В год 300-летия Нижний Тагил получил мост, соединяющий Гальянку и Корабельный мыс. Идея моста почти сто лет кочевала из одного генплана в другой, а его строительство десятилетиями откладывалось. О том, какой видели переправу через Тагильский пруд сто лет назад и какие перспективы городу даёт её строительство, читайте в материале ИА «Все новости».
«Глупее затеи помыслить не можно»
Есть свидетельство, что идея моста возникла ещё в начале 20-х годов XIX столетия. Об этой истории рассказывает краевед Дмитрий Кужильный. В переписке, найденной в одном из частных архивов во Франции, говорится о том, что заводовладельцу Николаю Никитичу Демидову представляли проект мостового пути через заводской пруд. Его авторами стали заводские механики Фёдор Шептаев и Пётр Макаров.
Механики посчитали, что после строительства моста «железные обозы» в Невьянск и Екатеринбург можно будет направлять не в объезд пруда, по Старозаводской улице, а прямо с завода на Невьянский тракт. По мнению авторов, мост значительно упростил бы процесс отправки грузов.
К проекту прилагалась смета расходов на строительство и предварительный расчёт окупаемости сооружения. Демидов проект не оценил и оставил на документе запись: «Глупее затеи и помыслить себе не можно. Пустая трата денег».
Мост предлагалось перебросить в узком месте водоёма между Гальянской частью и мысом Корабельный. Спустя 200 лет мост построили именно там, где ему впервые определили место.
Но в течение, по крайней мере, сотни лет обсуждались и другие варианты расположения моста.
Какие варианты строительства обсуждались?
Кроме Южного моста (Гальянка – Корабельный мыс), планировался также Северный мост. Переправа соединила бы Малую Кушву в районе ГДДЮТ и Старую Гальянку. Это самое мелководное место Тагильского пруда, и здесь тоже короткое расстояние между берегами.
«Северный мостовой переход даёт прямой выход на Дзержинский район. С его строительством могло образоваться малое транспортное кольцо. Полоса для строительства [на Старой Гальянке] резервировалась управлением архитектуры администрации города в течение многих лет, чтобы была возможность создать такое кольцо. Там, где сейчас дома и коттеджи, должен был формироваться новый общественный центр Нижнего Тагила. Планировалось размещение Дома Советов, здания городской администрации, киноконцертного зала. Набережная должна была полностью закольцеваться вдоль акватории пруда», – говорит председатель Нижнетагильской организации Союза архитекторов России Александр Мальцев.
В 90-е началась застройка береговой линии на Старой Гальянке домами и коттеджами. Если город решит, что Северный мост ему нужен, строить его будет очень дорого – всю полосу придётся сносить и компенсировать стоимость недвижимости собственникам.
Ещё рассматривалось строительство моста за пределами города в стороне Палёной горы — на перспективу развития Нижнего Тагила. В документах здесь планируется новый жилой район.
Генплан, по которому Нижний Тагил застраивается сейчас, был принят в 2010 году. Он рассчитан на 20 лет – до 2030 года. В нём указаны три моста через Тагильский пруд. Но внесение в генплан вовсе не значит, что объект будет построен в обозримом будущем.
Висячий мост через пруд (и такое было в планах!)
30-е годы XX века во многом определили жизнь современного Нижнего Тагила. Тогда началось строительство металлургического, вагоностроительного, коксохимического и огнеупорного заводов. Объем производства увеличился в пять раз, а население города – в четыре. К 1939 году в Тагиле жили 160 тысяч человек.
В этот же период снова возникает идея строительства моста через Тагильский пруд. В схеме «Соцгород Нижний Тагил» от 1932 года указан Южный мост. Но в постановлении о планировке Нижнего Тагила, утвержденном Совнаркомом в 1935 году, говорится о двух мостах в другом месте.
Железобетонный переход должен был соединить Гальянку и «западную часть Кушвинского района» (знакомый нам Северный мост). В проекте длина пролёта моста составляла 100 метров, а ширина – 9,5 метров. Мост включал две линии для автомобильного и гужевого транспорта и два тротуара. Кроме того, проектировалась дамба (через 30 лет от этой идеи откажутся, но об этом позже).
Другой мост – висячий и гибкий, исключительно для пешеходного движения. В документе он обозначен как «Мост №29». 300 шатких метров – и пешеход из Парка культуры и отдыха железнодорожников (где ныне Демидовская дача) попадал на Старую Гальянку.
Зачем вообще городу мосты?
Мост через Тагильский пруд необходим для разгрузки транспортных артерий города и более быстрого сообщения между районами.
«Надо кольцевать, не тупиково развивать город. А как сейчас: доехал до одной точки, а там всё, дороги нет, обратно развернулся и уехал. Как, например, на ГГМ, из которого только один путь к другим районам через центр. Тем более сейчас очень загружена «демидовская» плотина на Челюскинцев, она очень старая, ее нужно реконструировать. И такими кольцами город разгружается, это очень логичное решение», – считает архитектор Александр Мальцев.
В 30-40-е годы и даже более позднее советское время говорить о мощных автотранспортных потоках не приходится. Тогда мост через пруд мог служить для более быстрой отгрузки металлургической продукции к железной дороге, но острой необходимости в нём не было, считает бывший главный архитектор Нижнего Тагила Андрей Солтыс (занимал этот пост с 2012 по 2016 годы).
«Место для Южного моста выбрано в наиболее узкой части пруда. Там же мост был предусмотрен в документах генерального планирования 1947 года. В те времена это были ещё не городские земли. Это пригород, земли Николопавловского совхоза. Острой необходимости в мосте тогда не было, могу предположить, что он проектировался как перспективная связь Черноисточинского направления с железной дорогой», – считает архитектор.
15 вариантов, все «в стол»
В конце 60-х годов Нижний Тагил был как никогда близок к знаковой стройке. В 1968 году был разработан проект, включавший 15 (!) вариантов моста. Была проделана серьёзная исследовательская работа, не потерявшая актуальности и в наши дни. В частности, бывший главный архитектор Нижнего Тагила Андрей Солтыс вспоминает, что в работе управления архитектуры использовались документы по измерению глубины пруда в том месте, где теперь построен мост.
Несколько вариантов включали устройство дамбы на 70% длины мостового перехода. Тогда же эту идею решено было забыть – чтобы избежать заболачивания Тагильского пруда. Предпочтение отдали самому дешёвому варианту – с большими пролётами. Получалось сэкономить за счёт уменьшения числа мостовых опор.
Главным обоснованием строительства моста в те годы называли освоение «Гальянской площадки». Мост позволял сократить путь на Гальянку на 7-8 км. Его рассчитывали возвести за три года. Строительство должно было начаться в 1969 году. Но так и не началось.
Проекты не срослись с реальностью. Оказалось, что заводы Минтрансстроя не выпускают необходимые железобетонные пролётные конструкции. Местный «Тагилжелезобетон» был загружен производством конструкций для промышленного строительства. Кроме того, проектировщики отмечали трудоёмкость монтажа конструкции. Так строительство отложили ещё на полвека.
Что дальше?
Новый мост радикально изменит транспортную ситуацию в Нижнем Тагиле, уверен Александр Мальцев:
«До последнего момента для поездки в Екатеринбург приходилось выезжать по Черноисточинскому шоссе, Проселочной, через посёлок Горбуново. При открытии моста выезжаем сразу на Свердловское шоссе и Южный подъезд к городу. Сразу уменьшается нагрузка на магистрали и плотность потока. В этом важность строительства этого долгожданного объекта».
В перспективе мост даёт вторую жизнь ещё одному архитектурному проекту – освоению территории Корабельного мыса, а также ставит вопрос о дальнейшем развитии транспортной сети.
«Говорить о развитии транспортной инфраструктуры без этого моста не приходится. Я бы его Октябрьским назвал, поскольку там Октябрьский проспект. В середине 70-х годов возникла мысль о развитии Корабельного мыса как одной из важнейших составляющих общегородского центра. Роль моста в осуществлении этой идеи более чем очевидна. Будем надеяться, что строительством этого моста развитие дорожно-транспортной сети не ограничится. Ремонт существующего путепровода на Циолковского показал уязвимость транспортной инфраструктуры. Городу нужен путепровод, связывающий Красный Камень в районе улицы Восточная и Тагилстрой с выходом на Металлургов», – говорит Андрей Солтыс.
ИА “Все новости” благодарит за помощь в подготовке материала Александра Мальцева, Андрея Солтыса, Дмитрия Кужильного и сотрудников Нижнетагильского городского исторического архива