый билет, проблемы общественного транспорта все равно остаются нерешенными.

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus