ВС, 22 декабря 2024

Аферисты с рождения и случайные преступники: женщина-следователь из Нижнего Тагила о расследовании запутанных дел

Ежедневно в России происходят сотни уголовных преступлений. По каждому нужно собрать улики, опросить пострадавших и свидетелей, найти подозреваемого и доказать его виновность. И этим занимаются следователи. С одной из них, Анастасией Аверьяновой, встретился журналист ИА «Все новости». В полиции Нижнего Тагила она 17 лет, на ее счету не менее 100 раскрытых дел. Анастасия рассказала, как становятся следователями, как распознать преступника, какие современные технологии помогают им добраться до истины. А еще вспомнила пять самых непростых дел за карьеру.

Как становятся следователями

По первому образованию я учитель русского языка и литературы. Окончив филфак в 2006 году, начала искать работу. Узнала, что набирают сотрудников в органы дознания. Я пришла к начальнику на консультацию. Мы с ней побеседовали, и она мне говорит: «Знаешь, я тоже по образованию педагог. Если ты умеешь находить общий язык с людьми, то у тебя все получится». Так я стала расследовать уголовные дела, постепенно начала знакомиться с Уголовным, Уголовно-процессуальным кодексами. На тот момент всего этого не знала. Параллельно, работая в органах, получила высшее юридическое образование в ведомственном институте.

Уже тогда подумала, что нужно двигаться дальше, а органы предварительного следствия — большая площадка для развития. Поскольку у меня уже был колоссальный опыт в расследовании, то меня взяли в следственную часть. Здесь дела намного интереснее, чем в органах дознания, больше нужно заниматься аналитической работой. И люди совсем другие. Там проще — ты работаешь с не очень благополучными личностями – в основном алкоголики, наркоманы, тунеядцы. А тут уже более высокая категория лиц – предприниматели, преступники с высшим образованием. Сначала меня взяли на должность старшего следователя. Показав, что умею, каким образом расследую уголовные дела, заняла должность старшего следователя по особо важным делам в отделе экономики. Сейчас я замначальника отдела по расследованию организованной преступной деятельности в сфере экономики.

Как разгадать преступника

Порой задаю много вопросов. А иногда наоборот просто молчу и прислушиваюсь к тому, о чем говорят люди. Иногда, чтобы услышать какой-то ответ, нужно просто прислушаться к тому, что тебе говорят, и как они это говорят, как себя ведут при этом, когда тебе преподносят информацию. Любой следователь — это в первую очередь психолог. Не изучив досконально человека, нельзя понять, почему он совершил преступление. Мы же не зря собираем характеризующий материал, нам должно быть ясно, что его сподвигло на этот поступок. Всегда выявляем причины.

Педагогическое образование, безусловно, помогает расположить к себе, найти общий язык с подозреваемыми, которые поначалу пытаются избежать уголовной ответственности. У меня практически все дела уходят в суд с признательной позицией.

Если видишь, что человек не хочет признавать вину, то внимательнее прислушиваешься ко всему, что он говорит, если он будет говорить, конечно. Обычно в таких случаях пользуются 51-й статьей Конституции РФ и молчат до последнего, пока им все доказательства не вывалишь. Тогда уже принимают решение: сознаться или отрицать вину до конца. Вменяемым подозреваемым, которые имеют признательную позицию, стараешься иногда в какой-то степени подсказать, какие можно предоставить дополнительные характеристики, что необходимо сделать, чтобы было больше смягчающих обстоятельств. Если я вижу, что человек искренне раскаивается в том, что он совершил, конечно же, я ему подскажу, объясню это всё. Например, лучше возместить ущерб до того, как дело будет направлено в суд, лучше принести побольше характеристик о себе, как о личности, суд ведь не знает, кто ты есть на самом деле.

Конечно же, потерпевшим мы сочувствуем, но ситуации не пропускаем через себя. Нужно с трезвым умом ко всему подходить, иначе будет сопереживание какой-то одной стороне. Я должна объективно оценивать все имеющиеся обстоятельства, чтобы понимать, может, человек имеет какую-то злобу и обиду на подозреваемого, оговаривает его. В органах дознания, например, с таким встречалась часто.

