Добрый вечер, дамы и господа. В своем вечернем эфире «Экорадио» представляет вашему вниманию проект «Скорая помощь». Это наша специальная дискуссионная площадка, на которой мы встречаемся каждую неделю, приглашаем представителей нижнетагильского истеблишмента, нижнетагильского бизнеса, задаем свои и, конечно же, ваши вопросы, а в ответ получаем профессиональные консультации. Эта программа выходит при поддержке информационного агентства «Все новости». Сегодня у нас не совсем характерная, не совсем свойственная нашей программе тема, но, тем не менее, тема обещает быть интересной. Сегодня мы решили поговорить о мотоциклах, мототехнике и мотосоревнованиях. Сегодня у нас в гостях директор мотоцентра «Техника движения» Евгений Ковтунов, официальный дилер «YAMAHA Motor». Евгений, добрый день!
Добрый день!
Самый главный вопрос, поскольку вы занимаетесь реализацией мототехники, у вас же и квадрациклы есть, и все что угодно?
Да.
Насколько будет изменяться динамика ваших продаж в связи с последними изменениями действующего законодательства, а именно введением прав на скутеры, квадрациклы и так далее? Как вы для себя как руководитель компании оцениваете?
К счастью, не изменится никак, потому что в нашем модельном ряду нет скутеров до 50 кубиков, вернее, они были, но с этого года сняты с продаж в России, поэтому у нас самый маленький скутер – это 100 кубиков, самый маленький мотоцикл – это 125 кубиков, соответственно, на них необходимы права, это всегда было.
Вы заранее как грамотный руководитель, предчувствуя, что таким образом изменится российское законодательство, вовремя избавились от этих товарных позиций и, соответственно, теперь не понесете абсолютно никаких потерь.
Наши скутеры стоят намного дороже тех, которые в основном ездят по городу, не могу сказать, что они продавались прям пачками, но могу сказать, для примера, что скутер 50-тикубовик стоил 157 тысяч.
Это довольно дорого, потому что за эти деньги человек, в принципе, мог бы себе купить автомобиль.
Либо пять китайских скутеров.
Скорее всего, человек делает предпочтение в сторону скутера, когда-либо он не достиг определенного возраста, либо еще не заработал на машину.
Сейчас еще очень популярно, я знаю, ездить на скутере, когда лишили прав. Эти люди очень хулиганят на дорогах.
Как раз я хотел задать вам вопрос, поскольку вы специалист в области мотоциклов, мотоспорта. Вы нам скажите, то, что сейчас происходит в Нижнем Тагиле, особенно в вечерние часы, особенно в центре города, когда многие мотоциклисты используют улицу Ленина как какой-то разгоночный трек для испытания своей мототехники, также для того, чтобы практиковаться в спортивных возможностях. Это одобряется мотокультурой или нет?
Сложно сказать, одобряется это или нет. Раз это происходит, видимо, мотодвижением это одобряется, потому что люди, которые это делают, все члены мотодвижения.
Понятно же, что в данном случае человек нарушает действующее законодательство, правила дорожного движения. Мы сами лично были свидетелями такого ДТП, когда мотоциклист на улице Ленина на полном ходу влетел в припаркованный автомобиль. Также надо понимать, что когда человек летит на скорости больше, чем 100 км/ч, во-первых, это запрещено правилами, потому что у нас максимально допущенная скорость – это 60 км/ч, во-вторых, он не может своевременно увидеть какую-то преграду, увидеть человека, переходящего по переходу, и своевременно остановиться.
Согласен с этим, но факт остается фактом. Очень много людей на мотоциклах нарушают правила: во-первых, скоростной режим, во-вторых, они очень активно перестраиваются, и автомобилисты, даже если культурно ездят, смотрят в зеркала, они просто не могут ожидать, что мотоцикл так быстро к ним приблизится. Очень много аварий с мотоциклистами, связанные со смертными случаями.
