Ивану Комкову 19 лет. Он учится в Нижнетагильском техникуме металлообрабатывающих производств и сервиса, увлекается программированием и робототехникой, и входит в состав национальной сборной движения «Абилимпикс». Ваня любит проводить время с семьей, играть в компьютерные игры, мечтает поступить в Бауманку. На первый взгляд сложно поверить, что у него практически полностью отсутствует слух.
Ваня родился здоровым
Ване еще не исполнилось и месяца, когда он попал в больницу – подхватил кишечную палочку. Терапия не прошла даром – у мальчика произошло снижение слуха.
«Иван заболел, когда ему было две недели. Мы попали в больницу с кишечной палочкой. Его лечили антибиотиками, среди которых был амикацин, мне кололи гентамицин. Первый при неправильной дозировке может вызывать потерю слуха. Никто не может сказать, какой он родился, но я думаю, что он родился здоровым», – рассказывает мама Вани Светлана Петроченкова.
Через несколько месяцев Светлана начала бить тревогу. Стала замечать, что при любом громком звуке ее сын поворачивает голову только в правую сторону, а в левую – никогда. Она забеспокоилась и обратилась к врачам. Те сказали, что повода для волнения нет, с ребенком все в порядке. Только после года ему поставили диагноз: двухсторонняя сенсоневральная тугоухость.
«В левом ушке у него практически полная потеря, в правом нет высоких частот, а нижние сохранны. Гул, барабаны, вибрацию он слышит, а звонок телефона не слышит. Пропали верхние частоты начисто. Слух сложный. Мы протезировались аппаратами сначала, но они не вытягивали эту разницу. Сложность с этим до сих пор. Невозможно подобрать подходящий аппарат. Когда тянут верхние частоты, его нижние начинают оглушать. Ухо страдает от этого, глохнет, можно сказать, еще больше», – объясняет мама Ивана.
Светлана делала все, чтобы Ваня получил максимальное развитие, возила его из Нижнего Тагила к специалистам в Екатеринбург, Санкт-Петербург. Она решила во что бы то ни стало научить сына говорить, и для это пришлось приложить невероятные усилия. Ване занятия давались с титаническим трудом, сквозь слезы. Но все это было не зря. При такой потере слуха у него очень хорошая речь, в общении он не нуждается в сурдопереводчике.
«Я не знаю ничего из дактиля, у меня была задача научить ребенка говорить. Они же в основном в школе, в интернате говорят на своем языке, им это намного проще. Чаще всего дети слетают полностью на жестовый язык. Мы решили, что дома будем говорить только голосом, чтобы не было возможности соскочить. Все ставят нам в заслугу, что он очень хорошо говорит, наверное, действительно, так и есть», – признает Светлана Юрьевна.
Ваня отлично читает по губам. Можно даже произносить слова без звуков. Поэтому он очень страдал, когда из-за короновируса ввели масочный режим – его лишили возможности понимать других. Даже маму он постоянно просил снять маску. А еще во время общения он часто догадывается, что ему хотят сказать, из-за чего, бывало, вводил в заблуждение врачей.
«Мы когда приехали в Санкт-Петербург в НИИ ЛОР [Научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи Минздрава РФ] его слух всех очень удивил. Не совсем ординарная ситуация. Ребенок очень много додумывает в силу интеллектуальной сохранности – у него достаточно высокий интеллект. Он додумывает, домысливает. Многих врачей он обманывал, они считали, что он слышит», – вспоминает Светлана.
В детстве Ваня хотел быть военным, но понимал, что из-за проблем со слухом мечте не суждено сбыться. Тогда решил стать инженером. Сколько себя помнит – всегда нравилось конструировать. После десятого класса юноша узнал о международном движении «Абилимпикс». Это соревнования по профессиональному мастерству, аналог WorldSkills, только для людей с ограниченными возможностями здоровья. Ваня начал готовиться к компетенции “Робототехника”. Судьба связала его с педагогом Лилией Гуляевой. Она стала для парня не только наставником, но и другом.
«Ваня был нестандартным ребенком. Базовые задания, которые я ему давала, он выполнял неординарно. Я видела, как это делают обычные дети. А он, вроде приём неправильный, но делал это так, что здание было выполнено. У меня сохранилась фотография, где он построил башню из лего, его башня стала самой высокой. Все дети ее делают каждый год, но его башня до сих пор в лидерах. Где-то более 180 см», – с гордостью говорит Лилия Гуляева.
Свой первый региональный этап «Абилимпикса» Ване выиграть не удалось. Но не потому, что не хватило знаний и навыков.