Я уже со стороны могу увидеть мошенника: врет ли человек, склонен ли он к этому, и вообще, есть ли у него за душой что-то плохое. Со временем, когда много-много работаешь, уже замечаешь в людях это.

Новые технологии в расследовании дел

Появилось много новых экспертиз, которые позволяют раскрывать различного рода преступления. Например, компьютерные технологии помогают нам добывать информацию, которая уже удалена, которую пытались скрыть, уничтожить. Помогают генетические экспертизы. Еще сейчас везде есть камеры наблюдения, можно сравнить лицо, которое изображено на записях с реальным преступником, которого мы задержали. И голоса можно сличать. Можно фоноскопическую экспертизу провести.

Но есть то, что нам еще недоступно. Например, в детективных сериалах показывают, как следователи нашли волос, куда-то его засунули, сразу «пробили», что это за человек. Конечно, хотелось бы иметь такие возможности в реальности, но пока такого, к сожалению, нет. Если бы у нас были ДНК всех людей в мире, то конечно это было бы возможно – ввести, посмотреть, проанализировать, установить личность человека. Но сегодня ДНК в базах есть только тех, у кого мы брали эти образцы, кто предоставлял их добровольно, либо в рамках уголовного дела отбирали. А так по волосу определить не всегда возможно. Поэтому я не люблю смотреть детективные сериалы, иногда там показывается полная ерунда.

Анастасия Аверьянова

Дело №1: одна квартира – два хозяина

На одно дело предусмотрено два месяца предварительного следствия, потом срок можно продлить. В среднем на раскрытие уходит примерно 3-4 месяца. Но у меня было расследование, которое заняло 10 месяцев. И это было первое мое дело в качестве следователя.

На улице Удовенко на ГГМ заморозили строительство дома. За него взялась другая фирма. Ее руководство знало, что там уже были заключенные договоры долевого строительства, и конкретные площади принадлежат конкретным лицам. Но они на эти же места заключили договоры уже с совсем другими людьми и передали эти площади им, а не тем, кто изначально должен был заехать. Мы провели большое количество строительных экспертиз, установили, что это именно те квартиры, на которые первоначально заключались договоры. Смогли направить это дело в суд, хоть и с непризнательной позицией. Виновные сейчас отбывают наказание за решеткой. И мы восстановили справедливость, за которую боремся. Все иски удовлетворены, пострадавшим полностью возместят ущерб, а это порядка 7 млн рублей. Часть ущерба восполнили за счет ареста имущества обвиняемых.

Дело №2: фиктивный отдых

В прошлом году окончила уголовное дело одной гражданки, которая представлялась руководителем турфирмы. Она заключала фиктивные договоры и брала деньги на оформление туров. По факту ничего не оформлялось. Таким образом она обманула более 20 человек, а ущерб оценили в 1,5 млн рублей. Какое-то время подозреваемая скрывалась, уехав из Нижнего Тагила. Но потом ее задержали, привезли в город. Она вину не признавала до последнего, говорила, что переводила деньги другой турфирме, через которую приобретала путевки. Нам удалось найти ту организацию, к тому времени она уже находилась в стадии банкротства. Там нам сообщили, что небольшие заказы поступали, но заявок пострадавших клиентов не было. Мы изъяли у них всю документацию по этому поводу и убедились, что никакие туры не бронировались. Нам удалось доказать, что это все был обман. Предъявили подозреваемой доказательства, под их натиском ей ничего не оставалось, как признать вину. Части клиентов повезло — тем, кто обращался к ней первое время, она выкупала туры. А потом стала тратить деньги на себя и на личные нужды.

Руководительница фиктивной турфирмы полностью возместила ущерб всем пострадавшим. Благодаря этому она получила условный срок. Суд ведь прислушивается к мнению потерпевших — те, кто получил деньги, не будут настаивать на жестком наказании.

Дело №3: похищение комбикорма на птицефабрике

Приходится разбираться в разных сферах жизни. Когда ты получаешь уголовное делопроизводство, то погружаешься в него полностью и пытаешься понять, в чем же здесь суть. Например, при расследовании уголовного дела связанного с похищением комбикорма, я выезжала на птицефабрику, разбиралась со всеми процессами: куда пересыпали корм, как это происходило, какие там бункеры, даже как пища поступала курочкам.