Самое главное, что мотоциклист заранее находится в заведомо проигрышной ситуации, я имею в виду с точки зрения сохранения своего здоровья и жизни. Даже в самой плохенькой машине человек гораздо больше защищен, чем мотоциклист, надевший всю необходимую защиту.
Согласен с этим, но все эти случаи происходят каждый день, не только в Нижнем Тагиле, а в любом городе России.
Я знаю, что вы, помимо того, что занимаетесь реализацией, обслуживанием техники, еще имеете мотоклуб, да?
В городе есть просто мотоклубы, то есть байкерские клубы, а мы сейчас не то, что клуб, просто наш мотоцентр проводит различные мероприятия…
Которые объединяют владельцев мотоциклов?
Да, то есть на эти мероприятия приезжают различные люди на различных мотоциклах или даже без мотоцикла, но интересующиеся всеми этими вещами, так скажем.
Можем ли мы рассчитывать, под словом «мы» я имею в виду обычных жителей города, что вы во время встреч с вашими соратниками по увлечению будете заниматься какой-то пропагандистской деятельностью, направленной на то, чтобы люди как можно меньше нарушали правила дорожного движения и не ставили под угрозу свою жизнь и тех людей, которые их окружают?
На самом деле, такие диалоги проводятся, и мотодвижение участвует в пробеге ГИБДД по городу, где из машины ГИБДД через рупор сообщаются правила, но сложно это сделать с первого раза.
Но мы хотим, чтобы вы хотя бы начали.
Я лично считаю, что ГИБДД не дорабатывает в этом плане. У нас в городе очень много райдеров на мотоциклах и скутерах без прав, без постановки на учет, и сотрудники ГИБДД на это смотрят, насколько я вижу, сквозь пальцы.
Но я не соглашусь, может быть, они бы и лучше занимались профилактикой данных нарушений, но даже с технической точки зрения довольно сложно угнаться за мотоциклом, несущимся на скорости сто с лишним километров в час, когда патрульный автомобиль в данный момент находится на стоянке, где-то припаркован.
Тем более что почти все эти мотоциклы ездят без номеров, ни одна камера не может зафиксировать, что это был за мотоцикл. Марку, конечно, можно рассмотреть, но той же самой YAMAHA R6 несколько десятков в городе. Как с этим бороться? Мне сложно сказать, но с моей стороны я провожу не то, что пропагандистскую деятельность, но беседы, диалоги с мотоциклистами, конечно, я веду. От себя лично и от YAMAHA в целом не одобряю эти действия. Я говорю, что даже если после ДТП виновен, допустим, разворачивающийся автомобилист… Последний случай был на Ленина, когда автомобиль из правого ряда развернулся, но мотоциклист, въехавший в него, вроде бы по правилам прав, но в то же время его скорость была настолько велика, что никакой автомобилист или пешеход не может ждать, что через две секунды появится…
Да и не всегда включена фара.
Сейчас, как правило, всегда включена, потому что как только заводишь мотоцикл, она загорается автоматически почти на всех современных, но если ты едешь на заднем колесе по улице Ленина, то фара смотрит вверх, а не вперед.
Освещает небо и звезды!
Тоже были такие случаи, как раз здесь, на Карла-Маркса – Огаркова, по-моему, у меня один знакомый въехал в машину, ехав на заднем колесе. Ну что с этим поделать? Бить их только если, пороть, как в детстве.
Я думаю, что на такие крайние меры мы не пойдем, будем призывать вас и рассчитывать на то, что люди одумаются. Будем призывать проводить хотя бы пропагандистскую работу, надо потихоньку начинать, а там уж, может, правовое сознание этих граждан улучшится.
Четно говоря, с возрастом люди перестают делать такие вещи, то есть это какой-то период жизни. Конечно, тут еще и не хватает спортивной площадки, но в нашем Уральском регионе это очень сложно, то есть она будет два-три месяца действовать, хотя ближайшее кольцо в Казани есть, можно поехать туда и всем показать, какой ты крутой гонщик. Там реально можно будет оценить и сравнить свои умения. Здесь, в городе, понятно, что это красиво: покрасоваться перед друзьями, проехать на заднем или переднем колесе.
Я считаю, что приоритеты безопасности жизни, здоровья должны стоять на первом месте. Гораздо выше, чем демонстрация собственных возможностей, собственного мастерства. У нас одна из подтем как раз мотосоревнования, я думаю, что есть какие-то специальные треки, где люди на мотоциклах могут тренироваться и в рамках безопасного трека показывать свои возможности.
Для кроссовых мотоциклов есть две трассы в городе, на них разный допуск, они по-разному обслуживаются, но, тем не менее, было бы желание, можно поехать, проверить себя или показать себя. А для спортбайков, к сожалению, ничего нет, потому что надо строить отдельное кольцо, а это очень дорого. Но, честно говоря, многие ездят, например, на трассу для картингов на Вые, она чуть-чуть в стороне, не очень подходит для спортбайков, потому что очень маленькая, но учиться, отрабатывать повороты туда ездят как автомобилисты многие, так и мотоциклисты.
Примечательно, что вы как организатор, прикладываете определенные силы, чтобы оформлялись специальные площадки, потому что, я думаю, что многие мотоциклисты готовы были бы переместиться куда-то с центральных улиц города, чтобы практиковаться и демонстрировать друг другу свои возможности, не нарушая правила дорожного движения и не ставя под удар жизнь и здоровье людей.
Есть в планах открыть мотошколу безопасного движения, где люди смогут себя показать, на других посмотреть, но пока это только планы, не могу похвастаться, что мы это уже сделали. Такие мысли есть, хочется научить людей, как безопасно и активно ездить, чтобы была площадка, где они могут порезвиться и показать, на что способны. Как сейчас делаются площадки для роллеров, для скейтбордеров, то же самое я хочу сделать для мотоциклистов.
Я думаю, это будет достойным продолжением вашего бизнеса.
Это больше для популяризации и для души, нежели для заработка, раз я сам болею этой темой, то мне все интересно.
Хочу отметить, что сегодня многие современные компании, которые выпускают и автомобили, и, я думаю, мотоциклы, наверное, и компании YAMAHA, все больше и больше внимания уделяют безопасности – безопасности водителя и пассажира. Что вы можете сказать о современных технологиях безопасности в области мотоциклов?
Сейчас сделан большой шаг вперед, ставятся, начиная от систем ABS, которые ставятся на мотоциклы, трек-контроль.
Это уже мотоциклы идут в такой комплектации?
Да! Доработать, конечно, можно, но довольно сложно технически и финансово. Эти системы очень помогают, особенно для неопытных райдеров: тормозить, разгоняться без пробуксовки. Что касается мотоциклов, то есть даже, правда не в нашей линейке, у Honda, но есть мотоциклы с воздушной подушкой, как на автомобиле. Она спереди, из панели выскакивает в случае ДТП и, видимо, смягчает какой-то удар. Существует различная экипировка: срабатывает датчик, и она, будто взрываясь, раздувается, как подушка безопасности.
На сегодняшний день российским клиентам доступно это?
Это доступно всем.
То есть это не в стадии создания, а реально работающее?
Это все работает, единственное, это надо заказывать, это все очень дорого стоит. Что касается такой экипировки, как правило, люди покупают что-то попроще, но в любой мотокуртке есть защита локтей.
Вот я и хотел задать следующий вопрос. Вы как профессионал, как считаете, без чего сегодня мотоциклист не должен выезжать на дорогу?
По правилам дорожного движения – это застегнутый мотошлем. Это так, он должен быть застегнут. Шлем должен быть качественный, пусть не дорогой, то есть не поддельный, не китайский. Все остальное: мотоботы, мотоштаны, мотокуртка, мотоперчатки…
«Мотоботы» звучит классно!
Как автоботы, да? Это все обязательно, даже в жару я езжу всегда полностью одетый, если сильно жарко, то можно надеть не мотокуртку, а черепашку.
Это что такое?
Такая сетка, а на ней защитные щитки, как у скейтбордеров и горнолыжников, то есть локти, плечи защищены, спина. Она абсолютно продуваемая, и ты полностью защищен, а сверху можно надеть какую-то красивую футболку, наподобие хоккейной, она называется у мотоциклистов «джерси», применяется в кроссе. В таком снаряжении и ездят, потому что достаточно одного раза, чтобы это был последний раз или получить какое-то серьезное повреждение. Чтобы этого не было, можно серьезнее подойти к вопросу экипировки в целом.
Вы нам сказали, что многие люди, к сожалению, не сразу понимают необходимость всего этого набора.
Как правило, первый раз нужно упасть, в больнице полежать или просто дома поваляться со сломанной рукой или ногой, это еще хорошо, если так кончится.
Да, здесь самое важное замечание, что первый раз может стать последним, поэтому, когда человек планирует бюджет на покупку мотоцикла, наверное, должен заложить бюджет на покупку полного комплекта экипировки.
А лучше два комплекта на жару и на холод.
Есть зимняя?
Не зимняя, а осенняя, когда +10, +15 градусов, ведь все ездят до октября, до ноября.
Скажите нашим радиослушателям, кто сейчас задумывается о покупке мотоцикла, сколько стоит такая экипировка, полный комплект?
От 30 тысяч, 50 тысяч и до бесконечности. 30-50 тысяч рублей – это тот минимум, чтобы одеться полностью.
Вы говорили о стоимости мотоцикла, например, в 500 тысяч рублей?
Ну, в среднем так.
При этом 50 тысяч – это 10%, наверное, можно в данном случае найти для того, чтобы сберечь свою жизнь. Правильно вы еще говорили во время рекламной паузы о том, что довольно часто встречаются такие ситуации, когда мотоциклист едет весь экипированный, он позаботился о здоровье себя любимого, а сзади везет подругу, которая в лучшем случае будет в шлеме, а в худшем случае вообще без всего. Что бы вы хотели сказать таким соратникам?
Да мне нечего им сказать… Я только могу сказать своим примером, когда я езжу со своей женой, то я ее одеваю по полной программе, потому что я ее люблю. Даже если мы с ней куда-то попадем, чтобы с ней было все хорошо. Падают мотоциклисты рано или поздно все. Даже на месте можно упасть, не аккуратно выставив ногу. Любое падение, даже мелкое, может грозить какими-то травмами.
Но и обратить внимание девушек, наверное. Во-первых, может быть, это определенная проверка на любовь, насколько вас экипировали, перед тем как выехать на дорогу. Во-вторых, подумайте, что ваш друг экипирован, в случае падения он останется цел и невредим, а что будет с вами – это совсем другой вопрос.
Асфальтовая болезнь, как минимум.
Это какой-то профессионализм?
Это большой ожог на коже. Когда человек летит по асфальту, то кожа сгорает, и получается такая большая ссадина кровяная. Она очень долго заживает, потому что грязь попадает. Вот это и есть асфальтовая болезнь, когда очень большая площадь ссадины и ожога. Это каждый день происходит почти со всеми, кто ездит в шортиках, футболках. Я часто просто вижу своих знакомых, кто чуть-чуть упал, сам целый, мотоцикл целый, но весь в кровяных ссадинах.
Помимо мотоциклов ваша компания занимается продажей огромного спектра различной мототехники, сюда входят и гидроциклы, и квадрациклы, и снегоходы.
Вся наземная техника, где есть двигатель внутреннего сгорания, кроме автомобилей и газонокосилок.
Можно сказать, что эта техника сопутствующая? Или это основной вид деятельности?
Я бы не сказал, что мотоциклы – это основной вид деятельности. Зимой приобретают снегоходы, летом мотоциклы, квадрациклы.
Насколько это сейчас популярно?
С каждым годом все более популярно, все больше людей понимают, что это за техника, для чего она нужна, активные виды отдыха становятся все более популярными. Очень много людей в свободное время берут свои квадрацикл, мотоцикл, едут либо путешествовать, либо просто проводить время со своими друзьями. Собираются либо «стайки», либо клубы по интересам: есть клубы просто мотоциклистов, они, можно сказать, в общей стае, есть клубы путешественников, есть клубы, объединяющие любителей брендов – YAMAHA, Honda и так далее. Вся мототехника объединяет, и мы стараемся проводить различные мероприятия, куда приглашаем своих друзей, клиентов, выезжаем на природу с различными целями: просто прокатиться, провести время, или серьезная какая-то экспедиция на несколько дней, или экспедиция на несколько недель. Тут уже каждому свое: кто-то не может поехать на две недели куда-то далеко, но сильно хочется, то мы с такими людьми выезжаем на два дня.
Сегодня очень популярно страховать свой автомобиль, страховать по полису КАСКО. А что-то подобное на мотоцикл сделать можно на сегодняшний день?
Можно точно, потому что это все уже работает в Москве, Петербурге и их областях.
Ключевой момент, что все это работает где-то там!
У нас пока нет, про Екатеринбург не знаю, но тоже как-то слабо про это слышал, очень мало информации. Именно КАСКО страховки как таковой для мотоцикла пока нет у нас в регионе, есть только страховка от полного ущерба – это угон, сгорел и так далее.
Наверное, если бы какой-то страховщик, страховая компания на сегодняшний день ввели бы такой продукт в свою линейку, наверное, многие люди заинтересовались такой страховкой?
Я думаю, что многие, я точно был бы заинтересован.
Так что есть новая бизнес-идея для страховых компаний!
Единственное, что мотоциклы считаются очень опасными видами транспорта, даже у меня был опыт, когда я просил первый в своей жизни кредит, в списке того, что у меня есть, был мотоцикл, мне даже думали отказать, как мне сказала знакомая в банке. А вообще, кредитование мототехники у нас отсутствует только потому, что нет КАСКО страховки, соответственно, банки авто или мотокредиты здесь не выдают.
Банк в этом случае, выдавая кредит, должен обезопасить свое имущество, потому что пока вы с кредитом не рассчитались, выгодоприобретателем по всем страховкам будет являться именно банк. Если ваш автомобиль гипотетически угонят, либо он пострадает в аварии, то выгодоприобретателем будет банк. А поскольку страховки на мотоцикл нет, то и банку неинтересно, так как он не может застраховать свое имущество. Теперь совсем из другой области вопрос. Предположим, ваш потенциальный клиент решил купить либо снегоход, либо квадроцикл, либо гидроцикл. На что ему стоит обратить внимание при покупке этого агрегата, этой техники? Безопасно ли эту технику приобретать с рук, по объявлению?
Сложно судить, насколько безопасно покупать по объявлению, вторичный рынок очень активный, много мотто- и автотехники. Это нормально! Тем не менее, с каждым годом все больше и больше продается новой техники. По автомобилям это сейчас стало очень заметно, по мотоциклам все более и более заметно становится с каждым годом, но мототехника немного отстает от автомобильного рынка. А при выборе, так скажем, продавца техники, я бы обратил внимание на существование и качество сервиса, потому что недостаточно купить технику, нужно еще обслуживать, а вся мототехника очень требовательна к обслуживанию.
Кстати, у мотоциклов есть какое-то ТО?
Да, регламентное ТО. На спортбайки, например, 6 тысяч километров, в отличие от машины, у которой от 10 до 30. На кроссовые мотоциклы – 10 моточасов.
Тем более тогда особенно важно иметь надежного партнера под рукой, потому что мотоцикл заезжает на ТО гораздо чаще, чем автомобиль.
Мотоцикл, в принципе, меньше ездит, кто как: кто-то заезжает и 3 раза в сезон на ТО, кто-то и каждый понедельник. Но если нет сервиса, то куда человек девается? Он может поехать туда, где купил, допустим, в Екатеринбург либо в Москву, но есть такие бренды, которые можно содержать, только живя в Москве либо в Питере.
На сегодняшний день есть какие-то услуги, например, trade-in, когда человек может сдать какой-то мотоцикл на реализацию.
Мы делаем такую услугу, но для своих же клиентов. Если человек сдает Honda, то мы вряд ли пойдем на это. Ту же YAMAHA, которую обслуживали, видим, что с ней, можем что-то в дальнейшем сделать, допустим, продать с чистым сердцем какому-то другому клиенту. Конечно, мы идем навстречу.
То есть человек пригоняет старый мотоцикл YAMAHA, платит разницу и получает новый?
Да!
То есть как в автосалоне.
Так и есть, то есть уезжает сразу на новом, мы дальше занимаемся продажей его мотоцикла.
Прекрасно, я считаю, что и в эту отрасль должны проникать современные технологии реализации. Не только же к автомобилям они должны относиться. Скажите, на сегодняшний день достаточно ли автошкол в городе, которые занимаются образованием по категории «А», легко ли человеку на сегодняшний день в Нижнем Тагиле получить права, и вы как профессионал как оцениваете качество подготовки молодых водителей по категории «А»?
На самом деле, не очень легко получить права, потому что, по-моему, школы всего две, у них огромные периоды сбора группы и сдачи, то есть, если я пошел учиться, то не факт, что я сдам через месяц, надо ждать около полугода, насколько я это слышу от клиентов, от своих друзей. Школ недостаточно, экзамены слишком редко проходят. По поводу качества обучения… Это, в принципе, схоже с автомобилями, то есть школы готовят просто для сдачи экзамена, не более того, причем многие знают, как они сдаются, поэтому качество обучения «ни к черту», других слов у меня нет.
Будем надеяться, что наряду с совершенствованием программы в виде внедрения новых технологий в области образования по категории «В» для стандартного автомобиля и категории А также будут внедрятся новые программы, чтобы люди смогли получать права, при этом не только владеть этими правами, но и быть грамотными специалистами.
Я считаю, что правильно сделано в Европе, там у них несколько категорий «А», то есть первый в жизни мотоцикл может быть только малокубатурный. Нельзя сразу 18-летнему мальчику купить R-1, у которого там по двести лошадей, он доедет только до первого дерева. Соответственно, я тоже за эту систему, знаю, что она обсуждается сейчас в Думе и готовится законопроект о разделении на «А-1», «А-2», «А-3».
Ну и последний вопрос. Ваше отношение к многочисленным скутерам, которые заполонили наши улицы, одобряете ли вы то, что вводятся права категории «М», вообще, ваше отношение к этому вопросу.
Мне эта идея очень нравится, потому что сейчас ездят даже дети, которые еще не имеют права вообще появляться на дорогах общего пользования.
При этом, нужно заметить, что человек, выезжая на дорогу, становится полноценным участником дорожного движения.
Есть же правило, что велосипедисты, по-моему, только с 14 лет могут ездить по дороге.
При этом велосипедисты стали активно использовать тротуары.
Для них должны быть специальные дорожки. А скутеры, сколько я вижу их в городе, почти все без шлемов, многих я вижу пьяными.
Будем надеяться, что в связи введением прав категории «М», сотрудники ГИБДД будут заниматься профилактикой данного вида нарушения, соответственно, порядок в нашем городе с каждым месяцем, не то, что с каждым годом, будет налаживаться.