«Приехали в Екатеринбург, робот Вани проехал по черной лини – мы это сделали с двумя датчиками. Но для такого этапа соревнований это был высокий уровень. Нам сказали, что с двумя поедете в Москву, а здесь будете катать с одним. Глупо было программировать с одним датчиком, поэтому он первый региональный этап не выиграл», – делится преподаватель.
Взять реванш удалось уже через год. Ваня стал победителем и получил путевку в Москву уже на всероссийский этап. Но там совершил незначительную ошибку и первое место уступил. Еще через год Иван прошел тот же путь, только уже на этот раз стал лидером и вошел в состав национальной сборной среди робототехников. В мае должны были состояться международные соревнования «Абилимпикс», но из-за политической ситуации их перенесли на неопределенный срок.
Были и другие соревнования, вспоминает тагильский студент. Например, на региональном этапе всероссийской олимпиады по робототехнике члены жюри прозвали Ваню «супер-чуваком». Эксперты были поражены его способностями: когда команды из двух человек выполняли задание по готовой программе, Ваня один всё сделал сам, с нуля.
Еще одну победу Ваня одержал на чемпионате DeafSkills. Это соревнования для людей с ограничениями по слуху. В 2021 году впервые открыли компетенцию «Робототехника». Помимо Вани в ней заявились еще пять участников: четыре из Москвы, один из Санкт-Петербурга. Задания были знакомы тагильскому студенту, и он без труда одержал верх – на контрольном заезде его робот выполнил задание за минимальное время. В этом году соревнования DeafSkills пройдут в Уфе, и Ваня поедет на них уже в другом статусе. Он войдет в состав жюри и будет оценивать других участников – станет одним из самых молодых экспертов на чемпионате.
О дружбе и поддержке
Ване не хватает общения со сверстниками. У него немного друзей. Весь круг общения это семья, воспитанники кружка по робототехнике и Лилия Гуляева.
«Ваня очень интересный в том плане, что он очень открытый и это сильно помогает, особенно когда нужно готовиться к соревнованиям. Он заходит и сразу можно почувствовать, в каком он настроении приехал. Бывает нужно уделить какое-то время, чтобы просто посидеть и поговорить. Ему не хватает общения со сверстниками, по душам», – рассуждает педагог.
А вот с неслышащими парень встречается редко. Говорит, у них разные интересы. Ребята, с кем он по-настоящему сдружился, живут в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Владивостоке. Все они – участники «Абилимпикса». У каждого свои особенности здоровья, но их объединяет любовь к наукам и общее стремление к чему-то большему.
А еще Ваня заручился большой поддержкой, когда за победу в национальном этапе «Абилимпикса» ему вручили неисправный ноутбук. Организаторы тогда проигнорировали этот факт, и справедливости пришлось добиваться через суд. Тогда же маме Вани начали звонить люди из разных уголков страны и предлагать помощь.
«Ноутбук заменили, но он такой простенький, не потянет программы для робототехники. Так получилось, что откликнулась еще одна юридическая компания из Оренбурга, я сначала отказалась от помощи, мы ведь выиграли суд. Но они настояли на том, чтобы мы приняли от них подарок, и отправили новый ноутбук с хорошими характеристиками, чтобы Ваня смог дальше развиваться», – говорит Светлана.
Навстречу мечте
Ваня не жалуется на судьбу, принимает всё как есть и уверенно идет к своей цели. Мечтает найти работу с хорошей зарплатой, верных друзей, создать семью. Но сначала надо поступить в МГТУ имени Н. Э. Баумана на инженерное направление. Этой идеей он сейчас живет.
«Я всегда любил что-то создавать, если даже это сложно. Всегда решаю проблему. Люблю поломать голову, чтобы чего-то добиться <…> Я все деньги трачу на учебу – к репетитору хожу по математике и физике. Русский надо будет еще [подтянуть] , чтобы сдать ЕГЭ и поступить в Бауманку», – делится планами Ваня.
Светлана стремления сына поддерживает. Хотя и признает, что в силу особенности здоровья ему сложнее дается учеба, требуется больше времени, чтобы освоить какой-либо материал. Но она верит в своего сына. Верит в него и педагог.
«Он настырный, очень ответственный, непунктуальный правда, но все, что задаешь на дом сделать – сделает. Он трудоголик. Я не знаю, сколько месяцев упорной работы ему надо, чтобы он устал. Даже если не понимает, то все равно будет долбить, долбить, пока не поймет и скажет: “Вау, я всё понял!” Он подает классный пример остальным ребятам. Несмотря на то, что у него есть ограничения, в кружке он авторитет», – говорит наставник Ивана.