В России захотели национализировать McDonald’s и Apple, а также десятки других иностранных компаний, объявивших об уходе с российского рынка из-за ситуации в Украине. Перечень составила «Общественная потребительская инициатива», пишут «Известия».
На сегодняшний день в список включили в том числе Volkswagen, Apple, IKEA, Microsoft, IBM, Shell, Porsche, Toyota, H&M и другие. Документ направили в Генпрокуратуру и правительство. К работе над списком также подключат Минпромторг, Роспотребнадзор и правоохранительные органы в рамках своих компетенций.
В понедельник, 7 марта, секретарь Генерального совета «Единой России» (ЕР) Андрей Турчак заявлял, что отказ некоторых западных компаний от развития своего бизнеса на территории России является предумышленным банкротством. Комментируя сложившуюся ситуацию, он предложил национализировать производства компаний, которые «включились в санкционную войну», развязанную Западом против России.
Далее 9 марта Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила эту инициативу. В соответствующих компаниях предлагают по суду вводить внешнее управление, что должно «предупредить банкротство и сохранить рабочие места. Речь идет организациях, более чем на четверть принадлежащих иностранным лицам из «недружественных государств».
Глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов отметил рассказал, что список будет открытым. Как только компания заявит об уходе без предоставления гарантий российским потребителям, она будет туда внесена и подвергнута административным, уголовным и судебным процедурам.
«Безусловно, список является открытым. Как только появляются компании, которые заявляют об уходе без предоставления гарантий российским потребителям, они туда вносятся. Соответственно, в их отношении будут применяться административные, уголовные и судебные процедуры», — сказал Павлов.
Он добавил, что общий объем обязательств иностранных организаций, прекративших работу в России, перед гражданами, государством и контрагентами превышает 6 трлн рублей и равен их выручке за последние три года.
Попадание в «черный список» означает для компании-нарушителя и ее руководства реализацию следующих рисков: арест счетов и активов, введение внешнего управления, национализацию имущества. Также руководство этих предприятий может быть привлечено к уголовной ответственности за преднамеренное банкротство и мошенничество в особо крупном размере.