Оказалось, что начальник охраны с одним из своих подчиненных решил подзаработать, для этого привлекли еще двух водителей. Им удалось вывезти несколько тонн комбикорма. Они подделывали документы, но не думали о том, что сейчас все компьютеризировано, следы преступления остаются в различных базах. То, что они правили документ, было замечено службой безопасности птицефабрики. Интересно в этом уголовном деле было то, что обвиняемые пытались сбавить сумму ущерба, будто вес реально похищенного имущества был меньше, чем на самом деле. Они объясняли это тем, что комбикорм был под давлением, из-за чего при взвешивании цифры оказались выше реальных. Чтобы проверить это, нам пришлось проводить следственный эксперимент. Мы взяли автомобиль, груженный комбикормом, взвесили его с давлением и без. Оказалось, что разницы никакой нет. Эксперимент проводили в присутствии обвиняемых. Потом, конечно же, они в полном объеме признали вину, их осудили.

Дело №4: поживиться за счет государства

Часто попадаются люди, которые хотят поживиться за счет государства. Они предоставляют подложные документы и оформляют субсидии на коммунальные услуги, пособия малоимущих, выплаты на детей. Они подделывают справки о доходах, думая о том, что это не будет обнаружено. Но все равно проходят проверки, берется срез, сотрудники ОБЭП проверяют лиц, которые получают такого рода пособия, направляют нам уже уголовные дела. В таких случаях, когда люди попадают к нам, то сразу признают вину, осознают, раскаиваются, и больше они нам не попадаются. Один раз попробовали, у них не получилось обмануть государство, понимают, что не стоит так делать. Эти люди больше не встают на преступный путь. Они сожалеют об этом, это прямо видно по ним, потому что понимают, какие от этого последствия. Ущерб в таких случаях гасится на 100%, обычно это около 300 тыс рублей. Даже если наказание будет не связано с лишением свободы, то им выписывают большие штрафы — около полумиллиона рублей. Помимо этого, это же еще отпечаток на твою репутацию, твоих детей.

Дело №5: аферист от рождения

Есть аферисты от рождения, которые всю жизнь врут и прям живут этим. Они получают деньги, которые сквозь пальцы просачиваются. Нет такого, чтобы рационально тратили, имущество какое-то покупали. Такие люди просто просаживают все, что удалось заработать – на повеселиться, погулять, друзей напоить, на наркотики.

Был потерпевший, который отдал где-то шесть с лишним миллионов рублей одному жулику. Тот использовал простую схему обмана: дай мне деньги, я буду приобретать квартиры, а после перепродавать их и так далее. Он завоевал его доверие: занимал деньги и возвращал, но с каждым разом сумма немного увеличивалась. Так выманил 6 миллионов. Конечно же, никакие квартиры не покупались. Долго потерпевший писал заявления, жаловался, но уголовное дело не возбуждалось. Через некоторое время этот же аферист попался уже на другой схеме мошенничества — подделывал документы от ООО и обманывал уже магазин техники крупной федеральной сети. Сумма ущерба составила несколько сотен тысяч рублей. Здесь его поймали. Уголовное дело уже рассмотрено, человек сидит в тюрьме. Но в этом случае потерпевшему не удалось возместить ущерб, потому что арестовать было нечего. Сейчас мошенник будет работать на благо государства и платить деньги. Он ранее неоднократно был судим. Уверена, что выйдет на свободу и снова найдет какую-то лазейку, схему, и мы ещё встретимся.

«Наша работа – восстанавливать справедливость по закону»

Я всегда говорю своим близким, коллегам: наша работа заключается в том, чтобы восстанавливать нарушенные по закону права людей. Люблю свое дело за то, что у меня есть возможность восстановить справедливость. Я могу помочь людям, чтобы они могли получить то, что было похищено, чтобы то лицо, которое виновно, было наказано по закону. Я вообще за то, чтобы все было по закону.

У информагентства «Все новости» есть Telegram-канал. Это быстрый и удобный способ получать самые главные новости прямо в свой телефон. Подпишитесь, чтобы не пропускать важное.

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus